Вклад Г.Ф.Шершеневича в юриспруденцию России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:37, реферат

Описание работы

Богатая событиями история юриспруденции помогла нам сформулировать общие требования к профессии, личности юриста и выдвинула целый ряд выдающихся юристов, чей вклад в развитие права является абсолютной ценностью. Мало знать кодексы, законы, правовые нормы… Знание имен, биографий и работ известных юристов – такое же обязательное требование высшего юридического профессионального образования

Содержание

Содержание………………………………………………………………...…….................................1
Введение………………………………………………………………………………………...…..…….2
I. Жизненный путь и труды………………………………………………………………...……2
II. Позитивистские взгляды Габриэля Феликсовича Шершеневича............9
Заключение………………………………………………………….................................………...11
Список литературы……………………………………………………………..............………...12

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 34.04 Кб (Скачать)

Государственная власть есть сила, а не право, оно  может действовать по своему эгоистичному произволу, хотя и не всегда это допускается. Оно устанавливает правовые нормы  и обязано их соблюдать или  считаться с ними. Государственная  власть способна сменить право на произвол. Относительную гарантию от этого дает общекультурный прогресс, в процессе которого чувство законности все более глубоко проникает  в психологию людей, в том числе  в психологию представителей власти; в таком состоянии подчинение закону становится неотъемлемым свойством общества, обеспечивающим его действительный прогресс.

II. Позитивистские взгляды Габриэля Феликсовича Шершеневича

В историю  русской юридической мысли Шершеневич вошел как "юрист-позитивист".

Исходный  пункт концепции Шершеневича - абстракция изолированного человеческого индивида, представляемого носителем важнейшего досоциального качества - инстинкта  самосохранения. Последний изображается как первоначальная естественная сила, создавшая всю общественную жизнь  и одновременно обусловливающая  внутреннюю духовную изолированность  членов общественных групп. Понятие "естественного  человека" Шершеневич противопоставляет  метафизическим обертонам и антропоцентризму классической философии, расчищая таким  образом путь в обществознание методам  естественных наук и вместе с тем  предполагая избежать крайностей индивидуализма и социологического редукционизма: "Общество и индивид стоят друг перед другом как два исконных начала, одновременно дружественных  и враждебных". Сочетание мотивов  инстинктивизма и утилитаризма обусловливает  картину социальной жизни, упрощенность которой несколько смягчается элементами диалектики общего и особенного, средств  и целей.

Общество - организованная совокупность индивидов, сотрудничающих на почве общности интересов. В социальных соприкосновениях потребности  человека усложняются, и само общение  постепенно превращается в одну из целей деятельности. Постоянно удлиняющаяся цепь социального опосредовании  отражается и закрепляется в комплексной  психической детерминации поведения. В меру своей цивилизованности человек  альтруистичен, но этот признак вторичен и в конечном счете также определяется эгоизмом.

Этика Шершеневич утилитарна и гедонистична, ситуативная  и нормативная регуляции поведения  равно служат принципам пользы и  удовольствия. Стремление избежать односторонности  при одновременном не менее сильном  желании держаться строго в границах данностей опыта оборачивается  двойственным результатом. Реалии системной организации социума признаются, но исключительно на уровне бытия отдельных людей: "Нужно признать, что реально существует только индивид и что общежитие является только формою индивидуального существования". В то же время принцип "Что реально, то индивидуально" приводит к перенесению на социум признаков индивида, вследствие чего возникает образ "общества-эгоиста".

В соперничестве  эгоизмов побеждают те, на чьей стороне  образуется перевес совпадающих  интересов. Благо большинства эгоистов и есть благо общества. Последнее  начинает пониматься как большинство  членов, из которых оно состоит. Социально-философского воззрения Шершеневича ориентированы  на правоведение. Поэтому он уделяет  особое внимание феномену социальных норм и отграничению юридической  регуляции от смежных нормативных  комплексов. В самом широком смысле нормативность связана с организованным характером общественной жизни. Говоря более конкретно, социальные нормы  выражают и обеспечивают общественный эгоизм. По отношению к отдельному индивиду любые социальные нормы  гетерономны, исходят всегда от внешнего социального авторитета: "Нравственный закон не в нас, а вне нас, как  и звездное небо". В состав норм включаются диспозиции и санкции. Сущность первых - обязывание, вторых - угроза.

К правовой области относятся нормы, исходящие  от государства и проводимые его  властью. Государственная власть суверенна, верховна, неограниченна и неделима. Концепции правового государства  Шершеневич не признает; государство  стоит над правом и является его  источником. Формально-нормативистская  концепция права служит установке  на изучение явлений правовой жизни  безотносительно к реальному  содержанию политики, проводимой юридическими средствами. Тем самым, во-первых, ценностный подход намеренно лишается статуса  научности и водворяется эмпиристский объективизм; во-вторых, философия права  ставится на службу юридической догматике  и, в качестве теории позитивного (писаного) права, превращается Шершеневичем в  ее философское самосознание. 
  
 
 

Заключение

Теоретик  права и государства Габриэль Феликсович Шершеневич считал, что государство является источником права. Согласно его концепции государство есть явление первичное, а право – вторичное, ибо государство предшествует праву и исторически и логически. На этом основании он выступал с критикой идеи правовой связанности государства им же самим созданным правом. Теория правового государства, по его мнению, не имеет теоретического обоснования и практического значения.

Габриэль  Феликсович Шершеневич, мотивировал свою теорию следующим: «В разное время и у разных народов правом признаётся не одно и то же, - даже прямо противоположное» - говорит казанский правовед. «Право есть норма, т.е. общее правило, определяющее поведение человека в отношении других людей, составляющих с ними вместе политическое единство, государство. Однако эта задача выполняется не одними юридическими правилами, но и иными нормами, ближе нормами нравственности.

Среди других социальных норм, юридическая должна отличаться каким либо видовым признаком, который был бы им только свойственен  и чужд другим нормам. Этот характерный  признак заключается в том, что  за каждую юридической нормою стоит  принудительная власть государства».

      Отказ от существования естественного  права приводит Шершеневича вслед  за Р. Иерингом к выводу, что право  возникает и существует благодаря  государству. «Право есть продукт государственной  власти… государственная власть устанавливает право, исходя из принципа общеполезности».

      Данная  теория в современной юриспруденции  России не поддерживается, но является важной для исторического анализа  подходов к теории возникновения  и сущности права и государства. 
 
 
 
 

Список  источников

  1. Сайт http://www.bestreferat.ru/referat-116412.html, Интернет
  2. Сайт http://www.yurbib.ru/kommentarii/gavriil-feliksovich-shershenevich-01-01-1863-31-08-1912.html, Интернет
  3. Сайт http://az-libr.ru/index.shtml?Persons&0B5/84e77bbb/0001/3828dcfa, Интернет
  4. Сайт http://otherreferats.allbest.ru/law/00024566_0.html, Интернет
  5. Сайт http://www.bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-1/134.htm, Интернет
  6. Сайт http://www.bestreferat.ru/referat-151313.html, Интернет
  7. Сайт http://specjurfak.narod.ru/manuals/NersesjancTGP/302_1.htm
  8. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1. Вып. 1. М., 2005 (по изданию 1910-1912).
  9. Шершененевич Г.Ф. К вопросу о приобретении ученых степеней. – М., 1888.
  10. Пяткина С.А. О правовой теории юридического позитивизма. // Правоведение. 1964. №4.

Информация о работе Вклад Г.Ф.Шершеневича в юриспруденцию России