Вклад Ломоносова в Риторику

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Основным критерием этого выбора служила «образцовая речь» – речь выразительная, логично организованная, отличающаяся грамматической и орфоэпической правильностью, точностью в употреблении слов и лексическим разнообразием. Выдающийся русский языковед, лексикограф, профессор С. И. Ожегов подчеркивал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка... Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное».

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 56.26 Кб (Скачать)

     "При  всех сих надлежит наблюдать  время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор (оратор) при  возбуждении страстей должен  поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто".

     Произнося слово, надо сообразовываться с темой  выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы "радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном... Ненадобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно".

     Во  второй части "Руководства к красноречию" Ломоносов говорит об украшении  речи, которое состоит "в чистоте  штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто".

     Рассматривая  плавность течения слова, Ломоносов  обращает внимание на продолжительность  словесных периодов, чередование  ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению  речи способствует включение в нее  аллегорий и метафор, метонимий  и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.

     Последняя, третья часть "Руководства" называется "О расположении" и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее  впечатление на слушателей. "Что  пользы есть в великом множестве  разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?

     Храброго  вождя искусство состоит не в  одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков". И  далее Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.

     Посмотрим теперь, как сам ученый на практике применял вышеизложенное в своих публичных выступлениях. Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг ученого Шумахер писал одному из своих корреспондентов: "Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве". Здесь сквозь явное недоброжелательство просматривается невольное признание риторических способностей.

     "Слова"  и "Речи" ученого всегда привлекали  множество слушателей и проходили  с неизменным успехом. Известный  русский просветитель Н.И. Новиков  вспоминал, что слог Ломоносова "был великолепен, чист, тверд,  громок и приятен", а "нрав  он имел веселый, говорил коротко  и остроумно и любил в разговорах  употреблять острые шутки".

     В качестве иллюстраций ораторского  искусства Ломоносова, его умения образно и интересно рассказывать об успехах и достижениях науки, понятно объяснять дотоле неизвестное  рассмотрим два примера. Первый –  "Слово о пользе химии, в публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михаилом Ломоносовым". Начинается оно так: "Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит... Приятное и полезное упражнение, где способнее, как в учении, сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств... Им обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище себе приобретает".

     Говоря  о пользе учения, о необходимости  приобретения знаний, ученый показывает, насколько образованный человек  отличается в лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать новое.

     "Представьте,  что один человек немногие  нужнейшие в жизни вещи, всегда  перед ним обращающиеся, только  назвать умеет, другой не токмо  всего, что земля, воздух и  воды рождают, не токмо всего,  что искусство произвело чрез  многие веки, имена, свойства и  достоинства языком изъясняет,  но и чувствам нашим отнюдь  не подверженные понятия ясно  и живо словом изображает. Один выше числа перстов своих в счете производить не умеет, другой не токмо... величину без меры познавает, не токмо на земли неприступных вещей расстояние издалека показать может, но и небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на всякое мгновение ока переменное положение определяет... Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит?" 

 

     Заключение 

     Культура  речи является выражением того идеала языковой культуры, который складывается усилиями многих поколений и находит  свое воплощение в литературном языке. Именно писатели с их трепетным и  вдумчивым отношением к слову, его  оттенкам и звучанию формируют в  своих произведениях нормы литературного  языка. С появлением литературного  языка появляется и культура речи, которая формирует культуру отношений  и более того – систему ценностей. Литературный язык – это то, что  в языковом плане объединяет нацию. Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень  – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость  к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить о  его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура говорящего, тем больше его речь будет соответствовать  нормам литературного языка.

     Большой вклад в развитие культуры речи и  развития русского литературного языка  внес М.В. Ломоносов. Во всех суждениях  о нормах произношения и правописания Ломоносов прогрессивен, глубокомыслен  и проницателен. В 1748 г. Ломоносов  выпустил в свет "Краткое руководство  к красноречию" (кн. 1 "Риторика"). В первой части, носившей название "Изобретение", ставился вопрос о выборе темы и  связанных с ней идей. Вторая часть  — "О украшении" — содержала правила, касавшиеся стиля. Самым важным в ней было учение о тропах, придававших речи "возвышение" и "великолепие". В третьей — "О расположении" — говорилось о композиции художественного произведения. В "Риторике" были не только правила, но и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства. Она была и учебником и вместе с тем хрестоматией.

Информация о работе Вклад Ломоносова в Риторику