Вклад Ломоносова в Риторику

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Основным критерием этого выбора служила «образцовая речь» – речь выразительная, логично организованная, отличающаяся грамматической и орфоэпической правильностью, точностью в употреблении слов и лексическим разнообразием. Выдающийся русский языковед, лексикограф, профессор С. И. Ожегов подчеркивал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка... Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное».

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 56.26 Кб (Скачать)

3. «Риторика» М.В. Ломоносова

  Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть  словом, особыми приемами привлечения  внимания слушателей. Ведь недаром  же на одной лекции мы сидим не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой – вздыхаем, зеваем, смотрим на часы. Качество лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в свою очередь, – от умения владеть аудиторией.

  Ораторскому искусству можно научиться. Для  желающих овладеть им Ломоносов и  написал свою «Риторику», которая  имела принятое по тем временам такое  длинное название: «Краткое руководство  к красноречию. Книга первая, в  которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были.)

  Во  введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи  красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...

  К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое – природные  дарования, второе – наука, третье –  подражание авторов, четвертое –  упражнение в сочинении, пятое –  знание других наук».

  Пересказать подробно «Риторику» Ломоносова трудно, так как этот объемистый труд содержит около трехсот страниц текста. На них – различные риторические правила; требования, предъявляемые  к лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных  выступлениях; многочисленные поясняющие примеры. Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.

  «Риторика есть учение о красноречии вообще... В сей науке предлагаются правила  трех родов. Первые показывают, как  изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать  надлежит, и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение».

  Ломоносов говорит о том, что выступление  должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость  тщательного отбора материала, правильного  его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими  мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.

  При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит: 1) чтобы  в подробном описании частей, свойств  и обстоятельств употреблять  слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».

  Далее Ломоносов пишет о том, как  пробудить в слушателях любовь и  ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что  эмоциональное воздействие часто  может оказаться сильнее холодных логических построений.

  «Хотя доводы и довольны бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемыя материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось... Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону?..

  А чтобы сие с добрым успехом  производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину  сердец человеческих...

  Страстию называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия.

  Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению  и утолению страстей: 1) когда слушатели  знают, что он добросердечный и совестный  человек, а не легкомысленный ласкатель  и лукавец; 2) ежели его народ  любит за его заслуги; 3) ежели  он сам ту же страсть имеет, которую  в слушателях возбудить хочет, а  не притворно их страстными учинить  намерен».

  Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество  других факторов. «При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении  страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто».

  Произнося слово, надо сообразовываться с темой  выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном... Ненадобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно».

  Во  второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении  речи, которое состоит «в чистоте  штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.

  Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о  том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее  впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом? Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». И далее Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.

  Посмотрим теперь, как сам ученый на практике применял вышеизложенное в своих публичных выступлениях. Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг ученого Шумахер писал одному из своих корреспондентов: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве». Здесь сквозь явное недоброжелательство просматривается невольное признание риторических способностей.

  «Слова» и «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили  с неизменным успехом. Известный  русский просветитель Н.И. Новиков  вспоминал, что слог Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав он имел веселый, говорил  коротко и остроумно и любил  в разговорах употреблять острые шутки».

  В качестве иллюстраций ораторского  искусства Ломоносова, его умения образно и интересно рассказывать об успехах и достижениях науки, понятно объяснять дотоле неизвестное  рассмотрим два примера. Первый –  «Слово о пользе химии, в публичном  собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михаилом Ломоносовым». Начинается оно так:

  «Рассуждая  о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и  беспорочными трудами пользу приносит... Приятное и полезное упражнение, где  способнее, как в учении, сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств... Им обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище себе приобретает».

  Говоря  о пользе учения, о необходимости  приобретения знаний, ученый показывает, насколько образованный человек  отличается в лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать новое.

  «Представьте, что один человек немногие нужнейшие  в жизни вещи, всегда перед ним  обращающиеся, только назвать умеет, другой не токмо всего, что земля, воздух и воды рождают, не токмо всего, что искусство произвело чрез многие веки, имена, свойства и достоинства  языком изъясняет, но и чувствам нашим  отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает. Один выше числа перстов своих в счете производить не умеет, другой не токмо... величину без меры познавает, не токмо на земли неприступных вещей расстояние издалека показать может, но и небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на всякое мгновение ока переменное положение определяет... Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит?»

 
Заключение

  Культура  речи является выражением того идеала языковой культуры, который складывается усилиями многих поколений и находит  свое воплощение в литературном языке. Именно писатели с их трепетным и  вдумчивым отношением к слову, его  оттенкам и звучанию формируют в  своих произведениях нормы литературного  языка. С появлением литературного  языка появляется и культура речи, которая формирует культуру отношений  и более того – систему ценностей. Литературный язык – это то, что  в языковом плане объединяет нацию.

  Культура  речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень  – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость  к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить о  его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура говорящего, тем больше его речь будет соответствовать  нормам литературного языка.

  Большой вклад в развитие культуры речи и  развития русского литературного языка  внес М.В. Ломоносов. Во всех суждениях  о нормах произношения и правописания Ломоносов прогрессивен, глубокомыслен  и проницателен.

  В 1748 г. Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к красноречию» (кн. 1 «Риторика»). В первой части, носившей название «Изобретение», ставился вопрос о выборе темы и связанных с  ней идей. Вторая часть — «О украшении» — содержала правила, касавшиеся стиля. Самым важным в ней было учение о тропах, придававших речи «возвышение» и «великолепие». В третьей — «О расположении» — говорилось о композиции художественного произведения. В «Риторике» были не только правила, но и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства. Она была и учебником и вместе с тем хрестоматией. 
 
 

Реферат «Ломоносов Михаил Васильевич»  
 
Ломоносов Михаил Васильевич 
Ломоносов Михаил Васильевич - первый русский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель. 
Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 году отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был направлен в Петербург в академический университет, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбургском университете, а затем в университете города Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742) Ломоносов был назначен адъютантом Академии Наук по физ. классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) . 
Главным предметом научных работ Ломоносова в течение первых 10 лет были естественные науки, особенно химия, физика, металлургия, физическая география, а с 1753 до конца жизни Ломоносов работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд фундаментальных философских трудов. В 1763 году Ломоносов стал членом Академии художеств. В последние годы жизни научные работы Ломоносова были высоко оценены за пределами России. Почётный член Шведской(1760) и Болонской (1764) академий наук. 
Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения, Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение Академии Наук и улучшение её работы учебно-научного учреждения. В должности советника канцелярии Академии Наук (1757) разработал план реорганизации управления Академией и проект её устава. По инициативе Ломоносова и его проекту при содействии И. И. Шувалова в 1755 году был открыт Московский университет. Преподавание в нём началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Ломоносов разработал “Штаты и регламенты” для университета и университетских гимназий. Предложения Ломоносова способствовали организации учебного дела в Академии Наук: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъютантов Академии Наук. Проведённые по его плану демократические преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. “Регламентами” определялись отношения гимназистов к учению, их поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников “к правильному образу мышления” , то главная обязанность гимназистов - “к наукам простирать крайнее прилежание” . 
Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 году Ломоносов написал “Краткое руководство к риторике” на русском языке. Изданная в 1748 году “Риторика” Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе “Риторики” , отражающей многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию. Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка - “Российская грамматике” (1755, опубликована 1757) . Большую роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное и естественнонаучное творчество Ломоносова. 
Ломоносов добивался переводов на русский язык многих учебных пособий. Переведённая им с латинского языка “Волфианская экспериментальная физика” (1746) была первым учебником физики для высших школ на русском языке. Целям обучения служили и собственные труды Ломоносова по химии “Элементы математической химии” (1741) , “Введение в истинную физическую химию” (1752) , “Опыт физической химии, часть первая, экспериментальная” (1752-53) и другие. 
Просветительская деятельность Ломоносова не ограничивалась рамками Академии Наук. Он предложил проект создания а Петербурге отдельного университета, не входящего в Академию Наук, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании Академии Художеств в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Однако главная роль в осуществлении просветительских замыслов Петра I Ломоносов отводил Академии Наук. Важнейшим направлением её деятельности он считал создание условий для воспитания отечественных учёных. “За то терплю, - писал Ломоносов перед смертью, - что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали своё достоинство.” 
Реферат для студентов на тему вклад ломоносова в изучении русского языка. Реферат по русскому языку вклад ломоносова м в в изучение русского языка. Краткое содержание доклада на тему жизнь и деятельность Ломоносова. Реферат М В Ломоносов вклад в риторику и развитие русского языка. Реферат по теме вклад Ломоносова в развитие языка и литературы. Математика в жизни науке и технике ломоносов михаил васильевич. Сообщение на тему Жизнь и творчество Ломоносова как лингвиста. Роль ученого ломаносова лингвиста в развитии русского языка. Доклад по михайло васильевича ломаносова о его достижениях. Доклад на тему вклад ломоносова в изучение русского языка. Ломоносов михаил васильевич интересная краткая информация. Реферат про Михоила Васильевича Ломоносова по физике. Ломоносов михаил васильевич биография по литературе. Доклад на тему вклад ломоносов в развитие географии. Реферат на тему первый русский академик ломоносов.

Информация о работе Вклад Ломоносова в Риторику