Методика изучения действия солдата в бою

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

В современном общевойсковом бою неизмеримо повышается роль солдата. Он несет личную ответственность за защиту своей Родины и должен: не щадить своих сил и самой жизни при выполнении воинского долга; беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою; как зеницу ока оберегать Боевое Знамя части; до конца выполнить в бою свой воинский долг перед Родиной. Ничто, в том числе и угроза смерти, не должно заставить его сдаться в плен.

Содержание

Введение ..........................................................................................................
3
Действия солдата в бою………………………………………………......
4
1.1 Задачи солдата в бою……………………………………………………
4
1.2 Действия солдата в наступательном и оборонительном бою…………
5
1.3 Выбор оптимального места для стрельбы (огневая позиция)…………
6
1.4 Использование укрытия для стрельбы……………………………………..
8
1.5 Оборудование места для стрельбы …………………………………….
9
2 Влияние боя на психику воина…………………………………………
14
2.1 Психика воина в боевой обстановке…………………………………….
14
2.2 Психологическая подготовка военнослужащих………………………..
16
3 Методические рекомендации по изучению темы……………………….
21
Заключение……………………………………………………………………...
23
Список использованной литературы………………………………………...
24
Приложение. Памятка солдату «Поведение в бою»

Работа содержит 1 файл

действия солдата в бою.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Смелый, находчивый солдат не должен растеряться в любой  обстановке. Увидев забор, плетень, кустарник  или какой-либо другой местный предмет, находчивый воин сразу сообразит, как лучше приспособить его для боя. За плетнем или забором солдат быстро отроет окоп, устроит бруствер, а для ведения огня прорежет бойницу. Из вырезанного куска сделает щит для ее маскировки. Верхнюю часть щита прикрепит к верхнему обрезу бойницы с помощью кожи, веревки, брезента, к нижней части щита приделает палку, чтобы открывать его, не выходя из окопа. Точно так же оборудовались окопы и за каменными оградами. Окопы отрывали в 30-40 см от них. Бойницы пробивали на уровне глаз. Земля во время работы выбрасывалась назад, создавая тыльный траверс, защищающий от осколков разорвавшихся поблизости снарядов.

Когда в годы войны  боевые действия шли в населенных пунктах, наши солдаты широко использовали не только заборы, подземные ходы, но и здания — как целые, так и разрушенные. Для стрельбы из пулеметов и орудий устраивали амбразуры. Стены, чердачные и междуэтажные перекрытия — усиливались по мере сил и возможности дополнительной кирпичной кладкой, бревнами, балками, а пространство между перекрытием и слоем усиления заполнялось грунтом. Все это помогало предохранять обороняющихся от снарядов и пуль.  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Влияние боя  на психику воина

 

Успех в современной войне, во многом зависит от морально-психологического состояния личного состава, его психологической готовности к бою, способности преодолеть страх в боевой обстановке и сохранить волю к победе.

 

 2.1 Психика воина в боевой обстановке

Боевая обстановка оказывает  на военнослужащих сильное психологическое воздействие и требует от них проявления стойкости, инициативы и дисциплины. Поэтому воины, которым предстоит вступить в бой, должны обязательно пройти соответствующую психологическую подготовку. Как правило, психологически подготовленные воины в боевой обстановке проявляют повышенное внимание, разумное мышление, их действия отличаются активностью и целеустремленностью. Всего этого не скажешь о психологически неподготовленных. А их непрофессиональные действия ставят под угрозу положительный исход боя.

Командирам необходимо знать факторы, определяющие поведение  воина в бою. Они зависят от боевого настроя, степени душевного  и физического переутомления, воздействия  стресса, чувства страха.

Боевой настрой - это духовная готовность и способность военнослужащих переносить испытания войной и добиваться победы над врагом. Его проявлениями являются решительность, смелость, мужество и выносливость личного состава.

Переутомление - это общее недомогание, проявление усталости, раздражительности, бессонницы, беспорядочности действий.

Стресс оказывает сильное влияние  на психику воина в бою. Он характеризует  состояние человека, в котором  тот находится вследствие физических перегрузок. Это состояние во многом зависит от степени душевного  и физического переутомления. Стресс может быть длительным и кратковременным.

Длительный стресс, или недостаточная  приспособляемость организма к  стрессовым ситуациям, может привести к тому, что способность солдата  к активным и сознательным действиям  резко снижается. Если не предпринять необходимых мер, направленных на восстановление организма воина, тот может потерять боеспособность.

Кратковременный стресс в некоторых случаях может  оказать мобилизующее воздействие  на военнослужащего, обострить его  восприятие. В таком состоянии  солдат мобилизуется и готов к  выполнению боевой задачи.

Страх - это врожденное чувство человека, связанное с  самосохранением. Полностью побороть страх невозможно, но стремиться к этому необходимо.

Порой воины, не умеющие  преодолеть страх, не способны проявлять  самостоятельные действия. Импульс  действовать им дают храбрые люди, которые умеют сохранить самообладание и проявлять разумные действия. Поэтому в бою управление берут на себя всегда люди волевые.

Человек должен учиться  управлять своей психикой. Ему  необходимо знать, что она обладает некоторой «инерционностью», поэтому  мгновенно перестроиться не может.

Издавна использовались различные способы воспитания воинов для того, чтобы они проявляли мужество, стойкость на поле боя. Например, у солдат воспитывались чувства боевого товарищества и взаимовыручки в бою, ненависть к врагу. Командование награждало отличившихся и использовало угрозу смертной казни для тех, кто проявил трусость.

Наиболее эффективным  средством борьбы со страхом сегодня  остаются дисциплина, добросовестность и товарищество. Боязнь выглядеть  трусливым в глазах коллектива помогает многим воинам выработать решительность и победить страх. Степень решительности, смелости, мужества и выносливости личного состава определяет боевой настрой войск, под которым понимается их духовная готовность и способность переносить испытания войны и добиваться победы над врагом. Вот несколько примеров.

Рядовой Евгений Остроухое, заменив выбывшего из строя командира, в течение 12 часов подряд возглавлял группу бойцов, защищавшую от наседавших чеченских боевиков раненых товарищей.

В боевую машину рядового Александра Головина попал снаряд, выпущенный дудаевскими боевиками. Механик-водитель был тяжело ранен, но, истекая кровью, помог выбраться из машины всем членам экипажа. А потом, собрав последние силы, он отогнал пылающую БМП на обочину дороги, давая возможность другим машинам двигаться вперед. Уже без сознания отважный солдат был доставлен в госпиталь.

Приведенные примеры  ярко характеризуют победу воинов над  своим страхом при помощи дисциплинированности и чувства ответственности перед  своими товарищами.

Армия строится на принципах дисциплины, добросовестности и товарищества. Страх выглядеть трусливым в глазах коллектива помогает многим воинам выработать решительность и победить неуверенность.

Поэтому в воинских коллективах  необходимо укреплять дружбу и товарищество, поддерживать дисциплину, что служит основой психологической устойчивости войск.

Воины должны знать несколько  правил, обеспечивающих снятие психической  напряженности и усталости:

  • своевременно и калорийно питаться;
  • соблюдать норму потребления жидкости;
  • использовать время, отведенное на отдых, только по назначению;
  • избегать применения лекарств без рекомендации врача;
  • чаще общаться с сослуживцами.

Боевая активность военнослужащих во многом зависит также и от объема физических и психологических потерь. По наблюдениям военных психологов, боеспособность частей и соединений может быть полностью утрачена, если потери достигнут 20% от их численности.

Существенным фактором поведения воина в бою является и интенсивность ведения боевых действий. Замечено, что пребывание личного состава на переднем крае в непосредственном соприкосновении с противником не должно превышать 30 -40 суток.

Поведение воина в  боевой обстановке зависит и от направленности его личности, особенностей характера, воли, эмоций и т.д. Только осознав  все это, можно объяснить такие факты, как самопожертвование, оправданный риск, взаимовыручка.

 

 

2.2  Психологическая  подготовка военнослужащих

В процессе боевой учебы  каждый воин должен активно совершенствовать свою профессиональную и психологическую  подготовку.

Психологическая подготовка военнослужащих представляет собой комплекс мероприятий по формированию у них психологической устойчивости, эмоциональных и волевых качеств, необходимых для выполнения боевой задачи в любой обстановке, позволяющих бороться со страхом, повысить переносимость физических и психологических нагрузок, приобрести умение действовать в бою самоотверженно, активно и инициативно.

Эффективным средством  подготовки воина к бою является мысленное проговаривание им последовательности своих действий. Это помогает военнослужащему быстрее вжиться в боевую обстановку.

Для поддержания психологической  готовности могут быть также использованы методы психологической саморегуляции.

Так, ходьба в темпе 140 - 150 шагов в минуту создает бодрое настроение, а чередование темпа шага от замедленного до ускоренного усиливает собранность, заостряет внимание. Для борьбы со сном широко применяются пощипывание кожи рук, самомассаж головы и другие приемы, повышающие активность.

Основными методами саморегуляции  для поддержания психологической готовности к бою являются также самоубеждение; самовнушение; управление воображением; вниманием; дыхательным и мышечным тонусом.

Самоубеждение - это доказательство воином самому себе необходимости поддержания  высокого уровня готовности. При появлении отвлекающих мыслей во время несения службы на боевом посту или во время выполнения другой боевой задачи военнослужащему необходимо помнить о возможности негативных последствий ослабления бдительности, а также требования уставов, предупреждения старших начальников, различные поучительные примеры из воинской службы.

Самовнушение - важный метод  поддержания уровня боевой готовности. С его помощью можно изменить свое состояние за счет веры в себя и свои возможности.

Для поддержания у  воинов бодрости и активности военные психологи рекомендуют предельно четкие и коротко сформулированные самоинструкции: «Я внимателен и сосредоточен»; «Я спокоен и уверен в себе»; «Я полностью контролирую свое поведение и ситуацию» и т. д.

Эти самоинструкции представляют собой своеобразные модели требуемого состояния. Путем их многократного повторения они легко «вводятся» в подсознание человека и начинают формировать его состояние.

Управление воображением значительно усиливает действие словесных форм самовнушения. С его  помощью можно создать образ желаемого результата своей деятельности. Например, внушая себе: «Я бодр», сразу ощутишь прилив сил. Рекомендуется образно отождествлять себя с эталоном (лучший воин, идеальный образец правильного действия или кумир). Так, чтобы войти в роль «самого бдительного воина», необходимо образно представить его идеальные действия и по принципу подражания попробовать действовать так же. Такому образному перевоплощению значительно способствуют самовнушения типа «Я лучший стрелок», «Я бдительный разведчик».

Управление вниманием  тесно связано с воображением. Внимание способно отвлечь человека, «переключить» его на другой объект, не связанный с выполнение ем боевой задачи. Существует прием, когда противник  бросает камень для отвлечения внимания часового куда-то в сторону, а нападает на него неожиданно. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении второстепенного раздражителя (помеха на экране, опасный звук, человек или животное за границей наблюдения) не фиксировать все внимание на нем, а одновременно наблюдать и на других направлениях, которые как раз и могут оказаться главными. Для этого нужно заблаговременно составить план поочередного переключения внимания на каждое из потенциально опасных направлений. Только таким образом можно сохранить контроль за обстановкой. В боевой обстановке рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражители.

Управление дыханием и мышечным тонусом не является чисто  психологическим приемом, но глубина и частота дыхания, степень напряжения мышц тела в значительной мере определяют психическое состояние воина в боевой обстановке. Для снятия нервного напряжения рекомендуется успокаивающий тип дыхания, состоящий из короткого вдоха, активного выдоха и задержки дыхания после выдоха. Для повышения активности и психологической готовности можно использовать тип мобилизующего дыхания, состоящий из глубокого длинного вдоха, небольшой задержки дыхания после вдоха и резкого полного выдоха. Для достижения того или другого психологического состояния рекомендуется провести 3-4 цикла. После чего появятся приятная освежающая сила в мышцах, ясность ума, мобилизуется воля, необходимая для длительного наблюдения за противником.

Мышечное напряжение в значительной мере определяет нервную активность, а мышечное расслабление, наоборот, оказывает тормозящее, успокаивающее действие на психику воина. Поэтому в период ожидания боя необходимо поддерживать мышцы тела упругими и эластичными. Разогретые, активизированные мышцы способствуют повышению психологической готовности воина к бою.

Психологическую подготовку военнослужащих можно подразделить на общую, специальную и целевую.

Общая психологическая  подготовка предназначена для формирования мировоззрения военнослужащего, образа его жизни и мышления, фундаментальных представлений о современном общевойсковом бое и системе психологических установок. Формирования волевых качеств и навыков регуляции, собственных эмоционально-волевых состояний военнослужащего.

Большое значение при этом имеет развитие у личного состава такого «Я-образа», который основывался бы на уверенности в собственных возможностях, побуждал к профессиональному совершенствованию, служил бы основой высокого морального духа.

Информация о работе Методика изучения действия солдата в бою