Методика изучения действия солдата в бою

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

В современном общевойсковом бою неизмеримо повышается роль солдата. Он несет личную ответственность за защиту своей Родины и должен: не щадить своих сил и самой жизни при выполнении воинского долга; беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою; как зеницу ока оберегать Боевое Знамя части; до конца выполнить в бою свой воинский долг перед Родиной. Ничто, в том числе и угроза смерти, не должно заставить его сдаться в плен.

Содержание

Введение ..........................................................................................................
3
Действия солдата в бою………………………………………………......
4
1.1 Задачи солдата в бою……………………………………………………
4
1.2 Действия солдата в наступательном и оборонительном бою…………
5
1.3 Выбор оптимального места для стрельбы (огневая позиция)…………
6
1.4 Использование укрытия для стрельбы……………………………………..
8
1.5 Оборудование места для стрельбы …………………………………….
9
2 Влияние боя на психику воина…………………………………………
14
2.1 Психика воина в боевой обстановке…………………………………….
14
2.2 Психологическая подготовка военнослужащих………………………..
16
3 Методические рекомендации по изучению темы……………………….
21
Заключение……………………………………………………………………...
23
Список использованной литературы………………………………………...
24
Приложение. Памятка солдату «Поведение в бою»

Работа содержит 1 файл

действия солдата в бою.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Общая психологическая  подготовка осуществляется путем формирования у военнослужащих чувства патриотизма, негативных установок по отношению к противнику, уверенности в своих силах и победе над врагом, боевой активности, готовности к самопожертвованию.

Важнейшей задачей общей  психологической подготовки является формирование у военнослужащих боеустойчивой психики. Это достигается посредством применения таких технологических способов подготовки, как: психологическое просвещение; психоакцентированное обучение; участие войск в ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф; овладение личным составом приемами управления своими психическими функциями; оказания экстренной психологической поддержки сослуживцам.

Боевая практика показывает, что психологическое просвещение  является непременным условием и важнейшим элементом психологической подготовки личного состава. Психологическая информация может доводиться устно (лекции, доклады, беседы, выступления участников и очевидцев событий), через печать (памятки, листовки, боевые листки, военная печать), а также путем просмотра и обсуждения кинофильмов и т.п.

Психоакцентированное  обучение предполагает моделирование  в процессе боевой подготовки, учений и тренировок таких факторов, которые  по своим психологическим характеристикам  приближены к реальному бою.

Факторы опасности в  процессе боевой учебы можно создавать  при помощи:

  • моделирования реальной картины современного боя или отдельных его фрагментов во время занятий и учений;
  • - метания боевых гранат, в том числе в атаке, на ходу;
  • - проведения стрельб штатным снарядом и занятий по огневой подготовке в ночных условиях;
  • - обкатки танками и передвижение на боевых машинах по десантному;
  • - установки и разминирования минно-взрывных заграждений с боевыми взрывателями;
  • - преодоление сложных препятствий с непосредственной опасностью для жизни при строгом соблюдении мер безопасности.

Создание психической  и физической напряженности в  ходе боевой учебы достигается;

  • проведением занятий и тренировок в выполнении функциональных обязанностей в сложных природно-географических и погодно-климатических условиях региона предстоящих действий в усложненной эргономической обстановке;
  • имитацией активных и нестандартных действий противника;
  • противодействием местного населения;
  • управлением информацией, необходимой для принятия решений и ведения боевых действий;
  • объявлением больших «Потерь» в личном составе, отказов в технике и оружии, выполнением поставленных задач сокращенными силами;
  • длительными задержками подразделений на месте, ожиданием, неожиданными командами на передвижение и др.

К средствам моделирования  угнетающих психических факторов современного боя относятся:

  • комплексные системы имитации обстановки боя: компьютерные тренажеры управления боевыми действиями подразделений; лазерные имитаторы стрельбы; компьютерные тренажеры для боевых специалистов с использованием эффектов виртуальной реальности и т.п.;
  • средства имитации применения современного оружия и боеприпасов (взрывчатые вещества, имитационные мины, фугасы, гранаты, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые выстрелы и патроны, источники сильного света, средства звуковещания с фонотеками звуковой картины боя, имитационные минные поля и т.п.).

Специальная психологическая  подготовка предполагает выработку  у военнослужащих боеустойчивой психики. Она включает мероприятия, которые придают естественной напряженности воина нейтральный и даже стимулирующий характер.

Специальная психологическая  подготовка направляется на формирование у военнослужащих психических функций, необходимых для эффективного выполнения ими специфических задач, определяемых особенностями их боевой специальности, что и является главной задачей специальной психологической подготовки. В этих целях применяются психотехнические упражнения и игры, психотренинги, преодоление специальной полосы препятствий.

Целевая психологическая  подготовка проводится при подготовке личного состава к конкретному  бою, для подъема функциональной активности психики путем выработки  четкой установки на выполнение конкретной боевой задачи. Здесь важно разъяснить смысл, значение, эффективные способы выполнения предстоящей боевой задачи. Она осуществляется на тактическом уровне подготовки личного состава к боевым действиям.

Основная часть решения  задач психологической подготовки ложится на занятия по тактической и огневой подготовке. В каждом виде Вооруженных Сил, роде войск, а в конечном счете и в каждой части, подразделении имеются свои специфические особенности организации и проведения психологической подготовки. Инициатива, творчество, компетентность и знание решаемых личным составом задач позволяют успешно организовать и проводить психологическую подготовку личного состава.

Таким образом, боевая подготовка позволяет воину приобретать  военные знания, формировать у  себя боевые навыки и умения - основу уверенности в себе, а психологическая подготовка поддерживает его психологическую готовность к немедленным боевым действиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методические рекомендации

 

Изучение обязанностей солдата в бою обычно проводится в следующем порядке. Сначала зачитывается формулировка одной обязанности или группы обязанностей из Боевого Устава Сухопутных войск, затем обучаемым разъясняется сущность прочитанного и подкрепляется примерами из опыта Великой Отечественной войны. При этом обучаемым должны быть понятны необходимость выполнения обязанностей и характер воинских качеств, позволяющих солдату безупречно справляться с ними.

Так, при изучении обязанности  знать боевую задачу взвода, отделения  и свою задачу можно задать обучаемым  вопрос: почему солдат должен знать не только свою задачу, но и задачу взвода и отделения? Постановка этого вопроса активизирует мышление обучаемых, побуждает их искать ответ. При обобщении ответов отмечается, что знание солдатом задачи отделения и взвода помогает ему лучше понимать свою задачу, целеустремленнее ее выполнить. У него обостряется чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки, а в случае выхода из строя командира он может взять на себя командование подразделением до полного выполнения боевой задачи. Для того чтобы быть готовым к выполнению этой задачи, необходимо воспитывать в себе такие, качества, как решительность, инициативность, смелость брать на себя ответственность и добиваться выполнения поставленной задачи.

Очень важно привести характерный пример. Так, осенью 1942 г. части Красной Армии вели ожесточенные бои с гитлеровцами под городом Орджоникидзе. Отбив несколько яростных атак врага, одно из наших подразделений пошло на штурм села Гизель. И вот, когда воины продвинулись к самому селу, пал смертью храбрых командир подразделения. «Лейтенант убит»,— тревожно пронеслось по цепи. «Спокойно»,— ответил на это пожилой солдат Яков Федорович Шапошников. И, немедля, он передал по цепи, что принимает командование на себя... Подразделение во главе с Шапошниковым ворвалось в село, захватило три крайних дома и, несмотря на бешеный натиск врага, удержало их до подхода нашей части. Убедившись, что обучаемые поняли и усвоили содержание рассматриваемой обязанности, переходят к изучению других обязанностей солдата в бою.

На занятиях следует  отметить, что выполнение любых задач, а особенно боевых, в значительной степени зависит от морально-психологического состояния военнослужащих, их воли и решительности, способности мобилизовать свои силы и знания на достижение поставленной цели. Необходимо убедить слушателей в том, что знание основ и путей формирования психологической готовности воина к бою имеет большое значение как для каждого военнослужащего, так и для подразделения в целом.

Рассматривая первый вопрос психики воина в боевой обстановке, необходимо подробно раскрыть психологические особенности поведения воина в боевой обстановке через факторы, определяющие поведение солдата в бою (душевное и физическое переутомления, стресс, страх и т.д.), подробно рассказать о некоторых правилах, проверенных на практике и обеспечивающих снятие психической напряженности и усталости в боевой обстановке.

При изучении второго  вопроса психологической подготовки военнослужащих следует рассказать слушателям о том, как необходимо готовиться к предстоящим боевым действиям, используя методы психологической саморегуляции, а также разъяснить понятия об общей, специальной и целевой психологической подготовке.

В ходе проведения активных форм занятия (самоподготовка, беседа) необходимо как можно больше времени уделить практическому применению изученного теоретического материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Даже в эпоху высокоразвитой боевой техники и совершенного оружия главная роль на войне принадлежит  солдату. Результаты боевых действий в современных условиях во многом зависят от морально-психологического состояния личного состава, его способности переносить военные тяготы и лишения, преодолевать страх в бою и сохранять волю к победе.

Нет ничего более важного  для боевой готовности, чем отношение солдата к своему долгу, его боевой настрой и поведение на поле боя. Каждый воин должен сознательно готовиться к боевым действиям, вырабатывать у себя психологическую устойчивость и умение сражаться в любых условиях боевой обстановки.

 Успех в современной  войне, во многом зависит от  морально-психологического состояния  личного состава, его психологической  готовности к бою, способности  преодолеть страх в боевой  обстановке и сохранить волю  к победе.

Боевая обстановка оказывает  на военнослужащих сильное психологическое воздействие и требует от них проявления стойкости, инициативы и дисциплины. Поэтому воины, которым предстоит вступить в бой, должны обязательно пройти соответствующую психологическую подготовку. Как правило, психологически подготовленные воины в боевой обстановке проявляют повышенное внимание, разумное мышление, их действия отличаются активностью и целеустремленностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Высоцкий В. Влияние современного боя на психику воина // Ориентир. -2001. - № 3
  2. Данилов В. Психологическая готовность война к бою // Ориентир. - 1999. - № 1.
  3. Дохолян С., Степанов А. Психологическая готовность к выполнению поставленных задач // Ориентир. - 2002. - № 6.
  4. На службе Отечеству. Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин). - М., 1999.
  5. Никулин В.Д. Спецназовцу на заметку: Действия солдата в бою.// Братишка. – 2006. - №9.
  6. Андрусенко И.М., Дуков Р.Г., Фомин Ю.Р. Мотострелковый (танковый) взвод в бою. - М.,1989 г.
  7. Методика НВП. – Москва, 1987 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

ПОВЕДЕНИЕ В  БОЮ

Памятка солдату

 

Всегда имей партнера. Если даже этого не сделает командир, то разбейтесь на пары сами. Все время  держитесь друг друга, а каждая пара — своего подразделения. Как бы ни было трудно, следите друг за другом и помогайте: огнем, словом, дыханием, патронами, шуткой... Передвигайтесь по очереди. Один наблюдает и прикрывает — другой перебегает. Потом наоборот. Вы двое — единое целое. Из множества этих целостностей состоит ваш взвод, ваша рота.

Главная задача — наблюдать. Если попал под обстрел — не спеши стрелять сам, займи укрытие  и наблюдай. Стрелять надо не со страху, а по цели. Откроешь огонь наугад — считай пропал: обнаружил себя, сам стал целью. Стреляй тогда, когда видишь противника или вспышки огня его оружия. Вот это твоя цель.

Не торчи на одном  месте. Две-три очереди — и  меняй позицию. Пусть это будет  три-четыре метра вправо-влево, вперед-назад. Перебегай, а еще лучше — переползай. Друг прикроет тебя. А ты — его. Через несколько минут вы будете прекрасно понимать друг друга.

Следует заранее глазами  отыскать несколько укрытий, которые  можно использовать по очереди. Но укрытие  укрытию рознь. Знай, что противник  в первую очередь ищет тебя как раз за укрытиями. Если у него есть подствольные гранатометы, то укрытие может и не спасти. Не задерживайся за укрытием долго. Играй с противником в прятки и поражай его огнем. Он тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо, особенно поражение твоим метким выстрелом.

Информация о работе Методика изучения действия солдата в бою