Методика изучения действия солдата в бою

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

В современном общевойсковом бою неизмеримо повышается роль солдата. Он несет личную ответственность за защиту своей Родины и должен: не щадить своих сил и самой жизни при выполнении воинского долга; беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою; как зеницу ока оберегать Боевое Знамя части; до конца выполнить в бою свой воинский долг перед Родиной. Ничто, в том числе и угроза смерти, не должно заставить его сдаться в плен.

Содержание

Введение ..........................................................................................................
3
Действия солдата в бою………………………………………………......
4
1.1 Задачи солдата в бою……………………………………………………
4
1.2 Действия солдата в наступательном и оборонительном бою…………
5
1.3 Выбор оптимального места для стрельбы (огневая позиция)…………
6
1.4 Использование укрытия для стрельбы……………………………………..
8
1.5 Оборудование места для стрельбы …………………………………….
9
2 Влияние боя на психику воина…………………………………………
14
2.1 Психика воина в боевой обстановке…………………………………….
14
2.2 Психологическая подготовка военнослужащих………………………..
16
3 Методические рекомендации по изучению темы……………………….
21
Заключение……………………………………………………………………...
23
Список использованной литературы………………………………………...
24
Приложение. Памятка солдату «Поведение в бою»

Работа содержит 1 файл

действия солдата в бою.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

В случае использования противником огнеметных средств боец также должен был укрыться в подбрустверном блиндаже, а по окончании огнеметания занять свое место в траншее и вести меткий огонь по противнику.

Если пехоте противника вслед за танками удавалось вплотную подойти к позиции стрелкового отделения, ее требовалось встретить огнем в упор и ручными гранатами, а пехоту, ворвавшуюся на огневые позиции, уничтожить в рукопашной схватке. Если же солдаты противника врывались на позицию соседа, то стрелок должен был по команде командира быстро занять запасную ячейку, отрытую в дополнительной траншее или ходе сообщения, и затем уничтожить противника метким огнем, а при возможности и ручными гранатами.

Устав однозначно предписывал, что  отходить с занимаемой позиции можно  только по приказу командира. Оборонять свою позицию нужно было даже тогда, когда ее окружал противник.

Упорство в бою, героизм солдата  и его стремление во что бы то ни стало разбить врага доказаны во время войны многочисленными  примерами. Беспримерными подвигами являются боевые дела защитников городов-героев Бреста, Одессы, Севастополя, Ленинграда, Москвы и Сталинграда. Стойкость их защитников стала олицетворением несгибаемой воли и решимости воинов.

 

 

1.4 Использование укрытия  для стрельбы

Поле боя — не стрелковый тир, где можно легко и привычно изготовиться к стрельбе. В тире перед стрелком висит освещенная мишень. Нет ни ветра, ни слепящего солнца, ни темной сетки дождя или белой пелены снега, нет и противника.

Реальная местность, где  идет бой, совершенно иная. На ней есть неровности рельефа, кусты, канавы, ямы, деревья, пни, строения и другие предметы. Кроме того, поле боя изобилует еще и воронками от разорвавшихся снарядов, мин и бомб.

Поэтому от правильного выбора бойцом огневой позиции зависело очень много. Выбирая место для стрельбы, необходимо было правильно использовать местность и любой находящийся вблизи стрелка предмет для удобного ведения огня, наблюдения за местностью и противником, а также для укрытия от наблюдения и огня врага.

Бойцам требовалось всегда помнить о ряде правил. Так, например, нужно избегать расположения для стрельбы на вершинах холмов, высот, возвышенностей, у отдельно стоящих местных предметов (дома, большого камня, дерева, куста и т.п.). Они хорошо видны со стороны, являются ориентирами, и врагу легче вывести из строя людей и технику, находящиеся возле них. Нельзя выбирать огневую позицию на топографическом гребне высоты. Стрелок на нем может быть быстро обнаружен. Лучшее место для огневой позиции с высоты — на скате, обращенном к противнику, особенно где он переходит от пологого к более крутому (это место называется боевым гребнем); в лесу и кустарнике — в некотором отдалении от опушки.

Из боевого опыта Великой  Отечественной войны известно, что  советские воины, выбирая место для стрельбы, старались широко использовать всякого рода укрытия: деревья, пни, скалы, стены зданий, подбитую технику. При умелом применении укрытий создавалось важное преимущество: облегчалась маскировка, стрелок был скрыт от наблюдения и огня противника. Укрытие иногда служит упором при стрельбе. Если оно высокое (дом, дерево, скала), то огонь нужно было вести, располагаясь сбоку, с таким расчетом, чтобы видны были только оружие, голова и правое плечо стрелка.

Различные предметы и неровности местности не только помогали хорошо укрыться от наблюдения и огня врага, но могли быть использованы для обеспечения устойчивости оружия, что, в свою очередь, улучшало меткость стрельбы. Поэтому, выбирая в бою место для стрельбы, стрелку следовало всегда стараться найти упор, которым могли служить самые разнообразные предметы — земляная кочка, кусок дерна, камень, бревно. В необходимых случаях высота упора подгонялась, т. е. изменялась до такой степени, чтобы не нарушалась правильность положения для стрельбы лежа.

 

 

1.5 Оборудование  места для стрельбы 

Во время Великой  Отечественной войны солдатам нередко  приходилось вести огонь с  того места и из того положения, в  котором застал их противник. На это  и бой. Однако существовал и существует общепринятый порядок оборудования места для стрельбы (огневой позиции), от которого могут вынудить отступить только определенные конкретные боевые условия.

Выдвинувшись на огневой  рубеж, стрелку необходимо было самостоятельно определить, не мешают ли обзору и обстрелу кусты, трава, бугорки, забор и т. п. Работы по оборудованию огневой позиции начинались с расчистки сектора обстрела, для чего устранялись близлежащие местные предметы, мешающие обзору и обстрелу (высокая трава, кусты, кочки). Затем бойцы начинали окапываться. Опытные фронтовики не жалели сил, чтобы оборудовать надежные окопы. Знали им цену. Отрывая их, помнили, что окоп — позиция для боя, поэтому-то и старались, даже если перед этим и совершали длительный и тяжелый марш. Находясь в заранее отрытых окопах и траншеях, они могли уверенно отразить яростные атаки фашистских танков и пехоты. Окопы спасали и от нападения с воздуха.

Однако любой бой  мог быть чреват разными неожиданностями. Развивая, например, успех в глубине  вражеской обороны, постоянно требовалось  помнить о противодействии — контратаках врага. Готовность к их отражению — важная обязанность наступающих. Продвинулся — закрепись, заройся и снова вперед. Такому правилу фронтовики следовали неуклонно.

Вот один из примеров того, как богатый боевой опыт, высокое  воинское мастерство помогли небольшой группе красноармейцев предотвратить попытку противника контратакой сорвать успешное наступление наших подразделений. Во время продвижения в глубине обороны гитлеровцев советские воины преодолели их сопротивление. Казалось, теперь они могут безостановочно преследовать отступающего врага. Но в это время наблюдатели заметили, что из-за рощи во фланг наступающим собирается ударить значительная группа вражеской пехоты. Но как отразить контратаку врага, превосходящего по численности, если местность совершенно открытая? Необходимо было немедленно окопаться. Командир принял единственно правильное решение. Он приказал пулеметчику рядовому Малимбаеву выдвинуться вперед и занять огневую позицию в небольшой воронке. Бросившись в укрытие, Малимбаев немедленно взялся за лопатку и быстро приспособил воронку для стрельбы. Остальные солдаты, прикрытые огнем пулеметчика, получили возможность окопаться. Пригодился опыт, приобретенный в предыдущих боях. В считанные минуты окопы были отрыты. Противника, приблизившегося к этому времени на расстояние прямого выстрела, удалось прижать сосредоточенным огнем из окопов к земле, и он понес потери. Контратака немцев сорвалась.

В условиях непосредственного  соприкосновения с врагом, под  огнем противника каждый воин отрывал на своей позиции одиночный окоп для стрельбы лежа при помощи малой саперной лопаты. В дальнейшем боец углублял окоп для стрельбы с колена, а затем и стоя. Размеры окопа для стрельбы лежа: длина — 170 см, ширина — 60 см, глубина — 30 см, высота бруствера — до 30 см. При устройстве простейшего окопа для стрельбы лежа нужно было выбирать место с хорошим обзором, обстрелом и естественной маскировкой.

Если мешающие предметы стрелок не мог устранить самостоятельно, то ему следовало сразу же переползти вперед или в сторону и выбрать себе другое место. Выбрав место для стрельбы, необходимо было положить автомат справа от себя на расстоянии вытянутой руки и, повернувшись на левый бок, вынуть лопату из чехла. Затем, взяв черенок лопаты обеими руками, ударами на себя подрезать дерн.

Сняв дерн, стрелок  должен был выложить из него крутость бруствера и приступить к отрывке  окопа. Земля сначала выбрасывалась  вперед, а затем и в стороны  для создания бруствера, служащего  упором при стрельбе и укрытием от огня противника.

Во время работы стрелку  нужно было держать голову как  можно ближе к земле, но так, чтобы  он мог вести непрерывное наблюдение за противником и быть готовым  в любой момент к открытию огня.

Отрыв окоп, требовалось  замаскировать бруствер под фон местности верхним слоем грунта, сорванной травой, ветками или индивидуальной маскировочной сеткой.

Пользуясь временным  затишьем боя, необходимо было сразу  же заняться углублением окопа для  стрельбы из него с колена, также  выбрасывая землю вперед и в стороны. Размеры окопа для стрельбы с колена: глубина — 60 см, длина по верхнему обрезу — 90 — 100 см и по дну — 70 см (для стрелка среднего роста), высота бруствера — 30 см. Между бруствером и передней крутостью окопа устраивалась берма шириной 15-20 см. Берма служила упором для локтей при ведении стрельбы и кроме того предохраняла бруствер от осыпания грунта в окоп.

Окоп для ведения  огня с колена нужно было, по возможности, углублять для стрельбы стоя. Пулеметчики  делали себе окоп таких размеров, чтобы  в нем можно было удобно разместиться и работать у пулемета наводчику и его помощнику. Землю при отрыве окопа наводчик выбрасывал несколько вперед, оставляя площадку для установки пулемета.

Длина площадки для ручного  пулемета — 100 см, для станкового — 140 см. Ширину площадки нужно было сделать такой, чтобы на ней можно было установить пулемет и вести огонь в нужном направлении.

При самоокапывании зимой  окоп отрывался в снегу. Если глубина  снега не превышала 20 см, в качестве основы окопа использовались неровности местности: бугорки, ямки, канавы. Бруствер выкладывался из снега. При глубине снега 30-40 см окоп для стрельбы лежа отрывался непосредственно в снегу, бруствер устраивался из уплотненного снега. Снег глубиной 50-60 см позволял отрывать в нем окопы для стрельбы с колена. При устройстве такого окопа предварительно необходимо было утрамбовать снег на месте постройки окопа, а затем отрывать в нем окоп обычным порядком, выкладывая бруствер из снега, снимаемого с места отрывки. При глубине снега более 80 см окопы отрывались в нем для стрельбы стоя.

При окапывании стрелку  не следовало нарушать снежный покров вблизи окопа и оставлять следы  на снегу. Все это могло помочь противнику обнаружить место окопов. Поэтому снег для устройства бруствера  требовалось брать только с тыльной стороны, не обнажая при этом грунт; брустверу окопа следовало придавать пологие скаты и без необходимости не поднимать его высоко над поверхностью снежной целины. Закончив устройство окопа, боец должен был замаскировать бруствер, равномерно забросать или запорошить его чистым снегом, а следы, ведущие к окопу, замести или загладить.

Оборудование места  для стрельбы (огневой позиции) при  отсутствии противника всегда начиналось с разбивки и трассировки окопов и траншей. Их отрывали сразу же на полную глубину для стрельбы стоя. Размеры окопов не обязательно должны быть стандартны. Глубина их должна соответствовать росту стрелков и быть такой, чтобы можно было вести меткий огонь, надежно укрываясь от огня и наблюдения врага.

Много силы, выносливости и сноровки требуется от бойца, когда он оборудует себе огневую позицию. Если воин умеет приспосабливать к бою различные местные предметы, труд его намного облегчается.

Боевой опыт показал, что оборудовать место для  стрельбы (огневую позицию) наиболее эффективно можно путем приспособления местных предметов к бою. Хорошо натренированные солдаты буквально за считанные минуты могли справиться с этой задачей, и у них получалось значительно быстрее, чем, скажем, отрыть себе окоп для стрельбы стоя. А в бою, как известно, дорога каждая минута.

Но преимущество было здесь не только в быстроте. Значительно  уменьшался объем работ, а значит, и затрата сил. В результате солдат имел больше времени для подготовки к бою и для отдыха, который  бывает так нужен каждому. Поле боя, как правило, было усеяно многочисленными воронками от разрывов снарядов и бомб, а воронка являлась самым удобным местом для одиночного окопа.

Чтобы приспособить воронку  к стрельбе, необходимо было круто  срезать ее отлогость, расположенную  в сторону противника. Срезанный грунт выбрасывался в ту же сторону, создавая, таким образом, бруствер. Между тыльной крутостью бруствера и срезанной отлогостью воронки оставляют промежуток — берму в 20-40 см. Если глубина воронки была недостаточна, ее углубляли, но только у срезанной отлогости, чтобы стрелку было удобнее стоять. Площадь углубления 50х50 см. Внутренний откос бруствера делали как можно круче, для чего, прежде чем выбрасывать землю, клали ряд кусков дерна травой вниз, прикрепляя их к грунту одним — двумя деревянными колышками.

Огневую позицию стрелок  мог устроить и в канаве. Для  этого сверху крутости канавы, обращенной к противнику, на участке, где будет  бруствер, требовалось снять и  отложить в сторону дерн. Грунт  нужно было выбросить вперед и  в стороны для создания бруствера. Толщина его должна составлять не менее чем 2 м, а высота 30 см. Внутреннюю крутость и поверхность бруствера одевали дерном. Если глубина канавы была менее 110 см, ее углубляли, как и воронку.

Таким же образом можно  было использовать для боя и придорожный кювет. Быстро приспосабливалась к бою высокая железнодорожная насыпь. В этом случае окоп отрывался не ближе одного метра от крутости, обращенной к противнику. В передней стенке окопа устраивалась открытая бойница. Все грани ее выполнялись с плавными переходами и маскировались под фон передней крутости. Для выхода в тыл рыли ход сообщения поперек насыпи, несколько в стороне от бойницы, чтобы она не проецировалась на фоне неба в сквозное отверстие. Землю выбрасывали на тыльную сторону, а для отвода воды копали канавку с уклоном к ходу сообщения, а в нем — с наклоном в тыльную сторону насыпи.

Информация о работе Методика изучения действия солдата в бою