Под темой или проблемой подразумевается столкновение противоположных мнений. Чаще всего стороны, участвующие в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:06, дипломная работа

Описание работы

Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Связано это, прежде всего с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

      3.Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения экономики.

      Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

      Если  попытаться сформулировать понятие  “экономическая безопасность”, то оно могло бы выглядеть следующим образом.

      Экономическая безопасность — составная часть  общей системы безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами (сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики, направленной на удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

      Объектами экономической безопасности являются личность, общество, государство и  основные элементы экономической системы, включая систему институциональных  отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

      Реализация  Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

      Выявление возможных угроз экономической  безопасности и выработка мер  по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения  экономической безопасности . 

       3. КЛАССИФИКАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

       БЕЗОПАСТНОСТИ   

      Угрозы  экономической безопасности страны можно разделить на два вида, внешние  и внутренние.

    1. Внешние:
    • утрата своих внешнеэкономических позиций в результате ее вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков;
    • нарушение национальных приоритетов в области экономики из-за продвижения иностранными партнерами выгодных им экономических проектов и программ;
    • формирование иностранными партнерами такой структуры внешнеэкономических связей страны, когда последняя постепенно превращается в их сырьевой придаток;
    • блокирование доступа к передовым технологиям и формирование зависимости ее экономики от их импорта, а также от импорта некоторых видов продукции;
    • стимулирование иностранными партнерами утечки передовых технологий и квалифицированных кадров в зарубежные страны;
    • торговая экспансия иностранных государств и экономических структур, направленная на завоевание рынка и вытеснение с него предпринимателей;
    • противодействие равноправному участию в международных структурах кредитно-финансового и торгово-экономического регулирования;
    • рост внешней финансовой задолженности, усиление ее зависимости от иностранных кредиторов; превышение внешним долгом критического уровня, допустимого для суверенного государства;
    • криминализация некоторых видов внешнеэкономических связей, контрабанда стратегических материалов и сырья, неконтролируемый вывоз капиталов из страны;
    • активизация экономической разведки и промышленного шпионажа иностранных государств и организаций.
    1. Внутренние:
    • приобретение экономическим кризисом затяжного характера, возникновение необратимых или труднообратимых последствий для развития экономики страны;
    • дестабилизация регулирующей роли государства в проведении экономических реформ, формировании современной экономической инфраструктуры;
    • cокращение используемой ресурсной основы в сферах сырьевой, топливно-энергетической, финансово-кредитной, инвестиционной и инновационной деятельности для выхода из экономического кризиса;
    • продолжающийся процесс структурной деформации экономической системы страны в сторону сворачивания высокотехнологичных, наукоемких отраслей (прежде всего в ВПК), резкого падения производства в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности, утрата приоритетов в развитии страны как высокоиндустриальной державы;
    • углубление диспропорций в территориальном размещении производительных сил, усиление территориального и отраслевого монополизма и сепаратизма, разрушение традиционных производственных связей между основными производственными центрами;
    • дезорганизация финансово-кредитной системы и ослабление ее регулирующих функций в сфере формирования и исполнения бюджета, целенаправленного инвестирования приоритетных отраслей экономики, борьбы с инфляцией, предотвращения утечки капиталов за рубеж;
    • низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, сужение внутреннего рынка, сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста;
    • техногенные аварии и катастрофы, низкая технологическая и производственная дисциплина, отток квалифицированных кадров, снижение уровня квалификации кадров;
    • криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции;
    • рост экономических потерь в результате увеличения масштабов и углубления социальной напряженности в сфере экономических отношений.

      Наиболее  вероятными угрозами экономической  безопасности страны, на локализацию которых должна быть направлена деятельность органов государственной власти, являются:

    1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:
      • расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
      • увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;
      • рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;
      • задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.
    2. Деформированность структуры экономики, обусловленная такими факторами, как:
    • усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
    • отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
    • низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
    • свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности;
    • снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала;
    • завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка по многим видам товаров народного потребления;
    • приобретение иностранными фирмами предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
    • рост внешнего долга и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
    1. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

      Важнейшими  факторами этой угрозы являются:

  • объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
  • нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов;
  • увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения.

      4. Криминализация общества и хозяйственной  деятельности, вызванная в основном  такими факторами, как:

  • рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
  • сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
  • ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

      Основными причинами, вызывающими возникновение  указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов  и другие проблемы, связанные с  финансовой дестабилизацией в экономике.

      Предотвращение  или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности требует определения и мониторинга  факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы  государства.  

       4. МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ  НА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСТНОСТИ.

      Меры  и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности.

         1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

      Важнейшими  элементами механизма обеспечения  экономической безопасности являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической  безопасности. Мониторинг как оперативная  информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов. Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации. Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности. Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

         2. Разработка критериев  и параметров (пороговых значений) экономической безопасности .

      Для реализации Государственной стратегии  должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые  значения) состояния экономики, выход  за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

  • динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
  • состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
  • способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);
  • состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
  • качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

      Количественные  параметры должны быть разработаны  не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При  этом состав критериев и показателей экономической безопасности по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов в целом. На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.

         3. Деятельность государства  по обеспечению экономической безопасности .

      Деятельность  государства по обеспечению экономической  безопасности осуществляется по следующим  основным направлениям:

      1. Выявление случаев, когда фактические  или прогнозируемые параметры  экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.                           

Информация о работе Под темой или проблемой подразумевается столкновение противоположных мнений. Чаще всего стороны, участвующие в конфликтной ситуации