Политические элиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

2.1. Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства.
Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.
Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определен

Работа содержит 1 файл

Ответственность за нарушение избирательного законодательства.docx

— 72.45 Кб (Скачать)

Другое основание  отмены регистрации кандидата (аннулирования  списка кандидатов) - установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов). Под подкупом избирателей понимается предоставление или обещание предоставления имущественных  выгод избирателям с целью  реализации ими своих избирательных  прав в интересах определенного  кандидата (списка кандидата). Например, вручение избирателям денежных средств  с условием, что они будут голосовать за (или против) определенного кандидата. Подкуп может осуществляться и с  целью отказа гражданина в реализации им его избирательных прав.

Необходимо учитывать  также, что воспрепятствование осуществлению  гражданином своих избирательных  прав, соединенное с подкупом, влечет уголовную ответственность в  соответствии со ст 141 (часть 2) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» участникам избирательного процесса (кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным  объединениям, избирательным блокам, инициативным группам, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации) запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществляющих указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также представлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Участники избирательного процесса не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей  обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе - по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг  иначе, чем на основе законов и  иных нормативных правовых актов.

Лицам и организациям, участвующим в избирательном  процессе, запрещается в ходе избирательной  кампании заниматься благотворительной  деятельностью. Указанным лицам  и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим  лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или  услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа.

Любым лицам запрещается  осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных  объединений, избирательных блоков и их доверенных лиц.

Другим основанием отмены (аннулирования) регистрации  кандидата является установление факта  существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных, предусмотренных  п. 2 ст. 28 и п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», а  также непредоставление кандидатом в избирательную комиссию данных о наличии у него неснятой или непогашенной судимости, а также гражданства иностранного государства.

В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» выдвижение кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) в избирательную  комиссию сведений биографического  характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место  работы или службы, занимаемая должность), сведений о неснятых или непогашенных судимостях (с указанием конкретных статей конкретных уголовных законов), сведений о гражданстве (в том числе о гражданстве иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения). Согласно требованию, изложенному в п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для регистрации кандидатов (списков кандидатов) необходимо предоставление в избирательную комиссию наряду с иными документами сведений о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности. Существенная недостоверность указанных данных, допущенная кандидатом, и является достаточным основанием для отмены регистрации кандидата. «Существенная недостоверность данных» - это оценочное понятие, конкретизация которого зависит от фактических обстоятельств конкретной ситуации. Например, кандидат не указал в сведениях об его имуществе дом (коттедж), принадлежащий ему на праве собственности, либо существенно занизил полученный им доход. Соответствующая избирательная комиссия или суд обязаны мотивировать в своем решении характер существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных. Факты искажений или неполноты сведений, которыми объясняется существенная недостоверность сообщенных кандидатом данных, должны быть подтверждены документально.

Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены  и иные основания привлечения  кандидатов к ответственности по избирательному праву.

В тех случаях, когда  указанные выше нарушения были допущены кандидатами, включенными в список кандидатов от определенного избирательного объединения (избирательного блока), руководителями этих объединений (блоков), избирательная  комиссия, зарегистрировавшая список кандидатов, вправе аннулировать эту регистрацию. В данном случае избирательное объединение (избирательный блок) выступают в качестве коллективного субъекта ответственности по избирательному праву.

В п. 11 ст. 53 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» закреплены не санкции избирательного права, а  меры пресечения, применяемые к членам избирательных комиссий, наблюдателей и иных участников избирательного процесса.

Член участковой избирательной  комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, если он пытается воспрепятствовать работе избирательной  комиссии, либо осуществлению гражданином  Российской Федерации своих избирательных  прав, а также нарушить тайну голосования. Здесь мера пресечения по избирательному праву выражается в правоограничении в виде отстранения члена комиссии от работы в комиссии.

В случае, если указанные выше нарушения допущены наблюдателями, доверенными лицами кандидатов, избирателями, журналистами и иными лицами, то они удаляются из помещения для голосования.

Решение об отстранении  члена избирательной комиссии от работы в ее составе, а также об удалении из помещения для голосования  наблюдателей и иных лиц принимается  соответствующей комиссией. При  этом комиссия вправе обратиться в  соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного  члена участковой избирательной  комиссии, а также удаленного наблюдателя  и иных лиц к административной или уголовной ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Отмена решения  избирательной комиссии об итогах голосования  и результатах выборов как  мера конституционно-правовой ответственности. Данная мера ответственности предусмотрена  в п. 2 ст. 64 Федерального закона «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации».

Не каждое нарушение  законодательства о выборах, допущенное в ходе проведения избирательной  кампании, является достаточным основанием отмены судом решения избирательной  комиссии об итогах голосования, и результатах  выборов.

Суд должен установить не только сам факт нарушения, согласно п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», но и такой характер этого нарушения, который не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей в ситуации конкретных выборов. Здесь предмет доказывания  включает не только само нарушение  избирательного законодательства, но и наличие прямой причинной связи  между допущенным нарушением и невозможностью установления истинного волеизъявления избирателей.

В п. 3 ст 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержится дополнительный перечень нарушений законодательства о выборах, совершение которых может явиться основанием судебной отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. К таким нарушениям относятся:

а) нарушения правил составления списков избирателей; 
б) нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением); 
в) нарушения правил определения результатов выборов. Данный перечень нарушений не является исчерпывающим, следовательно, и другие нарушения избирательного законодательства могут явиться основаниями отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.

Отмена судом решения  избирательной комиссии за указанные  выше нарушения возможна только в  том случае, если эти неправомерные  действия (бездействие) не позволяют  с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. К примеру, на одном из избирательных участков при проведении муниципальных выборов  за кандидата А. проголосовало 315 избирателей, а за кандидата Б. 320 избирателей. При этом судом было установлено, что 7 избирателям была в нарушение закона предоставлена возможность проголосовать не только за себя, но и за своих родственников. Допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, поэтому суд в данной ситуации вправе отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке.

Как показывает анализ судебной практики, суды отменяли решения  избирательных комиссий и в тех  случаях, когда выяснялось, что данные в копиях протоколов, выданных наблюдателям, не соответствовали оригиналам итоговых протоколов, сданных в территориальную  избирательную комиссию. Причем, такие  разночтения документов не позволяли  с достоверностью установить истинное волеизъявление избирателей.

Законом (п 5 ст 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») установлено полномочие суда соответствующего уровня, вышестоящей избирательной комиссии (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации) отменять решения участковой, территориальной, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, об итогах голосования, о результатах выборов в случаях, прямо установленных федеральными законами, а также уставами муниципальных образований, регламентирующими проведение соответствующих выборов. Данная норма, закрепляющая судебный и административный порядок отмены решений избирательных комиссий имеет общий правомочный характер и находит конкретизацию в отдельных предписаниях указанных выше нормативных актов.

Законодатель также  исходит из того, что отмена решений  участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем  на одной четверти избирательных  участков свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства о выборах, ставящих под сомнение итоги голосования  в целом в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации  либо в Российской Федерации. Поэтому  такая отмена влечет за собой признание  недействительными соответствующих  выборов.

При наличии факта  отмены решений участковых избирательных  комиссий об итогах голосования более  чем на одной четверти избирательных  участков соответствующая избирательная  комиссия либо суд обязаны признать недействительными выборы. Данная обязанность  вытекает из императивного характера  п. 6 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации».

Общий срок рассмотрения судом жалобы на решение избирательной  комиссии и принятия по ней решения  не должен превышать двух месяцев  со дня подачи жалобы. Днем подачи жалобы считается день ее принятия (регистрации) в суде при личной подаче. При  подаче жалобы через почту день ее подачи устанавливается по почтовому  штемпелю на почтовом отправлении, по почтовой квитанции или выписке  из реестра почтовых отправлений.

Рассмотрение и  разрешение судом жалобы на решение  избирательной комиссии подчинено  общим правилам гражданского судопроизводства (искового производства) с соблюдением  специальных норм законодательства о выборах об особых сроках разрешения этой категории дел и некоторых правил подсудности.

Информация о работе Политические элиты