Политические элиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

2.1. Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства.
Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.
Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определен

Работа содержит 1 файл

Ответственность за нарушение избирательного законодательства.docx

— 72.45 Кб (Скачать)

За нарушение законодательства о выборах административную ответственность  в качестве юридических лиц могут  нести:

организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание; 
редакции периодических печатных изданий; 
избирательные объединения; 
общественные объединения; 
благотворительные организации; 
религиозные объединения; 
кредитные организации (учреждения); 
полиграфические предприятия и др.

Как отмечалось, в  Федеральном законе «Об административной ответственности юридических лиц  за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах», составы административных правонарушений, субъектами которых являются юридические  лица, сформулированы в ст.ст. 2-11 этого  Закона. За аналогичные административные правонарушения в КоАП установлена и административная ответственность физических лиц. Возникает закономерный вопрос: в каких случаях наряду с административной ответственностью физических лиц наступает административная ответственность юридических лиц? К сожалению, прямого ответа на этот вопрос действующее законодательство об административных правонарушениях не дает.

Как представляется, юридические лица, когда это прямо  установлено законом, могут нести  административную ответственность  за деяния (действия, бездействие) физических лиц, когда эти деяния:

1) совершены работниками  юридического лица или уполномоченными  им лицами с ведома администрации  юридического лица или были  ею санкционированы; 
2) совершены в пользу юридического лица (например, за совершение наказуемого действия денежные средства перечислены на счет юридического лица); 
3) совершены с использованием финансовых и иных материальных ресурсов юридического лица.

За административно-наказуемые нарушения законодательства о выборах  юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в судебном порядке. И только за отдельные нарушения (ст.ст. 7 и 9 Федерального закона «Об  административной ответственности  за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах») наряду со штрафом применяется в  качестве дополнительного взыскания  конфискация, которая состоит в  принудительном безвозмездном изъятии  анонимных агитационных материалов и предметов незаконного пожертвования  в собственность государства.

При квалификации административно-наказуемых нарушений законодательства о выборах  правоприменитель оперирует понятием «состав административного правонарушения». Правильное понимание этого понятия способствует грамотной и безошибочной квалификации правонарушений, их отграничения друг от друга.

Данная правовая категория  выражает законодательное понятие  об административном правонарушении, указывает на те его признаки, которые закреплены в законе.

Состав административного  правонарушения - это совокупность элементов и признаков, образующих деяние, рассматриваемое законом  как административное правонарушение. Если само административное правонарушение всегда представляет собой конкретный поведенческий акт, то состав административного  правонарушения - законодательная модель деяния, которое расценивается в качестве административного правонарушения. Без категории состава административного правонарушения невозможно квалифицировать деяние как правонарушение. Состав административного правонарушения - это определенный показатель противоправности.

К элементам состава  административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект административного  правонарушения - это охраняемые законодательством  об административных правонарушениях  общественные отношения, которым при  совершении конкретного административного  правонарушения причиняется вред либо создается угроза причинения такого вреда. Объект административного правонарушения является определяющей категорией для  оценки характера административного  правонарушения.

Административное  правонарушение всегда посягает на определенные блага - материальные или нематериальные. Материальным выражением части объекта  является предмет административного  правонарушения, под которым понимается вещь материального характера, на которую  посягает правонарушитель. Разумеется, не все административные правонарушения имеют предмет.

Объективная сторона  административного правонарушения характеризует акт внешнего проявления противоправного деяния. Под этим элементом состава административного  правонарушения понимается совокупность существенных и необходимых признаков, характеризующих внешний акт  деяния в виде административного  правонарушения.

Обязательными признаками объективной стороны материального  состава административного правонарушения являются: деяние (действие или бездействие); вредные последствия правонарушения; причинная связь между деянием  и наступившими от него вредными последствиями. Для формальных составов административных правонарушений обязательным признаком  является наличие самого противоправного  деяния.

В объективную сторону  состава административного правонарушения могут входить и факультативные признаки, присущие только отдельным  составам: место, время, обстановка, орудие, средства и способ совершения правонарушения.

Субъект административного  правонарушения - это лицо, совершившее  правонарушение и наделенное законом  определенными признаками: общими (возраст, вменяемость) или специальными (например, наличие полномочий должностного лица), а для организации-признаками юридического лица.

Общими признаками признаются такие, которые характерны для любого физического лица, привлекаемого  к административной ответственности.

Необходимость использования  законодателем специальных признаков  субъекта правонарушения объясняется  спецификой правового положения  различных категорий лиц.

Специальные признаки отражают:

1) особенности труда,  служебного положения (должностное  лицо, капитан судна, водитель, работник  предприятия торговли и др.); 
2) прошлое противоправное поведение (лицо, находящееся под надзором, лицо, ранее привлекавшееся к административной ответственности и др.); 
3) иные особенности правового статуса граждан (военнообязанный, иностранец и др.).

Субъективная сторона  административного правонарушения физического лица - это совокупность правовых признаков, характеризующих  внутреннюю сторону правонарушения, содержанием которой является психическая  деятельность физического лица в  момент совершения правонарушения.

Основным признаком  субъективной стороны правонарушения, совершаемого физическим лицом, является вина, то есть психическое отношение  субъекта к совершенному им деянию и его последствиям, которое выражается в форме умысла или неосторожности.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое  в момент совершения противоправного  деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет  в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного  болезненного состояния.

Факультативным признаком  субъективной стороны отдельных  составов административных правонарушений может быть цель правонарушения. К  примеру, цель правонарушения в качестве его конструктивного признака названа  в ст. 4019 КоАП «в целях проведения избирательной кампании».

Применительно к юридическим  лицам законодатель не называет вину в качестве элемента состава административного  правонарушения (см. ст. 1 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»). Однако, это отнюдь не означает отсутствия в составе административного правонарушения юридического лица такого признака, как вина.

Разумеется, к юридическим  лицам неприменима сознательно-волевая  концепция вины как психического отношения нарушителя к своему поведению. Вина юридического лица в совершении административного правонарушения понимается как неприложение юридическим лицом допускаемых и требуемых законодательством усилий для выполнения возложенных на него обязанностей, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также как неиспользование предоставленных прав и возможностей для устранения причин административного правонарушения. Представляется, что данный вопрос будет окончательно решен в новом КоАП, который рассматривается сейчас в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Особенности административной ответственности за отдельные нарушения  законодательства о выборах и  референдумах.

Нарушение права граждан  на ознакомление со списком избирателей, участников референдума. В ст. 401 КоАП установлена административная ответственность за нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума в виде штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

В указанной норме  законодателем сформулировано три  состава административных правонарушений:

1) нарушение права  граждан на ознакомление со  списком избирателей; 
2) нерассмотрение в установленный федеральным законом срок заявления о неправильности в списке избирателей; 
3) отказ выдать гражданину письменный ответ с указанием причины отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей.

Объектом данных административных правонарушений являются общественные отношения, связанные с реализацией  гражданами группы избирательных прав - права на ознакомление со списком  избирателей; права на подачу заявления  о неточностях и ошибках в  списках избирателей; права на получение  письменного ответа на такое заявление.

Право граждан на ознакомление со списком избирателей регламентируется в федеральных и региональных законах о выборах. Так, согласно п. 13 ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» списки избирателей, участников референдума  представляются участковой избирательной  комиссией для ознакомления избирателей  и дополнительного уточнения  не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную  комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В соответствии с п. 14 ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения.

Административные  правонарушения, указанные в ст. 401 КоАП могут быть совершены в различных формах, таких как нарушение срока представления для ознакомления списков избирателей; отказ гражданину в ознакомлении со списком избирателей; нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в этом списке; отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей; выдача гражданину ответа в письменной форме без изложения мотивов отклонения заявления. Правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами правонарушений являются члены участковой избирательной  комиссии, которые обязаны рассматривать  заявления граждан. Как правило, это председатели, заместители председателей  и секретари данных комиссий.

Вмешательство в работу избирательных  комиссий. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 12 ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Вмешательство в работу избирательных комиссий влечет для виновных лиц в соответствии со ст. 402 КоАП административную ответственность в виде штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Объектом данного  административного правонарушения являются общественные отношения, направленные на обеспечение независимости и  самостоятельности избирательных  комиссий в рамках их компетенции.

С объективной стороны  вмешательство состоит в осуществлении  действий с использованием должностного или служебного положения, которые  имеют целью влияние на формирование решения комиссии: требование или  указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных  объединений, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей и  по иным вопросам исключительной компетенции  избирательной комиссии.

Использование должностным  лицом своего должностного или служебного положения (служебных функций, прав и обязанностей по замещаемой должности) является квалифицирующим признаком  рассматриваемого административного  правонарушения и означает такие  действия должностного лица, которые  вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это  лицо наделено в силу занимаемой им государственной или муниципальной  должности.

Информация о работе Политические элиты