Политические элиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

2.1. Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства.
Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.
Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определен

Работа содержит 1 файл

Ответственность за нарушение избирательного законодательства.docx

— 72.45 Кб (Скачать)

Субъектами правонарушения могут быть как граждане, так и  должностные лица (председатели, заместители  председателя, секретари избирательной  комиссии, руководители полиграфических  предприятий и др.).

Изготовление неучтенных бюллетеней может быть совершено  как умышленно, так и по неосторожности (например, ошибки в учете). Сокрытие остатков тиражей бюллетеней может  быть совершено только умышленно.

Изготовление неучтенных избирательных бюллетеней, а равно  сокрытие остатков тиражей избирательных  бюллетеней влечет в соответствии со ст. 4022 КоАП наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Изготовление неучтенных тиражей бюллетеней либо сокрытие их остатков, совершенные юридическими лицами (как правило, полиграфическими предприятиями) влечет наложение штрафа на этих лиц в размере от трехсот  до пятисот минимальных размеров оплаты труда (ст. 10 Федерального закона «Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»).

Незаконная  выдача гражданам  избирательных бюллетеней. В качестве административного правонарушения КоАП (ст. 4023) расценивает выдачу членом избирательной комиссии, комиссии референдума, иным лицом гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, а равно выдачу (передачу) гражданину заполненного избирательного бюллетеня.

Данное правонарушение нарушает установленное законодательством  о выборах правило личного  голосования избирателей, а также  тайну голосования. В частности, для совершения данного правонарушения достаточно выдать гражданину избирательный  бюллетень или несколько таких  бюллетеней для того, чтобы он проголосовал за других лиц. При этом, не имеет правового значения желание гражданина проголосовать за родственника, соседа, с согласия этих лиц или нет. Правонарушение признается совершенным и в тех случаях, когда гражданин неправомерно получил бюллетень и не успел проголосовать за другое лицо.

Субъектом данного  правонарушения могут быть члены  избирательной комиссии, а также  иные лица, которые находились в  день голосования на избирательном  участке и незаконно выдавали бюллетени.

Правонарушение может  быть совершено только умышленно.

Непредоставление сведений об итогах голосования. Административная ответственность за это правонарушение предусмотрена в ст. 4024 КоАП.

Объектом правонарушения выступают урегулированные законодательством  общественные отношения по информированию избирателей и других участников избирательного процесса об итогах голосования.

Порядок и сроки  предоставления сведений об итогах голосования  определяются федеральными и региональными  законами о выборах. Поэтому при  квалификации правонарушения необходим  анализ соответствующих норм данных законов.

Субъектами административного  правонарушения являются председатели избирательных комиссий.

Непредоставление в установленный законодательством о выборах срок председателем участковой избирательной комиссии для ознакомления избирателям, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования влечет в соответствии с ч.1 ст. 4024 КоАП наложение штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Если аналогичное  нарушение совершено председателем  территориальной избирательной  комиссии, а равно этим лицом нарушены сроки направления сведений об итогах голосования или такие сведения были представлены неполно, то такое  деяние влечет в соответствии с ч. 2 ст. 4024 КоАП наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Повышенные штрафные санкции за непредоставление сведений об итогах голосования установлены для председателей окружных избирательных комиссий (штраф в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда); председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (штраф в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда); Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (штраф в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда).

Административное  правонарушение, предусмотренное ст. 4024 КоАП, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

2.4. Уголовная ответственность  за нарушение избирательного  законодательства.

Уголовная ответственность  наступает за совершение общественно  опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав. Уголовная ответственность  регламентируется в Уголовном кодексе  РФ (далее - УК РФ), который насчитывает  две статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан. Это - ст. 141 (»Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий») и ст. 142 (»Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов»).

В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 141 УК РФ, с дополнительными квалифицирующими обстоятельствами (соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) наказывается согласно ч. 2 ст. 141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В ч. 2 ст. 141 УК РФ под  подкупом понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод за отказ гражданина в реализации им его избирательных прав; под обманом - преднамеренное введение в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений, предоставлении подложных документов или в совершении других подобных действий; под насилием - причинение побоев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, незаконное лишение свободы; под использованием служебного положения - воспрепятствование осуществлению избирательных прав с использование служебного положения в любой форме.

В соответствии со ст. 142 УК РФ фальсификация избирательных  документов, заведомо неправильный подсчет  голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной  комиссии, инициативной группы наказываются штрафом в размере от пятисот  до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Под фальсификацией документов в данном составе преступления следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также в изготовлении другого документа с ложным содержанием. При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права и др.). Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени; списки избирателей; удостоверение кандидата в депутаты; подписные листы для регистрации кандидата; протоколы избирательных комиссий.

Уголовную ответственность  за совершение преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ несут только специальные  субъекты: члены избирательных комиссий. Совершение деяний, указанных в данной статье УК РФ, другими лицами не влечет ответственность по этой статье. Следует  особо подчеркнуть, что кандидаты  не являются субъектами этого преступления. В случае самовыдвижения, когда кандидат сам осуществлял сбор подписей избирателей  и сфальсифицировал подписные листы, данный кандидат в силу пробела в  уголовном законе избегает уголовной  ответственности за фальсификацию  избирательных документов. Представляется необходимым устранение этого пробела.

Информация о работе Политические элиты