Политический экстремизм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:09, реферат

Описание работы

Политический экстремизм сегодня переходит в ряд явлений, представляющих реальную угрозу национальной безопасности, жизненно важным интересам личности, общества и государства. В настоящее время системный характер приобретают такие его действия, как террористические акты, призывы к насильственному захвату власти, угрозы государственным и общественным деятелям, политическим лидерам и активистам, захваты заложников, блокирование административных зданий и учреждений, пикетирование и обстрел иностранных представительств, массовые беспорядки и другие акты насилия.

Содержание

Введение 3Определение
1. понятия политического экстремизма 4
2. Виды экстремизма 6
3. Политический экстремизм в России 14
4. Международный опыт противодействия политическому
экстремизму 16
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Экстремизм.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     По  методам воздействия  различают:

     - экстремизм с использованием  физического насилия (лишение  отдельных лиц или даже целых  их групп жизни, нанесение увечий  и иных телесных повреждений,  ограничение свободы);

     - экстремизм, сопряженный с уничтожением материальных объектов (поджог, разрушение государственных объектов, общественного, коллективного или частного имущества);

     - экстремизм с применением методов  морально-психологического насилия  (угрозы, шантаж, демонстрация силы, ультимативные требования, распространение панических слухов и т.д.).

     Как правило, при осуществлении экстремистских акций перечисленные методы используются комплексно, приоритет тем или  иным из них отдается с учетом конкретных условий и специфики региона  деятельности экстремистов, их оснащенности, складывающейся политической обстановки и иных обстоятельств.

     По  характеру влияния  на межгосударственные отношения и в  зависимости от гражданской  принадлежности субъектов  экстремистской деятельности экстремизм подразделяют на:

     - внутренний (когда к нему причастны граждане собственной страны, а последствия и ущерб от их действий не выходят за ее рамки);

     - международный, акции которого, осуществляемые  гражданами одной или нескольких  стран, направлены на подрыв  конституционного строя иных  государств либо международный правопорядок или международные отношения в целом.

     В свою очередь международный и  внутренний экстремизм также могут  быть подвергнуты дополнительной систематизации.

     Так, во внутреннем экстремизме в зависимости от его субъектов можно выделить:

     - государственный экстремизм (когда  насилие в отношении оппозиции,  групп, категорий или целых  слоев населения инспирируется  самим государством и реализуется  через силовые структуры под  предлогом защиты государственных,  общественных или общенациональных интересов);

     - экстремизм проправительственный (осуществляется  неправительственными общественными  объединениями и партиями в  интересах защиты институтов  власти и, как правило, поощряется  этой властью) 

     - экстремизм оппозиционный, при  котором противоправное насилие направлено против государственных институтов, их представителей и защитников;

     - межпартийный экстремизм, проявляющийся  в процессе обострения политической  борьбы, а также разновидности  экстремизма, субъектами которого  являются сторонники различных экстремистских идеологических течений (крайнего национализма, фашизма, сепаратизма).

     Международный же экстремизм может быть:

     - государственным (в случае, если  он является одним из методов  реализации внешней политики  государства, причем эти методы  состоят на вооружении спецслужб  или финансируемых государством  экстремистских центров и организации) 

     - негосударственным (когда акции экстремизма готовятся и осуществляются международными экстремистскими организациями, имеющими собственные источники финансирования).

     Если  классифицировать экстремизм по целям, то можно выделить:

     - сплачивающий экстремизм, акции  которого направлены на объединение различных структур криминального толка;

     - экстремизм демонстрационный, призванный  обеспечить «рекламу» той или  иной экстремистской организации  и проводимой ею в жизнь  идеологии и политике, а также  продемонстрировать силу и готовность  ее членов к решительным действиям;

     - конфронтационный экстремизм, проявляющийся  в применении насилия в борьбе  между противостоящими политическими  блоками, движениями, организациями,  а также между государственными  структурами и оппозицией;

     - экстремизм провокационный, когда субъекты насильственных действий стремятся заставить своего политического противника перейти к непопулярным среди населения или тактически выгодным для экстремистов действиям.

     По  средствам, используемым при осуществлении  акций экстремизма, последний подразделяют на два вида:

     - традиционный (применением огнестрельного  и холодного оружия, взрывчатых  веществ, ядов и других средств  совершения политических убийств,  известных человечеству в течение  ряда веков);

     - технологический (использование  в экстремистских акциях новейших достижений науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники, ядерных материалов, генной инженерии, имуннологии и т.д.).

     Итак, каждому из видов политического  экстремизма, перечисленных в приведенных выше классификациях, а также присущих другим систематизациям этого социально-политического явления, проведенным по иным основаниям (например, по объектам посягательства, географии проявлений, специфике идеологической основы и другие), соответствуют свои наиболее типичные и часто встречающиеся формы экстремистских акций. Так, для проявлений международного экстремизма характерны угоны воздушных судов международных авиалиний, захваты заложников из числа представителей дипломатического корпуса, крупных политических и общественных деятелей, убийства и иные виды насилия в отношении таких лиц, инспирация межнациональных конфликтов и массовых противоправных проявлений в целях дестабилизации обстановки в той или иной стране, срыва международных договоренностей, осложнения отношений между государствами и т.п.

     В качестве субъектов  политического экстремизма  могут выступать государство, его специальные службы, международные или национальные экстремистские центры и организации, политические течения и партии экстремистского толка, группы граждан и даже отдельные лица, стремящиеся достичь своих целей с применением методов политического экстремизма.

     По  своему идеологическому  содержанию политический экстремизм условно можно разделить на левый и правый.

     Правый  экстремизм придерживается идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди форм правового экстремизма называют правый популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундаментализм, а также фашизм.

     Левый экстремизм эксплуатирует просветительскую идеологию классовой борьбы, выступает за разрушение существующей государственной системы; создание декларируемого «более справедливого» общества на идеологической основе заимствований как из социалистических и коммунистических концепций, так и собственных новейших левоэкстремистских доктрин; которое осуществляется всеми доступными средствами.

 

      3. Политический экстремизм в России  

     С учетом состояния политической ситуации в России в современных условиях выделяют следующие основные формы  политического экстремизма: осуществление террористических актов; «чеченский» экстремизм, расширяющий свое влияние на Северном Кавказе; совершение угроз расправы над государственными и политическими деятелями, представителями власти и их родственниками; захваты заложников, захваты и угоны транспортных средств вместе с пассажирами; массовые беспорядки; совершение взрывов в общественных местах; несанкционированные митинги, уличные шествия и демонстрации, способные перерасти в массовые беспорядки; нападение и избиение участников митингов, уличных шествий и демонстраций членами оппозиционных им политических организаций и движений; насильственные захваты административных зданий с находящимися в них людьми; блокирование транспортных магистралей, объектов народного хозяйства, учреждений органов власти и управления; демонстративное уничтожение в общественных местах портретов руководителей государства, государственной символики и многие другие.

     Пятнадцать  лет с момента распада Советского Союза ознаменовались практически  непрерывной террористической войной. Захваты заложников в рейсовых автобусах, беспрецедентный захват заложников в г. Буденовске, взрывы на транспорте по всей России, взрывы на вокзалах и рынках, взрывы станций метро и многоквартирных жилых домов, события на Дубровке и в Беслане. Последствия терактов ужасны.

     Осуществление террористической деятельности – лишь одна из форм экстремизма. Ненависть  и вражда к представителям другой национальности, расы, вероисповедания  – это не только психологическая  проблема определенного, причем весьма широкого, слоя людей. Это еще и мотив совершения преступлений, как насильственного, так и ненасильственного характера. По мнению большинства исследователей, политический экстремизм является исторически и социально обусловленным явлением, его появление и воспроизводство вызвано совокупностью объективных и субъективных причин социального, экономического, национального, идеологического, психологического характера. Применительно к российской ситуации наиболее существенными называют следующие причины:

     - распад единого государства и усиление сепаратизма и национализма;

     - глубокий системный кризис, охвативший  все сферы жизни и как следствие  – ухудшение социально-экономического  положения населения, нарастание  социального напряжения в обществе;

     - борьба за власть политических партий и движений;

     - криминализация общества и политизация  уголовной преступности; правовой  нигилизм граждан. 

 

      4. Международный  опыт противодействия  политическому экстремизму 

     Законодательство  значительной группы государств и прежде всего государств, имеющих тоталитарное прошлое, запрещает деятельность различного рода крайне правых и левых экстремистских партий и организаций, пропагандирующих и применяющих в своей деятельности подрывные, насильственные методы. Помимо введения конституционных запретов на деятельность антидемократических организаций, а также соответствующего уголовного законодательства, в ряде государств приняты специальные законы, запрещающие создание и деятельность профашистских, пронацистских организаций. Это, в частности, австрийский конституционный закон о запрете Национал-социалистической рабочей партии Германии 1945 г. (закон действует и сегодня); итальянский закон о запрещении фашистской деятельности 1948 г., действовавший до 1952 г., а также закон о запрещении неофашистской деятельности 1952 г.; португальский закон о запрещении фашистских организаций 1978 г. .

     Международное сообщество отрицает экстремизм и терроризм  как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями  провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности. Основными направлениями усилий, предпринимаемых для противодействия политическому экстремизму, являются: создание международной и национальной правовой базы, формирование мощных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом, а также оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся источниками вооруженных конфликтов.

     Формирование  нормативно-правовой базы по противодействию  различным проявлениям экстремизма  получило наибольшую активность в Европе сразу после Второй мировой войны. В ряде пост тоталитарных стран имеется законодательный опыт предупреждения фашистской угрозы, реставрации нацизма. Законодательство значительной группы государств запрещает деятельность различного рода крайне правых и левых экстремистских партий и организаций, предусматривает ответственность за такие составы преступления, как призывы к мятежу, оскорбление нации, республики, конституции, конституционных учреждений, пропаганду и применение подрывных, насильственных методов. Помимо введения конституционных запретов на деятельность антидемократических экстремистских организаций, а также соответствующего уголовного законодательства, в ряде государств приняты специальные законы, запрещающие создание и деятельность профашистских, пронацистских организаций. Разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения. Особенно жестко борются с проявлениями фашизма в Германии. В середине 80-х годов там были приняты специальные поправки к Конституции, запрещающие как использование профашистской идеологии, так и любую деятельность экстремистских организаций. Тем не менее, в Германии существует большое количество ультраправых организаций, как правило, объединяющих молодых людей в возрасте 18-25 лет. И хотя многие экстремистские движения в Германии имеют свои сайты в Интернете, публичных акций они стараются избегать, т.к. германское правосудие сурово карает последователей гитлеровской идеологии и оперативно реагирует на малейшие ее проявления. Выражается это в массовых обысках и разгромах штаб-квартир группировок, уголовном преследовании их лидеров.

     Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии предусматривает уголовную ответственность  за публичную демонстрацию нацистской символики и ее пропаганду. Запрет на деятельность экстремистских организаций вправе налагать министры внутренних дел земель, входящих в Федерацию. Официально контроль за деятельностью групп, признанных экстремистскими, осуществляет Ведомство по охране Конституции, причем методы открытого наблюдения сочетаются с оперативно-агентурными. Для предотвращения возможных злоупотреблений и нарушения прав человека, деятельность самого Ведомства находится под постоянным контролем специальной комиссии бундестага. Большое количество актов насилия, согласно полицейским данным, совершают иностранные экстремисты.

Информация о работе Политический экстремизм в России