Пятидневная война на Кавказе в 2008году

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:54, реферат

Описание работы

Вооружённый конфли́кт в Ю́жной Осе́тии (2008) — военное противостояние в августе 2008 года междуГрузией, с одной стороны, и непризнанными республиками Южная Осетия и Абхазия, а также Россией, с другой стороны.
В реферате рассмотрены основные события, позиции сторон и последствия войны.

Содержание

Основные события


Предыстория конфликта

- 1989 - 1992 годы

- 1992 – 2007 годы

- эскалация грузино-южноосетинского конфликта



3. Разные интерпретации повода войны

- версия Грузии

- позиция правительства Южной Осетии

- версия России

- версия Абхазии


Ход боевых действий.


Воинские потери и экономические последствия.

Работа содержит 1 файл

Пятидневная война на Кавказе (2008год).docx

— 75.80 Кб (Скачать)

В связи с этим российским генерал  Уваров заявил, что российская военная  техника регулярно входила в  Южную Осетию или покидала её, осуществляя  снабжение размещённого там российского  миротворческого контингента. «Поскольку мы держали там один батальон, ему  требовалось горючее и продукты. Разумеется, передвижение военнослужащих имело место, — сказал он. — Но это не были военнослужащие действующей армии, которых послали туда конкретно для того, чтобы воевать». Уваров добавил: «Будь это крупные подкрепления, мы бы не потеряли в Южной Осетии примерно 15 миротворцев».

Однако представитель МВД Грузии Шота Утиашвили заявил, что в соответствии с соглашениями о миротворческой миссии, которые обе стороны подписали в 2004 году, ротация российского миротворческого батальона могла осуществляться только в дневное время и с предварительного уведомления как минимум за месяц, но в данном случае никаких уведомлений не было.

В представленных грузинской стороной материалах фигурируют телефонные номера грузинского сотового оператора, однако, как пишет «Коммерсантъ», по данным Южной Осетии, «в последнее время все чиновники и военнослужащие пользовались исключительно услугами российского оператора „МегаФон“».[140]

Ряд свидетельств, опубликованных в  СМИ, говорит о присутствии на территории Южной Осетии до начала официального ввода российских войск  помимо миротворцев иных воинских подразделений  России. В частности это подтверждает гибель в первый день конфликта 8 августа  в Цхинвали[141] контрактника 22-й отдельной бригады спецназа ГРУ Евгения Парфёнова.[142]

18 лет на территории Южной  Осетии находился батальон ССПМ, якобы подчиняющийся правительству  Северной Осетии, старшим воинским  начальником которого был полковник  Казбек Фриев. Имея непонятный статус, непосредственно во время конфликта он располагался на территории воинской части и принимал участие в боевых действиях. Батальон был ликвидирован решением Президента РФ от 18 июня 2009 за № 6031 о расформировании миротворческого батальона от Республики Северная Осетия-Алания.

Корреспондент газеты «Известия» Юрий Снегирёв заявил, что в июне-июле в Северной Осетии проходили войсковые  учения 58-й армии, а после их окончания  техника не ушла в боксы, а осталась перед въездом в Рокский тоннель (на территории России). Юрий Снегирёв заявил: «После тоннеля техники не было. Это я видел сам. Это могут подтвердить и другие мои коллеги, которые после обстрела Цхинвала 2 августа стали заезжать в Южную Осетию ежедневно.»"".[145]

Братья Козаевы (один из которых — сотрудник МВД Северной Осетии, другой — герой Абхазии и Южной Осетии) во время и после конфликта утверждали, что президент Южной Осетии Э. Кокойты заранее знал о предстоящих военных событиях и заблаговременно уехал из Цхинвали в Джаву. Однако, по сообщению Анатолия Баранкевича, президент Южной Осетии выехал в Джаву только 8 августа около 2-х часов ночи.

 

Разные интерпретации повода войны


Версия Грузии

Ход боевых действий в трактовке  грузинских СМИ.

В первые часы войны правительство  Грузии мотивировало свои действия тем, что «сепаратисты осуществили нападение  на прилегающие к Цхинвали сёла», сделав это в ответ на одностороннее  прекращение огня Грузией. Заявлялось о массированных бомбовых обстрелах мирного населения и миротворцев, которые произошли в последние часы 7 августа 2008 года, при этом также указывалось, что «через Рокский тоннель российско-грузинскую границу пересекли сотни вооружённых лиц и военная техника». В соответствующем заявлении, опубликованном 8 августа в 2 часа ночи сайтом Civil.ge, есть призывы к осетинским вооружённым формированиям прекратить боевые действия, но нет никаких призывов к России[147].

В 2 часа ночи правительство Грузии опубликовало заявление: «В течение последних часов сепаратисты осуществили военное нападение на мирное население сёл региона и против миротворческих сил, что вызвало крайнюю эскалацию положения. В ответ на одностороннее прекращение огня и предложение президента Грузии провести мирные переговоры, сепаратисты осуществили нападение на прилегающие к Цхинвали сёла. Сперва было атаковано село Приси в 22.30 ч., а потом в 23.00 — с. Тамарашени. Был произведён массированный бомбовый обстрел, как позиций миротворческих сил, так и мирного населения. В результате нападения есть раненные и погибшие. По существующим данным, через Рокский тоннель российско-грузинскую границу пересекли сотни вооружённых лиц и военная техника. В целях обеспечения безопасности мирного населения и предотвращения вооружённых нападений, власти Грузии были вынуждены принять адекватные меры. Несмотря на обострённую обстановку, правительство Грузии снова подтверждает свою готовность к мирному урегулированию конфликта, и призывает сепаратистов прекратить вооружённые действия и сесть за стол переговоров.»

8 августа министр по реинтеграции Грузии Темур Якобашвили призвал Россию к вмешательству в конфликт в качестве «настоящего миротворца».

8 августа командующий грузинскими  миротворцами Мамука Курашвили назвал действия Грузии в Южной Осетии «операцией по наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка». Позднее, в октябре 2008 года, в ходе разбирательств по изучению августовских событий в грузинском парламенте, Курашвили заявит, что его заявление было импульсивным и не было санкционировано высшим политическим руководством Грузии. Секретарь СНБ Грузии Ломаия тогда же заявил, что суть заявления «не была правильной», а сам Курашвили получил выговор.

Госминистр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили пояснил, что «целью руководства Грузии является не взятие городов. В Тбилиси хотят лишь поставить точку на криминальном режиме, чтобы никто не угрожал нашим городам, гражданам и инфраструктуре». Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня.

9 августа парламент Грузии единогласно утвердил указ президента Михаила Саакашвили об объявлении военного положения и полной мобилизации сроком на 15 дней. В тексте указа введение военного положения было обосновано необходимостью «предотвращения дестабилизации в регионе, вооружённых нападений на мирное население и фактов насилия, с целью защиты прав и свобод человека».

22 августа государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил в интервью украинскому агентству «УНИАН»: «…решение атаковать Цхинвали было принято только тогда, когда колонна российской военной техники начала входить в Южную Осетию. Рассказы о том, что мы из установок „Град“ нанесли удар по Цхинвали — враньё. Цхинвали бомбили русские после того, как мы взяли его на четыре с половиной часа. Мы бомбили окрестные высоты, используя в том числе авиацию и „Град“. Подчёркиваю, не населённые пункты».

5 сентября заместитель министра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе в интервью дипломатическому корреспонденту «Интерфакса» Ксении Байгаровой заявил, что «с 1 по 7 августа тяжёлая артиллерия так называемых южноосетинских сил под руководством российских военных сровняла с землёй все грузинские деревни, прилегающие к зоне конфликта». Более полно грузинская версия представлена в заявке на рассмотрение конфликта в Гаагском суде.

По официальным заявлениям грузинской стороны, российские миротворческие силы, оставшиеся на территории Грузии после  подписания плана Медведева-Саркози, «реально представляли оккупационные  войска, главной целью которых  было не урегулирование конфликта, а  присвоение грузинских территорий».

5 ноября 2008 года на официальной  пресс-конференции, состоявшейся  под эгидой НАТО в Риге, президент  Грузии Михаил Саакашвили представил  свою собственную версию начала  войны, по которой данная война  являлась агрессией России против  Грузии, начавшейся с территории  Украины. Согласно этой версии, началом конфликта следует считать  выход кораблей Черноморского  флота России «с полным вооружением»  из Севастополя к побережью  Грузии, который произошёл, как  минимум, за 6 дней до первых  выстрелов на административной  границе с Южной Осетией. По словам Саакашвили, президент Украины Ющенко попытался своим указом остановить Черноморский флот, но Россия его проигнорировала.. Данная версия оспаривается украинскими и российскими СМИ, указывающими на то, что указ Ющенко появился лишь 13 августа, то есть спустя 5 дней после начала войны, и после того, как президент России Медведев официально объявил о прекращении военной операции.

Также в ноябре 2008 года Саакашвили заявлял, что Россия не пошла на завоевание всей Грузии из-за того, что понимала готовность Вооружённых сил Грузии оказать ей сопротивление. «Грузинская  армия впервые после Второй мировой  войны заставила бежать с поля боя русских генералов», — отметил грузинский президент.[163] При этом он убеждён, что против Грузии воевало 95 % боеспособной части[164] Вооружённых сил России, «сбито 17-19 (российских) летательных аппаратов. 58-я российская армия фактически была сожжена 4-й (грузинской) бригадой». В целом Саакашвили очень доволен действиями Вооружённых сил Грузии. «Грузинская армия оказала примерное сопротивление монстру — армии большой страны», — отметил грузинский президент. Однако, по его словам, «когда 58-й армии было нанесено поражение, Россия задействовала сухопутные и воздушные силы. Они выпустили более половины запаса своих „Искандеров“». Грузинский президент считает, что решение о боевых действиях в Южной Осетии было неминуемым:

Это решение было неминуемым в связи  с двумя основными обстоятельствами: 1. нам стало известно, что сотни  танков российской армии, тяжёлая техника, артиллерийские установки, и тысячи военных были подведены к грузино-российской границе, у Рокского тоннеля, и мы начали получать неопровержимые, подтверждённые разведывательные данные, и вы их видели, что они начали движение и пересекают государственную границу Грузии. Этот факт позже подтвердили мировые СМИ, опубликованы телефонные перехваты, изучено много материала, добытые из Интернета, из открытых источников, и от разведывательных источников, хотя нужно сказать, что информация открытых источников такая же убедительная, как и информация разведывательных информация, может иногда и более убедительная. И в это время факт вторжения в Грузию военной силы не смогла опровергнуть и не опровергал и сама Российская Федерация.

26 мая 2009 года Саакашвили заявил, что российские войска планировали взять под свой контроль не только Грузию, но и весь черноморско-каспийский регион, однако благодаря доблести грузинских военнослужащих этого не произошло.

Позиция правительства  Южной Осетии

В южноосетинской интерпретации, война  вызвана агрессией Грузии против Южной Осетии, произошедшей в канун  Олимпийских игр. Президент Южной  Осетии Эдуард Кокойты заявил:

Кодовое название блицкрига — «Чистое поле» — раскрывает суть планов Грузии — провести этническую чистку, превратить в «чистое поле» всю Южную Осетию. Первые же сутки полномасштабной военной агрессии, предпринятой Грузией против Южной Осетии принесли нашему народу огромные жертвы. Только операция по принуждению к миру положила конец бессмысленной и жестокой войне, принёсшей столько страданий нашему народу. Решение Президента России о проведении операции по принуждению агрессора к миру было своевременным, мужественным и единственно верным… Южная Осетия никогда не забудет и не простит преступлений грузинского фашизма. Грузинские власти своей бессмысленной жестокостью вырыли бездонную кровавую пропасть между Грузией и Южной Осетией.

8 августа президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа[183]. В своём интервью газете Коммерсантъ Кокойты признал случаи мародёрства в грузинских сёлах. Он признал также уничтожение грузинских анклавов, употребив выражение «Мы там практически выровняли всё», и отметил невозможность возвращения туда грузин: «Мы не намерены туда больше кого-то запускать»[184]. Позднее, однако, Кокойты заявил, что все беженцы из Южной Осетии грузинской национальности смогут вернуться на территорию Южной Осетии. Однако, те из них, которые не имеют гражданства Южной Осетии, должны будут получить его и отказаться от грузинского гражданства.[185] Речь идёт о тех, кто не принимал никакого участия в боевых действиях против Южной Осетии, не участвовал в геноциде осетинского народа.[186] В отношении жителей некоторых грузинонаселённых сёл Южной Осетии, которые были разрушены в ходе конфликта, южноосетинские власти намерены провести особо тщательную персональную проверку перед тем, как разрешить им вернуться назад, так как прокуратура Южной Осетии считает, что жители этих сёл участвовали в вооружённых формированиях и принимали участие в геноциде осетинского народа.

Версия России

Калька грузинской учебной  карты 2006 года (выставка «Кавказ. Пять дней в августе» вЦентральном музее Вооружённых Сил РФ, Москва, 2008).

Главнокомандующий вооружёнными силами России президент Медведев о начале вооружённого столкновения с грузинской армией высказался в своём интервью, приуроченном к третьей годовщине  начала конфликта:

В ночь с 7-го на 8-е число мне позвонил Министр обороны (я как раз  двигался по Волге, был в отпуске, и вообще вся планета была в  предвкушении Олимпиады, которая была в Китае) и сказал, что наш грузинский сосед начал активные боевые действия. Я, честно скажу, абсолютно, предельно  откровенно, вначале очень засомневался и говорю: «Знаешь, надо проверить, он что, совсем сумасшедший, сбрендил, что ли? Может быть, это просто провокация какая-то, он испытывает на прочность осетин и пытается что-то нам показать?»

Проходит час, он говорит: "Нет, они  уже ударили из всех орудий, они  используют «Град». Я говорю: «Хорошо, жду новую информацию». Ещё какое-то время проходит, он говорит: «Знаете, я хочу Вам доложить, они только что уничтожили палатку с нашими миротворцами, всех насмерть положили. Что я должен сделать?» Я сказал: «Открывайте ответный огонь на поражение». Никаких цифр в этот момент не фигурировало.

— Интервью Дмитрия Медведева от 5 августа 2011 года [1]

Информация о работе Пятидневная война на Кавказе в 2008году