Антиинновационное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:26, доклад

Описание работы

Понятие «антиинновационный барьер» может рассматриваться и в более широком, чем психологический контексте. Говорят о биологических, культурных, лингвистических, социально-психологических, экономических, личностных, собственно психологических основаниях неприменения новшества.

Работа содержит 1 файл

Понятие.doc

— 35.00 Кб (Скачать)


Понятие «антиинновационный барьер» может рассматриваться и в более широком, чем психологический контексте. Говорят о биологических, культурных, лингвистических, социально-психологических, экономических, личностных, собственно психологических основаниях неприменения новшества.

Когда-то Лариса Андреевна Петровская, один из первых психологов начинавших у нас в стране ещё в семидесятые годы прошлого века проведения психологических тренингов, рассказывала, что её опыт проведения тренингов в Таджикистане натолкнулся на отказ юношей и девушек, участников тренинга, расположиться в тренинговом кругу по очереди: молодой человек - девушка, молодой человек - девушка. Культурные стереотипы в отношении поведения мужчин и женщин «запускали» антиинновационный настрой в отношении нового способа работы.

Антиинновационное поведение возникает не только вследствие несоответствия диспозиций новшеству, но и вследствие «огрехов» в способе распространения новшества.

Это проявляется в особенных барьерах. Назовём их:

«Барьер непонимания» возникает при неумелой пропаганде новшества (эффект «обманчивой простоты»), когда не обосновываются, не разъясняются сложность, новизна понятий, терминов, относящихся к инновации. В итоге новшество воспринимается в примитивном, неадекватном, а то и полностью искажённом виде.

«Оптимистический барьер» является следствием чрезмерно оптимистического описания новшества. Недоверие в этом, случае возникает обычно у добросовестных работников, убедившихся на своём опыте, что мгновенных достижений, улучшений не может быть.

«Барьер нехватки времени» (вариант оптимистического барьера) когда пропагандисты уверяют, что хотя сил потратить на новое потребуется много, но на коротком промежутке времени (опытный профессионал знает, что серьёзные изменения не могут быть быстрыми, а времени на длительную работу с инновацией может и не быть).

«Барьер нескорых достижений» - противоположный предыдущему, когда пропагандисты подчёркивают, что результаты инновации проявятся не скоро, требуют продолжительных усилий, а профессионал жаждет быстрых успехов.

«Барьер «синица в руке» - свойственен опытным профессионалам, у которых «получается». Они предпочитают «синицу в руке» «журавлю в небе»; даже, если признают красоту и силу «журавля». Любопытно, что некоторые из них пытаются всё-таки не афишируя, почти в тайне опробовать новшество. Пропагандистская ошибка, стимулирующая этот барьер, - противопоставление «синицы» и «журавля»

Первая модель основана на книге «Управленческие нововведения в США. Проблемы внедрения», вторая - наша разработка.

Основные характеристики первой схемы: стадии диффузии, разработчики, пользователи, изменения в новшестве.

1). Стадии введения новшества (стадия новации).

Разработчики - авторы, новаторы. Пользователи - «пионеры».

2). Стадия первоначального распространения (роста).

Разработчики - авторы, последователи и фальсификаторы.

Пользователи - ранние последователи и раннее большинство.

Изменения - модификации.

3). Стадия зрелости (массового распространения).

Разработчики - управленческие, консультационные и внедренческие организации.

Пользователи - прибавляется позднее большинство.

Изменения - модификация и дивергенция.

4). Стадия насыщения.

Разработчики - авторитетные центры и организации.

Пользователи - добавляется часть консерваторов.

Изменения - прежде всего дивергенция,

5). Стадия заката инновации (превращения в традицию).

Разработчики - авторы, если они не переключились на другое, не потеряли интерес к своему новшеству.

Пользователи - плюс консерваторы.

Изменения - дальнейшая дивергенция.

Во второй, нашей, модели процесс диффузии рассматривается с двух точек зрения, со стороны инноваторов, как развиваемый процесс и со стороны пользователей, рядовых участников инноваций (саморазвиваемый процесс).

Со стороны инноваторов это будут набегающие друг на друга и взаимоусиливающие процессы информирования, пропаганды, обучения, внедрения.

Со стороны пользователей: узнавание, восприятие, принятие-непринятие инновации, освоении, применение.

Результат узнавания - осведомлённость; восприятия - знание и оценка; принятия - позиция в отношении новшества; освоения - складывающееся решение о применении, опробывание; применения - использование новшества.

Эти два взгляда не противоречат, а взаимодополняют друг друга.



Информация о работе Антиинновационное поведение