Антропология возраста: основные подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Формирование человека происходило под определяющим воздействием социальных факторов. Поэтому как объект естественнонаучного исследования он представляет собой уникальное явление. Существующие в науке подходы к проблеме соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека неоднозначны, однако очевидно, что социальная сущность человека отнюдь не отменяет биологических законов, в соответствии с которыми развивается его организм.

Содержание

1. Введение.
2. Общая характеристика постнатального онтогенеза человека.
3. Факторы и критерии роста и развития в постнатальном онтогенезе.
4. Основные особенности онтогенеза человека на современном этапе его биосоциального развития.
5. Заключение.
6. Литература.

Работа содержит 1 файл

контрольная по соц.антропологии.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     Акселерация относится к числу важнейших  проявлений так называемого «секулярного тренда» («вековой тенденции»), который охватывает целый комплекс морфофункциональных сдвигов в биологическом статусе человека, характерных для прошлого столетия: удлинение продолжительности жизни, увеличение размеров тела взрослых мужчин и женщин, перестройку структуры заболеваемости и др.

     В свою очередь, «вековая тенденция» представляет лишь фазу общего колебательного процесса изменений биоритмов человека. Подобные хронологические сдвиги были свойственны  не только современной эпохе, но и проявлялись и прежде, вплоть до верхнего палеолита; они могли иметь разнонаправленный характер.

     Как достаточно сложное явление акселерация  не может сводиться к действию какой-либо одной причины. Предложенные многочисленные гипотезы по сути охватывают почти все биологические  и социальные факторы, которые вообще могут влиять на онтогенез. В первую очередь это весь комплекс условий среды как основной фактор реализации генетического потенциала (питание, урбанизация, образ жизни, гиподинамия, прогресс медицины и др.), а также продолжающиеся смешения населения планеты и гетерозис.

     Таким образом, акселерация имеет в  целом многофакториальный генезис, причем в разное время или в  различных условиях ее причины могут  не совпадать.

     Проявление  секулярного тренда затрагивают и другой важнейший этап онтогенеза – старение, от длительности и характера протекания которого в значительной степени зависит и сама продолжительность жизни. Старение выражается в замедлении процессов адаптации и снижении жизненных сил организма. Оно охватывает всю нисходящую фазу онтогенеза и включает переходный пожилой возраст (61-74 года - у мужчин и 56-74 года – у женщин) и старческий возраст (75 лет и старше у обоих полов). Однако первые признаки старения появляются уже в фазе зрелости (22-60 лет – у мужчин и 21-55 лет – у женщин) или даже еще раньше. Исторически (и индивидуально) границы пожилого возраста варьируют при общем увеличении его продолжительности в условиях современной цивилизации.

     Индивидуальные  темпы старения, как и развития, могут существенно различаться у людей одинакового хронологического возраста. Определение биологического возраста при старении очень важно для биологии человека и возрастной антропологии, а также в клинической геронтологии и для решения задач социально – гигиенического и экономического характера. В зависимости от конкретных целей исследования состав тестов может меняться. К числу достаточно часто используемых критериев биологического возраста относятся, например, систолическое артериальное давление, жизненная емкость легких, острота зрения, слуха, состояние зубной системы и многие другие.

     Спецификой  этого периода является отсутствие абсолютного эталона старости в  отличие от периода развития, по окончании которого устанавливается  «оптимальная физиологическая норма» (20-25 лет). Вопрос же о «норме старения» решается неоднозначно. Наряду с точкой зрения, что темпы старения, как и развития, наследственно запрограммированы, и каждому периоду онтогенеза соответствует своя возрастная норма, указывается и на редкость случаев естественного старения и невозможность его четкого разграничения с патологическими проявлениями и «болезнями компенсации».

     Старение  – неуклонно, хотя и неравномерно прогрессирующий процесс, затрагивающий  все системы организма: морфологическую, функциональную и психологическую сферы. Большая часть гипотез о механизмах старения объясняет его первичными изменениями генетического аппарата клетки: запрограммированным снижением активности генома или следствием накопления ошибок  в системе хранения и реализации генетической информации. Появились новые сведения о роли в процессах старения некоторых участков ДНК. О роли наследственного фактора свидетельствует и связь старения с продолжительностью жизни, возрастом менопаузы, конституцией.

     На  клеточном уровне ведущие механизмы старения – деградация и гибель части клеток, снижение их способности к делению. На организменном уровне – это ослабление функций основных физиологических систем организма, снижение нервного контроля за их деятельностью, изменение реактивности к гормонам.

     В процессе старения происходит постепенное  ослабление деятельности организма. Люди, достигшие поздней взрослости, уже  не так сильны физически, общий запас  энергии у них становится существенно  меньше по сравнению с молодыми годами. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем человека. Процесс старения затрагивает и нервную систему человека. В первую очередь происходит снижение ее чувствительности, что обуславливает замедление реакции организма на внешние воздействия и изменения чувствительности разных органов чувств. Могут возникнуть также разнообразные нарушения зрения.

       Весьма существенна роль и  многих внешних факторов, прежде  всего социальных и социально  опосредованных (питание, стресс, психологическая  и медицинская сферы). У человека существуют и специальные приспособительные механизмы торможения старения, например высокий уровень социально-трудовой активности и сохранение умственной и физической работоспособности до глубокой старости.

     Продолжительность жизни человека, как и любого другого вида, имеет свои характерные пределы. При этом видовая продолжительность жизни зависит только от генотипа, она не может отождествляться ни с максимальной продолжительностью жизни, которая зависит не только от наследственного фактора, но и от условий жизни, которая также не является неизменной в пределах вида и в историческом аспекте. Пока видовая продолжительность жизни человека точно не определена; наиболее вероятна ее близость к границе долголетия, т.е. к 90-95 годам, тогда как самые достоверные цифры максимальной продолжительности жизни редко превышают 120 лет.

     Долгожители, т.е. лица от 90 лет и старше, представляют особый интерес для возрастной биологии человека, т.к. в них в наибольшей степени реализуется эволюционное возрастание наибольшей продолжительности жизни, а с другой стороны, эта группа наиболее подходящая модель для изучения «естественного старения».

     По-видимому, долгожительские генотипы встречаются  в самых разных популяциях, в том  числе и в неблагоприятных  экологических условиях, где роль наследственной компоненты продолжительности жизни более отчетлива.

     Биологический статус долгожительских популяций  характеризуется несколько замедленными темпами развития и старения, а  также невысоким уровнем обмена, значительной сохранностью сердечно-сосудистой системы, жизненной емкости легких и системы внешнего дыхания.

     По-видимому, свойственная человеку видовая продолжительность  жизни потенциально была достигнута уже в верхнем палеолите, однако в то время, да и много позже  еще отсутствовали необходимые для ее реализации условия. В Древней Греции и Древнем Риме средняя продолжительность жизни составляла всего 18-22 года. До сравнительно недавнего времени она обычно не превышала 30 лет. Лишь в середине ХIX века продолжительность жизни достигла 40 лет, а к середине ХХ века – 70 лет. Значительную роль в увеличении средней продолжительности жизни в ХХ веке сыграли прогресс социально-экономического развития и снижение роли внешних факторов как причины ранней смертности.

     Эти процессы сопровождались перестройкой структуры заболеваемости. С ними связано и демографическое постарение, т.е. увеличение доли пожилых и старых людей которое было отмечено уже к концу XIX века, прежде всего в экономически развитых странах. «Демографически старыми» считаются страны, в населении которых лица старше 65 лет составляют 7% и больше (по критериям ООН). Ежегодно число старых людей на Земле повышается на 2,4 %. Этот рост рассматривается как производное от повышения социально-экономического и социально-гигиенического статуса населения, но не как результат регуляции биологическими факторами. 
 

     Заключение. 

     В историко-филогенетическом аспекте  «вековая тенденция» ХХ века, сочетающая ускоренное биологическое созревание с продлением старческого периода  и продолжительности жизни, не вполне соответствует основной тенденции эволюционных преобразований онтогенеза в ряду предков человека, для которой было характерно замедление темпов и на восходящем, и на нисходящем этапах. Такой «консервативный» вариант онтогенеза до некоторой степени проявляется в долгожительских популяциях. Сочетание акселерации с замедленным старением и общим удлинением жизненного цикла как тенденция ХХ столетия, возможно, представляет новое явление в биосоциальном развитии человечества, причины которого, как и последствия, еще не вполне ясны.

     В современную эпоху наибольшее значение приобретает проблема «отодвигания»  развития основных заболеваний, влияющих на старение и длительность жизни, замедление процессов биологической, психологической  и социальной инволюции, т.е. продление активного долголетия.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература.

  1. Алексеев В.П. «Становление человечества», М.: 1984 г.
  2. «Психология человека от рождения до смерти». – под общ. редакцией А.А. Реана, СПб, прайм – ЕВРОЗНАК, 2001 г.
  3. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. «Антропология»: Учебник. 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1999 г.

Информация о работе Антропология возраста: основные подходы