Ценностные ориентации современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Молодежь – это наше будущее! Кто из нас не слышал этой фразы? Многие годы она сопровождает нас, призывая юное поколение помнить о его великом предназначении, а взрослых – понимать ответственность перед этим. Еще совсем недавно этот лозунг гордо украшал стены школ и институтов, такими словами пестрели знамена и транспаранты на демонстрациях и фестивалях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
1. Социология молодежи……………………………………………..6
1.1 Молодежь как особая группа в обществе……………………6
1.2 Роль молодежи в обществе…………………………………..10
2. Социализация как процесс усвоения культурных ценностей…14
2.1 Социализация подростково-юношеского этапа…………...14
2.2 Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе………………………………………………………20

3. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи……………………………………………………………………25
3.1 Понятие ценностной ориентации молодежи……………….25
3.2 Анализ ценностных предпочтений молодежи……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………46
Список использованной литературы………………………………..49

Работа содержит 1 файл

ценностные ориентации современной молодежи.docx

— 128.89 Кб (Скачать)

      Третий  период сопряжен с  интенсивной, часто  творческой, продуктивной деятельностью молодого гражданина, когда  уже есть образование, профессия, часто — семья, определенные жилищно-бытовые условия. Такое деление на жизненные периоды в целом вполне приемлемо. 
 

      1. Роль  молодежи в обществе
 

      Теперь  остановимся на роли молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена  следующими объективными обстоятельствами.5

      1. Молодежь, являясь достаточно большой  социально-демографической группой,  занимает важное место в народнохозяйственном  производстве как единственный  источник пополнения трудовых  ресурсов.

      2. Молодежь — основной носитель  интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями  к труду, к творчеству во  всех сферах жизни.

       3. Молодежь имеет достаточно большую  социальную и профессиональную  перспективу. Она способна быстрее  других социальных групп общества  овладеть новыми знаниями, профессиями  и специальностями. В молодости  человек легко приобретает основные  знания, умения и навыки.    

      4.     Молодежь - это наиболее здоровая физически часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. За счет этих сил жизнь общества может быть оживлена. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного типа мышления.

      Социальный  статус молодежи во всех конкретных обществах  и во все времена  в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект  социализации.

      Если  общество нацелено на устойчивое развитие, оно социализирует (обучает и  воспитывает), иными словами, развивает  молодежь таким образом, чтобы она  была способна развивать общества и  развиваться сама. Если общество настроено, прежде всего, на сохранение существующего  строя, консервацию его идей, ценностей  и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и  подобию. В этом случае молодежь как  субъект деятельности выступает  в крайне ограниченных масштабах, она  прежде всего объект воздействия.

      Между тем молодежь может и должна быть социальным субъектом, способным к инициативе и обратному воздействию на общество. Однако в силу маргинального положения и двойственной природы молодежи молодые люди зачастую не обладают личной самостоятельностью в принятии личностно значимых решений. Они обретают субъективность по мере самоидентификации, самосознания своих интересов, роста своей организованности.

      Своеобразие молодежи как социальной группы состоит  в том, что она постоянно находится  в состоянии перехода от преимущественного  свойства быть объектом общественного  воздействия к преимущественному  свойству быть субъектом социально-преобразующей  деятельности.

      Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций  мира.

      Социальные  индикаторы, определяющие степень участия  молодежи в общественной жизни, тесно  связаны с динамикой развития общества и должны в полной мере отражать эту динамику. В то же время  не все общественные процессы могут  быть оценены количественно, а роль молодежи в них не может быть измерена из-за отсутствия инструментов, которыми можно было бы сделать такое измерение. В основу универсальных индикаторов развития молодежи могли бы лечь приоритеты, выявленные системой ООН в ходе подготовки и проведения Международного года молодежи (1985): 6

  • вовлеченность молодежи в развитие на национальном и международном уровнях путем мобилизации всех имеющихся ресурсов;
  • расширение возможностей трудоустройства путем разработки эффективных программ, политики и планов по снижению безработицы среди молодежи и устранению дискриминационных условий в области трудоустройства молодежи;
  • создание инфраструктуры, которая позволит всем молодым людям пользоваться правом на образование и обеспечит доступ к образованию на любом уровне и профессионально-техническому обучению, прежде всего для молодежи сельских районов;
  • привлечение внимания к проблемам и роли молодых женщин в процессе развития; развитие и содействие межсекторальной деятельности в рамках общины (обеспечение медицинского обслуживания, питания, просвещения по вопросам семейной жизни; регулирование размеров семьи);
  • создание необходимой культурной среды, которая содействовала бы участию молодежи в процессе развития;
  • поддержка усилий национальных, региональных и международных молодежных организаций в их деятельности в области развития;
  • стимулирование интереса молодежи и содействие ее участию в сохранении мира, безопасности и сотрудничества, мирном решении международных конфликтов;
  • содействие обмену представителями молодежи к сотрудничеству молодежи на национальном, региональном и международном уровнях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ  КАК ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
 
    1.   Социализация подростково-юношеского этапа
 
 

      Человек - природное существо, один из многих видов живого, чья жизнь составляет органическую часть природы. Вместе с тем, человек существенно отличается от окружающего его животного  и в целом природного мира. У  человека есть нечто такое, что возвышает  его над всем природным. Человек  – это существо социальное.

      Социализация  индивида в большинстве своем  рассматривается как процесс  вхождения его в мир конкретных социальных связей и интеграция личности в различные типы социальных общностей  через культуру, ценности и нормы, на основе которых формируются социально  значимые черты личности. Социализация личности начинается с первых лет  жизни и заканчивается к периоду  гражданской зрелости человека.

        Социализация молодежи есть важный  фактор стабильности общества, нормального  функционирования общественной  системы.

        Э. Дюркгейм исходил из двойственной природы человека: биологической (способности, биологические функции, импульсы, страсти) и социальной (нормы, ценности, идеалы). Основная функция социализации   приобщение индивидов к «коллективному сознанию» (установление однородности, целостности в обществе). Социализированная личность – это личность, которая наделена умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных.

        М. Вебер выделяет два аспекта социализации – субъективный смысл и направленность на другого. По Веберу, социальное действие предполагает субъективную мотивацию индивида (или группы) и ориентацию на других («ожидание»), без которых действие не может рассматриваться как социальное. В основе социализации – понимание индивидом других людей и окружающего мира как социальной реальности.

        Р. Мертон выдвинул идею «разнообразия способов приспособления людей к целям и нормам в процессе социализации». В процессе социализации человек может принимать и отвергать ценности, следовать нормам либо отклоняться от них. Различал следующие типы приспособления в зависимости от отношения к целям и средствам:

      1) подчинение (от лат. conformis – подобный) – принятие целей и средств;

      2) инновация (обновление) – принятие  целей, отрицание средств;

      3) ритуализм (от лат. ritual – обряд) – отрицание целей, принятие средств;

      стремление  неформально соблюдать «правила игры»;

      4) ретризм (от англ. retreat – уходить) – отрицание целей и средств;

      5) мятеж – отрицание целей и  средств с их заменой новыми. 7

      Социализация  проходит в своем становлении  и развитии несколько стадий, или  ступеней. Она проявляется сначала  в стихийной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни  в данном сообществе. Эта подготовка осуществляется путем передачи образцов действий и моделей деятельности в непосредственном труде и совместном коллективном проживании как способе  совместной коммуникации разных поколений. Во взаимодействии со взрослыми дети осваивают не только трудовые и коммуникационные навыки, но и статусно-ролевые позиции, зависящие от поло-возрастных, социально-ролевых возможностей.8

      В освоении трудовых и жизненных функций процесс увенчивается полной адаптацией воспитуемого к данному роду деятельности, выработкой навыка самостоятельного его осуществления, приобретением полноты субъектной позиции и ответственности за результат в этом фрагменте коллективной деятельности. Это связанный комплекс знаний и умений - с одной стороны, по поводу того, как произвести деятельность от начала до конца, какими средствами обеспечивается ее эффективность. С другой стороны, - понимания, зачем (или в каких случаях) это необходимо, как это влияет на жизнь коллектива, т.е. какова мера участия индивида в совместной жизни и какова общественная цена этой деятельности. Эта вторая сторона адаптирует его не только к конкретным видам деятельности, но также к деятельности в коллективе и к совместному проживанию в сообществе. По мере формирования этого комплекса, дается сигнал к снятию внешнего контроля со стороны взрослых, знаменуя собой появление сформированного социализированного субъекта и завершение в целом процесса его социализации в конкретном направлении или в целом.

      Начавшись как приобщение нового поколения  к труду, с передачи умений и навыков, социализация со временем дополнилась  более высокими уровнями. Позднее, по мере развития духовных компонентов  социального, то, насколько социализуемый  индивид усвоил приемы жизнедеятельности  обыденного мира, благодаря которым  он мог прокормиться, становится не столь важным. Не менее значимой становится и степень усвоения им высших смыслов и ценностей этого  рода, его тотемных связей и обязательств. Социализация в целом имеет свои исторически сформированные слои или  уровни. Сначала под ней понималось умение подстрелить птицу, построить  капкан или обустроить пещеру, и  этому надо было обучать. Потом - по мере общественного разделения труда - возникла дифференциация, появились  различные общественные слои. Им предназначались  и различные формы социализации, поскольку усложнение общественного организма делало невозможным тотальную трансляцию всего опыта всем членам общества. Возникает социальная иерархия, сопровождающаяся иерархией форм и уровней социализации.

      В традиционном обществе существовала жесткая  модель жизненного цикла. Юность связывалась  с активной социализацией - прохождением обучения и воспитания. Зрелость - с  началом трудовой деятельности, уходом из родительской семьи и созданием  собственной семьи. Старость - с прекращением трудовой активности, переходом на общественное попечение. Социальный статус при этом формировался в период перехода от юношеского возраста к зрелости. Обучение осуществлялось через совместное участие в трудовых акциях, воспитание - через участие в процессах  совместного проживания, построенного в строго определенных условиях быта, в обычаях и ритуалах, сопровождавших наиболее значимые события в жизни  индивида и социума.

      Если  условно рассматривать период молодости  как переход от детства к «взрослости, характеризующийся определенным типом взаимоотношений между индивидом и социальным окружением, то можно выделить четыре типа социального взросления молодежи, которые охватывают в целом возраст от 11-12 лет до 29-30 лет.9

      Эти этапы характеризуют процесс  становления молодежи как субъекта общественной жизни. Каждому этапу присущ ведущий характер деятельности, особый социальный статус, своя специфика освоения социального опыта.

     Первый  этапподростковый (от 11 до 14 лет). В социальном плане он характеризуется тем, что все подростки этого возраста — школьники, находящиеся на попечении родителей или государства. До 14 лет социальный статус подростка мало чем отличается от детского, он является объектом защиты семьи, общества, государства, международных организаций и т.д. Но по достижению данного возраста подросток имеет право и обязан занять правовую статусную позицию: с 14 лет наступает уголовная ответственность. Так же с этого возраста подросток имеет возможность трудиться и получать за свой труд вознаграждение.

     Второй  этап юность (от 14 до 18 лет) — характеризуется завершением этапа первичной социализации, при этом социальный статус неоднороден, а спектр социальных ролей значительно расширяется. Статусная группа мчащихся по-прежнему является преобладающей, но с 16 лет молодой человек получает основные трудовые и гражданские права. С 16-17 лет в юношеской среде все активнее развиваются стратификационные процессы, связанные с решением главной задачи этого периода — выбором профессии. Выбор профессии — первое серьезное жизненное испытание для большинства юношей и девушек. В последние годы с развитием сети высших учебных заведений (прежде всего коммерческих) у молодежи появилось больше потенциальных возможностей и путей профессионального самоопределения, но одновременно увеличился разрыв "стартовых возможностей" между различными группами молодежи, выделяемых по социально-материальным признакам. В 18 лет большинство юношей сталкиваются со вторым серьезным жизненным испытанием — обязанностью службы в армии. Значительное число молодых людей, по данным статистики, оказываются физически и морально не готовыми "испытать тяготы и лишения воинской службы". Как показывают социологические исследования, психологически не готовыми к этому оказываются и многие семьи, в которых распространилось мнение, что "в армии служат только неудачники".

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи