Ценностные ориентации современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Молодежь – это наше будущее! Кто из нас не слышал этой фразы? Многие годы она сопровождает нас, призывая юное поколение помнить о его великом предназначении, а взрослых – понимать ответственность перед этим. Еще совсем недавно этот лозунг гордо украшал стены школ и институтов, такими словами пестрели знамена и транспаранты на демонстрациях и фестивалях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
1. Социология молодежи……………………………………………..6
1.1 Молодежь как особая группа в обществе……………………6
1.2 Роль молодежи в обществе…………………………………..10
2. Социализация как процесс усвоения культурных ценностей…14
2.1 Социализация подростково-юношеского этапа…………...14
2.2 Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе………………………………………………………20

3. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи……………………………………………………………………25
3.1 Понятие ценностной ориентации молодежи……………….25
3.2 Анализ ценностных предпочтений молодежи……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………46
Список использованной литературы………………………………..49

Работа содержит 1 файл

ценностные ориентации современной молодежи.docx

— 128.89 Кб (Скачать)

      Проблема  ценностей имеет многоплановый  и многоуровневый характер. С одной  стороны, к ним относят все  то, что имеет значимый характер - все результаты и продукты материальной, духовной деятельности. С другой, ценностями считают определенные духовные образования: идеалы, цели, представления о должном, прекрасном и истинном. Следовательно, надо различать ценности, которые  могут быть материальными благами, обладать полезностью, удовлетворять  жизненно необходимые потребности, выражать интересы; и ценности, которые  суть продукты, результаты духовного  производства, определенные духовно-идеальные  образования, выражающие отношение  индивида (группы, общества) к окружающему  миру и являющиеся ориентирами поведения  людей. Ценностные предпочтения фиксируют  акт избирательного отношения к  окружающей действительности и связаны  с его спецификой. Надо иметь в  виду, что ценность и оценка - единый комплекс, где ценность - характеристика оцениваемого, а оценка - установление наличия или отсутствия ценности. На различия в ценностных предпочтениях  могут влиять разнообразные общественные, групповые, индивидуальные факторы, что  обусловливает сложность и неоднозначность  их ориентации, придает им мозаичность, фрагментарность. Социализационные процессы при всех издержках способны позитивно  влиять и оказывать воспитывающее  воздействие на молодежь, несмотря на скептические или даже панические настроения отдельных людей в отношении перспектив ее социального развития.

      Анализ  ценностных предпочтений молодежи проводился в Краснодарском крае в мае-октябре 2006 г. В основу разработки инструментария исследования (анкет, бланков интервью, перечня неоконченных предложений, списков базовых ценностей) легли методики М.К. Горшкова, Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой, авторов проекта "Томская инициатива". Опрошены 512 человек.17

      Семья для молодежи остается одной из немногих традиционных ценностей, в отношении которой существует практически полное единогласие. Ее важность в своей жизни признают до 90% респондентов, причем отводят "очень важную" и "довольно важную" роль. Почти три четверти респондентов считают, что семейные отношения - непременное условие счастья, и лишь каждый пятый согласен с утверждением, что "брак - устаревший способ организации семьи". Не согласны с этим утверждением почти три четверти опрошенных.

      Таким образом, представления молодежи о семейном благополучии не претерпели существенных изменений и носят, по существу, традиционный характер. Можно отметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежной семьи.

      Труд  и работа. Анализ ценностно-мотивационной сферы молодежи в области труда показал противоречивое отношение к нему. С одной стороны, труд переместился на периферию ценностного сознания, ибо респонденты ни разу не включили его в перечень наиболее значимых ценностей, а, с другой, 79,3% заявили, что только содержательная и интересная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни. Тех, кто считает, что сколько угодно можно заниматься любой работой, лишь бы она давала хороший заработок, насчитывается 20,7%.

      Власть. Отношение к власти - одна из актуальных проблем жизнедеятельности молодежи. Немалой части респондентов приходилось иметь дело с властными структурами, чиновниками разного уровня

      Говоря  о доверии государственным и  общественным институтам, респонденты  наивысшее доверие выражают к  президенту, церкви, вооруженным силам. Наименьшее - к милиции, судам, органам  местного самоуправления. Практически  поровну распределилось отношение  к роли государства и правоохранительных органов в обеспечении личной безопасности человека (48,3%) и тех, кто  считает, что человеку о своей  безопасности приходится заботиться самому, действуя в соответствии с собственным  чувством справедливости (51,7%).

      Видя  трудную, порой драматическую жизнь  представителей старшего поколения, пенсионеров, нередко едва сводящих концы с  концами, молодежь в целом считает, что государство и власть должны заботиться о стариках не меньше, чем  о детях (72,4%).

      Демократия. Демократическим ценностям также свойственна противоречивость. Большинство опрошенных отмечает необходимость свободного выбора, отрицает ограничения со стороны государства. Но более 60% молодых жителей села отдают предпочтение "твердой руке", которая наведет порядок, даже, если придется ограничить некоторые демократические свободы. Трудности, бедность людей, живущих в сельской местности, деморализуют молодежь, делают ее безразличной ко всему, кроме добывания средств и поддержания хотя бы элементарных условий жизни. Малообеспеченные респонденты в большинстве выступают "за" ограничение прав и свобод в обмен на "порядок в стране". Среди них, как правило, те, кто не сумел приспособиться к изменениям в обществе, и надеется обрести поддержку государства во всех сферах жизни. 68,2% респондентов высказались в пользу суждения "свобода жить так, как я хочу это очень важно; я бы не хотел, чтобы кто-то вмешивался в мою частную жизнь". Молодые люди ценят такие демократические ценности как свобода, независимость, справедливость и не хотят контроля со стороны государства за личной жизнью.

      Социальная  справедливость. Самой острой проблемой является все более очевидное деление на имущих и неимущих, на богатых и бедных. Такое социальное расслоение меняет лицо общества. В результате типичные жизненные стратегии оказываются путями, ведущими к бедности и социальной неуспешности. Судя по ответам, у молодежи нет четкой позиции по отношению к имущественному неравенству. Позиции респондентов с высоким и низким доходами полярно различны. Наблюдаются две тенденции: одна - стремление обеспечить себя и свою семью, максимально используя возможности рыночной экономики, что характерно для небольшой группы лиц, сумевших сформировать жизненные стратегии, адекватные изменившимся социально-экономическим условиям. Высокообеспеченные люди выступают, что вполне естественно, за сохранение своего состояния. Другая тенденция характерна для тех, чей доход ниже среднего уровня, и они считают возможным передел имущества, рассматривая его как способ удовлетворения своих материальных притязаний, не прилагая особых усилий.

      Для 75,7% респондентов равенство - синоним  справедливости и гармоничности  социальных отношений. Им присуща жизненная  установка, в основе которой равенство  возможностей для проявления способностей каждого важнее, чем равенство  доходов и условий жизни.

      Продолжая тему, следует подчеркнуть, что на первый план в совокупности выражающих основные моральные ценности молодежи выходит индивидуализм и эгоизм, связанные с нарастающей тенденции. К дифференциации себя от других, что в некоторой степени характеризует возросшую уверенность в собственных силах и правоте своих поступков. Почти две трети (60,9%) не хотят жить, огладываясь на мнение других. Среди высокообеспеченных эти установки присущи 75% респондентов. Усилению ориентации на эгоизм, его роль в конструировании реальных форм жизнеустройства свидетельствуют ответы на вопрос из двух парных суждений: "Главное в жизни - забота о своем здоровье и благополучии", - с чем согласны 62% опрошенных, и лишь 38% определили для себя, что главное - найти и выразить себя, даже в ущерб своему здоровью и благополучию.

      Большинство респондентов (58,6%) верит в то, что  человек все-таки по своей природе  добр, опережая почти на 12% тех, кто  уверован в обратном, что зло в  человеке первично и неискоренимо.

      Отношение к религии - один из важных показателей жизненных ориентиров молодежи. Большинство молодых людей (54,3%) отводит религии мало места в своей жизни. Однако и среди тех, кто в своей жизни опирается на авторитет церкви, очень немногие следуют канонам, обрядам и ритуалам религии. Религиозные установления для них - не внутренняя позиция, ставшая жизненным выбором, а скорее следование "моде на религию".

      В ряду моральных проблем существенной является соотношение между нравственностью и успехом. В выборе между моралью, дружбой и стремлением к успеху разделительным моментом выступает порядочность. 65,4% опрошенных отметили, что лучше не добьются успеха, но останутся порядочными людьми. Но в тоже время 34,6% респондентов ориентированы на материальные ценности, для них доминирующей является ценность материально обеспеченной жизни, и они в соответствующей ситуации пренебрегут порядочностью, если на кон поставлен достаток, успех, карьера, деньги.

      В целом, социологическое исследование фиксирует изменения в ценностных предпочтениях: растет значимость индивидуальных ориентации: для одних - это отдых  и развлечения; для других - красивая и комфортная жизнь, для третьих - собственное благополучие и карьера, для четвертых - главными остаются ценности благополучия своей семьи, здоровья, хорошей (оплачиваемой) работы. Усиливаются  позиции тех, для кого важнейшими становятся ценности собственности  и имущественного положения, реализуемые  сквозь призму утилитаризма, индивидуальных предпочтений и устремлений.

      Данные  этого исследования позволяют утверждать, что в ценностном сознании молодежи можно выделить следующие характеристики: 1) амбивалентность, сочетание противоположных оценок; 2) нестабильность, изменчивость; 3) эклектичность, сочетание элементов различных ценностей; 4) отсутствие выраженного интереса к политике и властным отношениям, стойкая политическая индифферентность; 5) "приниженность" идеалов, доминирование прагматических установок; 6) ориентации на гедонистические ценности, получение наслаждений ("кайфа"); 7) преобладание инструментальных ценностей над терминальными.

      Проблема  данной работы заключалась в вечном противоречии «века нынешнего» и  « века минувшего». Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий.18

      Бесспорной  ценностью всех поколений россиян является семья (рис.3.1). О том, что создания семьи и наличия детей нет в их жизненных планах, говорят не более 4% как старшего, так и младшего поколения россиян. Но для первых задача создания прочной семьи и воспитания хороших детей уже могла быть реализована в силу возраста (69% и 72% соответственно), а для молодежи – это скорее еще цель, которую они планируют достичь.

      

      Рис.3.1 Жизненные установки разных поколений россиян в приватной сфере, 2007 г.,  %  

      Если  говорить о работе (рис. 3.2), к которой стремится современная молодежь, то она в первую очередь должна быть интересной. 90% молодых людей говорят о том, что они либо уже добились, либо им по силам устроиться на интересную работу. На престижную работу они ориентированы в несколько меньшей степени: 20% говорят о ее наличии и 65% считают, что смогут ее получить. Еще меньшая часть молодежи заявляет о возможности сделать карьеру. Если сравнивать молодежь и старшее поколение в настоящий период, то нельзя не отметить, что первые чаще хотели бы получить хорошее образование, престижную работу, сделать карьеру, создать собственный бизнес.

      Рис.3.2 Установки в сфере карьеры разных поколений россиян, 2007 г., %.

      Особая  ценность для современной молодежи – возможность заниматься любимым  делом (рис.3.3). По крайней мере, добиться данной цели хотели бы почти все – 98% молодых людей, правда, 11% считают при этом, что вряд ли смогут добиться реализации подобного желания. Современная молодежь вообще высоко ценит возможность быть самому себе хозяином (92%), побывать в разных странах мира (93%), иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие (83%). Но для значительного числа молодых людей реализация этих целей видится невозможной.

       Рис.3.3 Установки представителей разных поколений россиян, связанные с разными формами получения удовольствия от жизни, 2007 г.,  %.  

      Если  говорить о честолюбивых устремлениях молодежи, то стоит отметить, что  деньги привлекают ее значительно больше, чем власть и слава (рис.3.4). При этом подобное честолюбие развито у молодежи сильнее, чем у старшего поколения. Богатство, власть и известность гипотетически привлекают их чаще на 11%, 21% и 17% соответственно.

       Рис.3.4 Установки разных поколений россиян на богатство, власть, известность, 2007 г.,  %. 

      В целом современную молодежь можно  разбить на ряд групп согласно их жизненным притязаниям (рис.3.5).

      Первый  тип можно условно назвать  «семейными» (13%). Это молодые люди, которые в первую очередь говорят о том, что хотят и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей.

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи