Церковь и благотворительность в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

История благотворительности до современного периода. Современный период. Благотворительность и помощь бедным в Европе: современный период. Участие Церкви в благотворительности Европы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Word.docx

— 51.50 Кб (Скачать)

                                                              Введение                                                                                                                                В данной работе представлена информация о том какую роль в развитии благотворительности играет Церковь , и как понятия милосердие и религия связанны между собой.

В самом начале работы я хочу рассказать о самой благотворительности  и от куда вообще пошло ее начало.

 Потребность объединить  усилия людей в борьбе с  природой для получения пищи, при сооружении жилища — эти  и многие другие факторы человеческого  общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку. Поэтому вся история человечества неотделима от благотворительности. Однако ее содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Направления менялись и меняются в зависимости от конкретных условий.

Благотворительность и милосердие были и остаются важными факторами и принципами человеческой жизни. Имеется богатая примерами история благотворительности и милосердия. Многие церковные организации и богатые люди по разным причинам способствовали развитию и распространению чувства милосердия в обществе, но милосердие, чувство сострадания и связанная во многом с ними благотворительность, имеют более длинную историю развития, корни которой уходят во времена седой древности, когда взаимовыручка и взаимопомощь в борьбе за существование сначала носили спорадический, а со временем, по мере развития производительных сил и сознания людей, принимали все более постоянный  и целенаправленный характер. Но остановим свое внимание на церковной благотворительности.

Церковь Христова никогда  и нигде не являлась неким социальным институтом, закрытым от внешнего мира. Напротив, она всегда была лишена замкнутости, для Церкви характерна предельная открытость миру, она предлагает свои духовные ценности всем и каждому. Основанная Христом Спасителем Церковь в своем служении «дальним и близким» (Еф. 2:17) освящает все области жизни, все формы и виды человеческой деятельности. В данном стремлении она помогает как отдельной личности, так и всему обществу освободиться от всякого рода неустройств и аномалий. И на этом пути Церковь призывает всех своих верных чад оглашать мир словом Истины, возвещать ему Евангелие правды и свидетельствовать своими личными делами о святости и совершенстве христианского образа жизни.

Мы находимся в  преддверии нового века и нового тысячелетия. Как и на рубеже минувшего и  настоящего столетий, мы вновь переживаем период развития миссионерской и  благотворительной деятельности Русской  Православной Церкви. Но прежде чем  говорить о миссии и благотворительности, как о явлениях современной церковной  жизни, следует обратить внимание на родственность этих двух понятий. Господь  наш Иисус Христос, «Которого  Отец освятил и послал в мир» (Ин. 10:36) с благой вестью о спасении, вверил своей Церкви апостольское служение проповеди Евангелия и христианского  свидетельства «до края земли» (Деян. 1:8). «Итак, идите, научите все народы... соблюдать все, что Я повелел  Вам» (Мф. 28:19-20), - в этих словах Спасителя  довольно ясно выражена мысль о том, что благовествование Царства Божия  всецело и неразрывно связано  с научением народа Божия исполнению двух наибольших заповедей: о любви  к Богу и о любви к ближнему (Мф. 22:37-40). Таким образом, и миссионерство, и милосердие имеют евангельское основание, т.е. источник происхождения  этих понятий един.

Мы с вами живем  в очень непростое время, сущность которого верно подметила одна из основоположниц «монашества в миру» - инокиня Мария (Скобцова). Она говорила, что «наше время одно действительно  христианствует в самой своей  страдающей сущности... Оно помогает нам действительно... искать не монастырских стен, а полного отсутствия самой  тонкой перегородки, отделяющей сердце от мира, от его боли» (Гаккель С. Мать Мария, Париж, 1980, с. 54).

 И семья, и народ, и страна, и человечество - всё это на разных уровнях социальной реальности «ближние», к которым нужно относиться, согласно евангельской заповеди, как к самому себе» (Иванов М.С. «Церковь и мир», «О вере и нравственности по учению Православной Церкви», М., 1991, с. 246). Таким образом, и миссионерство, и благотворительность как явления наднациональные, а потому и собственно христианские, могут иметь как внутренний, так и внешний характер, то есть могут осуществляться как в самой Церкви, так и за её пределами. Милосердие- приобретение всего человечества, продукт социокультурного развития человека вообще, и оно должно быть характерным свойством любого человека, группы, общности и любого общества. Современная жизнь так же не может обойтись без милосердия  , более того, постоянно расширяется поле его реализации в том числе благодаря деятельности различных церковных и благотворительных организаций.

«Подлинная образованность, опирающаяся на высокую духовность и глубокую душевность, в соединении с диалектическим социальным мышлением- залог эффективной социальной работы как важнейшего института социального  развития общества в наши дни.»

                                                                                            Никитин В.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.1 История церковной благотворительности до современного периода

 Традиции милосердия складывались в Церкви Христовой столетиями, имея твердое основание в той деятельности, источниками которой являются заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближним. Первый опыт диаконического служения Древней Церкви запечатлен на страницах Священного Писания: уже в первых христианских общинах формируется система призрения, а у первых христиан имелось ярко выраженное стремление оказывать помощь бедным, дряхлым, хворым и неимущим.

Некоторые законы Византийской империи и свидетельства историков  позволяют говорить о том, что  в христианском государстве, каковым  являлась Византия, милосердие считалось  особой добродетелью. Оно понималось как готовность подать милостыню  убогому, впавшему в несчастье, и  как сострадание к увечному. "Если кто попросит тебя дать ему милостыню, подай ее с готовностью и не медля... если это был незнакомец, считай, что это был Христос, и  благодари", - наставляет сына византийский христианский мыслитель Кекавмен. Особой добродетелью считалось ухаживать  за престарелыми и больными, в том  числе и за теми, кто страдал  проказой или эпилепсией. При целом  ряде константинопольских монастырей существовали странноприимные дома и больницы.

Принятие христианства древней Русью в X веке, несомненно, означало шаг вперед в нравственном развитии древнерусского общества. Известно, что до принятия христианства на Руси, где господствовало язычество, связанное  с поклонением множеству богов  и природных стихий, существовали некоторые нравы и обычаи, несовместимые  с идеей милосердия. И хотя в  древней Руси отсутствовала смертная казнь, и существовало гуманное отношение  к рабам, все же были человеческие жертвоприношения, жены сжигались вместе с умершими мужьями, а мать имела право умертвить новорожденную дочь, если семейство было многочисленным.

Корни русской благотворительности  уходят к тем временам, когда Православная церковь стала основой государственности. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год  – дату крещения Руси. С принятием  христианства с одной из его основных заповедей – о любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о  призрении бедных.  

Традиции благотворительности  на Руси испокон веков находили поддержку  у правителей. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел  возвести в Киеве церковь Пресвятой  Богородицы, где из средств казны  кормили нищих, сирот и вдов. В  ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра  для раздачи бедным, а также, как  свидетельствует Начальная русская  летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь  и взимати всяку потребу, питие  и ядение». В 996 году он издал Устав, который поручал общественное призрение, попечительство – духовенству. Обращаясь  к князю Владимиру, митрополит Киевский Илларион подчеркивает его милосердие и говорит, что князь исполнил Божественные заповеди: «просящим давал, нагих одевал, жаждущих и алчущих  насыщал, болящих утешением всяческим  утешал, должников искупал, рабам  даруя свободу». В этом святитель  Илларион видит реальное воплощение заповедей Христа, какое осуществил в своей государственной деятельности святой равноапостольный великий князь  Владимир.

"И не могу  сказать о всей его милости, - продолжает митрополит Илларион. - Не только в дому своем  милостыню творил, но и по всему  городу, и не в Киеве одном, но по всей земле Русской - и в городах, и в селах - везде милостыню творил - всех милуя, и одевая, и кормя, и напоя"Таким образом, благотворительная деятельность князя Владимира предстает, согласно свидетельству митрополита Иллариона как образец воплощения христианского идеала милосердия.

Надо сказать, что  идея милосердия получила в древней  Руси широкое распространение. Церковь  с самых первых дней своего существования  категорически запретила принесение человеческих жертв божествам, ритуальные убийства жен или рабынь после  смерти их мужей и господ.

В 996 году князем Владимиром учреждаются "богадельни, гостиницы, дома странноприимства, а лекари и  все люди увечные... были подсудны одним  Епископам". Причем на их содержание была определена "десятина" (от продажи  хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.). 

Находясь под влиянием евангельского учения о милосердии, святой князь Владимир в числе  первых показывал пример сострадательности  к тем, кто нуждается в помощи - к убогим, нищим, сиротам. Вопреки  сложившимся в дохристианскую эпоху  обычаям и правилам, князь позволял "всякому нищему и убогому" являться на княжий двор, получать еду, а для больных, которые не могли  приходить сами, отправлял повозки, груженые хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом . 

Вслед за святым князем Владимиром активно занимались благотворительной  деятельностью и другие князья. В  их числе особо отмечают великого князя Ярослава Владимировича, при  котором было открыто первое в  Новгороде училище для бедных юношей. Но более других "нищелюбием" прославился Владимир Мономах, завещавший своим детям: "всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите". 

Русская Православная Церковь с самого начала взяла  в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Со времени  христианизации Руси до петровских реформ дело "общественного призрения" находилось исключительно в руках  Церкви. Дела милосердия и благотворительности  были нераздельно закреплены за Церковью еще Уставом князя Владимира. Так, например, в соответствии с данным Уставом наряду с "чернецами и  попами", "нищие, слепые и хромые" считались "церковными людьми". В  другом же документе - "Правиле о  церковных людях" (XIII в.) - перечисляется  ряд благотворительных дел, требующих  большого количества церковных средств: "...нищих кормление и чад  мног, странным прилежание, сиротам  и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье, в пожаре и  в потопе, пленным искупленье, в  гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы". 

Отмечая особую роль Русской Православной Церкви в деле единения народа, В. О. Ключевский подчеркивал, что "Церковь на Руси соединяла  в одно общество людей разных состояний  или во имя цели, или тайного  назначения, или во имя чувства  сострадания и милосердия". 

Русская Православная Церковь, структурное формирование которой завершилось в эпоху  Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), создала  и свой благотворительный центр, который размещался в стенах Киево-Печерского монастыря. Этот монастырь был известен своим милосердием по отношению к нуждающимся: при нем была бесплатная гостиница для богомольцев, лечебница на 80 кроватей и бесплатная трапезная для бедных странников. 

По утверждению  историков Церкви, преподобный Феодосии, показавший пример "заступничества и благотворения" по отношению  к жертвам тогдашнего кривосудия, каждую неделю отправлял воз печеного хлеба в тюрьму заключенным и  добивался перед князем их освобождения. 

В XII веке был основан  больничный Троицкий мужской монастырь  Николой Святошей, где имелась  больница на 32 кровати с аптекою. Так складывался милосердно-благотворительный  институт Русской Православной Церкви, имевший в лице монахов своих  социальных работников, свои больницы, аптеки, а также обладавший финансовыми  средствами из "десятины".

Информация о работе Церковь и благотворительность в России