Государство и церковь в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Тема моего диплома обязывает меня рассмотреть церковь и государство, не останавливаясь на какой-то конкретной стране. И это правильно. Ведь в светских (там нет государственной религии) и теократических (есть официально признанная государственная религия) государствах есть свои существенные и очень интересные особенности отношений церкви и государства. Поэтому я постараюсь охватить своим вниманием не только страну, в которой я живу – Россию -, и проблемы которой мне, несомненно, ближе, но и государства Европы. И, конечно, было бы существенным недостатком не коснуться государств арабских, в которых имеет место интереснейший феномен, имя которому Мусульманское право, а также Индии и Китая.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества. 6
1.1. Государство: понятие, сущность, функции. 6
1.2. Церковь в политической системе общества. 13
1.3. Взаимоотношения государства и церкви. 19
1.4. Проблемы взаимодействия государства и церкви. 25
Глава 2. Государство и церковь в России и за рубежом. 30
1.5. Правовое положение церкви в России. 30
1.6. Государства «мусульманской» правовой системы. 37
1.7. Право Индии. 42
1.8. Ватикан. 44
Заключение. 47
Библиография. 48

Работа содержит 1 файл

диплом готово совсем.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

    Оглавление.

    Введение.           3

    Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества.   6

       1.1. Государство: понятие, сущность, функции.   6

       1.2. Церковь в политической системе общества.   13

       1.3. Взаимоотношения государства и церкви.    19

       1.4. Проблемы взаимодействия государства и церкви.  25

    Глава 2. Государство и церковь в России и за рубежом.   30

       1.5. Правовое положение церкви в России.    30

       1.6. Государства «мусульманской» правовой системы.  37

       1.7. Право Индии.        42

       1.8. Ватикан.         44

    Заключение.           47

    Библиография.          48

    Приложение 1 (Структура Русской Православной Церкви)   50   
                                                  Введение.

    История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной  властей, государства и религиозных организаций.

    Давайте рассмотрим оба феномена, которые  нас интересуют: государство и  церковь, придав им для удобства изложения  статус институтов. Так вот, не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что религия и ее носитель – церковь – появились гораздо раньше, чем сформировались самые первые государства. С появлением первых государств и повсеместным распространением этого института сразу же встал вопрос, как собираются сосуществовать эти два образования -–государство и церковь -, обладающие большой властью и влиянием, хотя и характер этих категорий для государства и церкви различен. Такого подхода придерживался и выдающийся русский философ И.А.Ильин, который писал, что «… государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь же, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению…»1

    Думаю, не секрет, что церковь в начале становления государств, имела гораздо большую власть, часть которой постепенно стала переходить в руки государства.

    В конце концов, к настоящему времени  сложились две системы, характеризующие  положение церкви в государстве:

  • Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.
  • Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

    Вопросы отношений государства и церкви занимали умы многих ученых,

мыслителей  и исследователей, живших и работавших в самое разное время.

    Протоирей Александр Шаргунов в статье «Церковь и власть»   приводит высказывания известных представителей духовенства о церкви, религии и государстве. Так, Апостол Павел говорил: «… люди… должны повиноваться государственному закону не только по страху наказания, но и по совести, по сознанию долга…». Такую точку зрения разделяет и Иоанн Златоуст: «… ты должен повиноваться закону не только потому, что, не подчинившись ему , противишься Богу…, но и потому, что закон… есть величайший твой благодетель…»2.

    Вопросы государственно-церковных отношений волновали умы мыслителей и философов нашего времени. Так, уже упоминавшийся мной выше русский философ И.А.Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Государство и церковь взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия…Церковь аполитична, задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг…».3 Причем наши исследователи не ограничивались изучением религии и государства в России. В 1981 году вышла в свет книга Д.Е.Фурмана «Религия и социальные конфликты в США» в которой автор исследует религиозную жизнь США в различных ее проявлениях. В своей книге Фурман, на мой взгляд, основательно и системно изложил вопросы отношений религии и общества в США начиная с образования государства и заканчивая концом 20 века.

    Немногим  раньше, в 1978 году, была опубликована книга  В.В.Клочкова «Религия, государство  и право». Автор рассматривает  религию в ее связи с обществом, государством и правом начиная с глубокой древности и заканчивая государствами капиталистическими и СССР. 

    Государство и церковь существовали, существуют и , по видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.

    А пока существует это воздействие, у  ученых и философов не ослабнет интерес  к изучению этих двух институтов и  добытые путем исследования знания, несомненно, окажутся полезными.

    Тема  моего диплома обязывает меня рассмотреть церковь и государство, не останавливаясь на какой-то конкретной стране. И это правильно. Ведь в  светских (там нет государственной  религии) и теократических (есть официально признанная государственная религия) государствах есть свои существенные и очень интересные особенности отношений церкви и государства. Поэтому я постараюсь охватить своим вниманием не только страну, в которой я живу – Россию -, и проблемы которой мне, несомненно, ближе, но и  государства Европы. И, конечно, было бы существенным недостатком не коснуться государств арабских, в которых имеет место интереснейший феномен, имя которому Мусульманское право, а также Индии и Китая.

    Ниже, правда с разной степенью обстоятельности  и конкретности, я постараюсь рассказать обо всем, что, по моему мнению, необходимо, чтобы наиболее полно в известном объеме раскрыть столь интересную тему.

 

Глава 1. Государство  и церковь в  политической системе  общества

 

1.1. Государство: понятие,  сущность, функции 

      В теории государства и права дается множество определений понятию  «государство». Например, мыслители  прошлого трактуют государство как  «сосредоточение всех умственных и  нравственных интересов граждан» (Аристотель), «союз людей объединенных общими началами права и общей пользы» (Цицерон) и т.д.

      Из  более современных известны следующие  определения: государство – общественный союз, представляющий собой самостоятельное  принудительное властвование над свободными людьми в пределах определенной территории (Коркунов, Трубецкой, Шершеневич); государство - это естественно возникающая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка (Гумплович) или «целевое единство индивидов, наделенные качествами юридического субъекта и являющееся носителем прав» (Еллинек) и т.д.4.

      На  мой же взгляд более точным и правильным определением государства будет  то, которое содержит его (государства) основные признаки.

      Итак, государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, а также обладает суверенитетом.

      С определением государства тесно  связана и сущность государства, т.е. смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве

является  власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными  словами вопрос о сущности государства  – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

    Многочисленные  приверженцы разновидностей демократической  доктрины исходят из того, что первоисточником  и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

    Марксистская  теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему  классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

    Классовый подход при раскрытии сущности государства  – крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли  многие ученые в разных странах задолго  до Карла Маркса. Однако безоговорочно  использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по меньшей мере, теоретически не верно.

    В развитых демократических странах  государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления  общественных противоречий путем не насилования и подавления, а достижения общественного компромисса.

    Иначе говоря, в демократическом государстве  второй, более значимой, чем первая, становится общесоциальная сторона.

    Функции государства.

    Функции государства – это основные направления  его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.5

    Функции государства классифицируются по разным признакам. Так, по продолжительности  действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. В зависимости  от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, выделяют функции внутренние и внешние. Остановимся на этой классификации подробнее.

    Внутренние  функции – это основные направления  деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

    Внутренние  функции классифицируются по сферам деятельности государства. По этому признаку выделяют следующие внутренние функции:

  1. Экономическую (это определение наиболее оптимального направления развития экономики страны).
  2. Социальную (направлена на обеспечение нормальных условий жизни и деятельности населения страны).
  3. Функцию финансового контроля (учет государством доходов производителей).
  4. Функцию охраны правопорядка (обеспечение законности в деятельности различных субъектов, пресечение правонарушений).
  5. Экологическую (обеспечение охраны окружающей среды и контроль за соблюдением природоохранных норм).

    Внешние функции государства – это  основные направления его деятельности на международной арене. К числу  внешних функций государства  можно отнести:

  1. Сотрудничество с другими государствами (это деятельность государства по установлению и поддержанию контактов на разных уровнях – культурном, политическом и т.п. – с другими государствами.
  2. Оборона страны от нападения извне.

    К признакам государства можно отнести:

  1. Наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления.
  2. Население.
  3. Наличие публичной власти.
  4. Суверенитет (самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей деятельности).

    Один  из важнейших признаков государства  – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически  и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли, государственный регулятор общественных отношений.

    При известном исследовании нетрудно обнаружить, что право, как регулятор общественных отношений, тесно взаимодействует с религиозными нормами, которые выполняют схожие функции. Рассмотрим это положение подробнее.

    Для правовой науки религия представляет ценность прежде всего как средство, дополняющее право в сфере социальной регуляции. Рассмотрим подробнее два  аспекта – регулятивную функцию религии в целом и взаимодействие правовых норм с религиозными.

Информация о работе Государство и церковь в России и за рубежом