Государство и церковь в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Тема моего диплома обязывает меня рассмотреть церковь и государство, не останавливаясь на какой-то конкретной стране. И это правильно. Ведь в светских (там нет государственной религии) и теократических (есть официально признанная государственная религия) государствах есть свои существенные и очень интересные особенности отношений церкви и государства. Поэтому я постараюсь охватить своим вниманием не только страну, в которой я живу – Россию -, и проблемы которой мне, несомненно, ближе, но и государства Европы. И, конечно, было бы существенным недостатком не коснуться государств арабских, в которых имеет место интереснейший феномен, имя которому Мусульманское право, а также Индии и Китая.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества. 6
1.1. Государство: понятие, сущность, функции. 6
1.2. Церковь в политической системе общества. 13
1.3. Взаимоотношения государства и церкви. 19
1.4. Проблемы взаимодействия государства и церкви. 25
Глава 2. Государство и церковь в России и за рубежом. 30
1.5. Правовое положение церкви в России. 30
1.6. Государства «мусульманской» правовой системы. 37
1.7. Право Индии. 42
1.8. Ватикан. 44
Заключение. 47
Библиография. 48

Работа содержит 1 файл

диплом готово совсем.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

    Органы  исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего уставов. При невозможности точно установить, соответствуют ли закону сведения и другие положения уставов, орган юстиции вправе приостановить процедуру регистрации на срок до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, определение порядка которой отнесено к исключительному ведению Правительства Российской Федерации.

    Исполнительная  власть взаимодействует с конфессиональными  объединениями при определении  статуса учреждений религиозного образования. Светская основа системы образования в нашей стране не препятствует преподаванию религиоведческих учебных дисциплин в государственных или муниципальных образовательных учреждениях: администрация таких учреждений вправе удовлетворить просьбу родителей, обратившихся с просьбой о преподавании религиоведческих дисциплин на факультативной основе. Таким образом религиозное образование или основы его могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

    Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает  также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют:

  1. Органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации).
  2. Государственная налоговая служба и Федеральные органы налоговой полиции (финансовый контроль).
  3. ФСБ и МВД России (специализированный контроль).

    Особую  разновидность административно-правовых норм в рассматриваемой сфере  отношений составляют предписания  Федерального закона от 26 сентября 1997 года, которые предусматривают односторонние обязательства органов исполнительной власти. Должностное лицо правоохранительного органа не вправе настаивать на допросе священнослужителя по исповедальным обстоятельствам; разглашение тайны исповеди не допускается даже в случае совершения тяжких уголовных преступлений или административных проступков. Тем самым законом предусмотрен иммунитет священнослужителей в сфере административной и уголовной юрисдикции.

    Неучастие Русской Православной Церкви (РПЦ) в  государственном строительстве и в осуществлении мирских полномочий исполнительной власти не следует отождествлять с отстраненностью церкви от решения судьбоносных внутриполитических проблем. Все органы внутрицерковного управления РПЦ обладают потенциальной возможностью участвовать в деятельности органов исполнительной власти.

      Разработка основ взаимодействия  РПЦ и государства отнесена  к ведению ее высшего конфессионального  органа – Поместного Собора. В  период, когда Поместный Собор  не созывается, указанные полномочия  осуществляются подотчетным ему органом – Архиерейским собором РПЦ. Поместный и Архиерейский соборы являются высшими представительными органами РПЦ, различающимися периодичностью их созыва. Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях Архиерейского собора не могут превышать двух лет. Священный Синод – единственный постоянно действующий орган внутрицерковного управления, который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период между их заседаниями. Председательствует на заседаниях Священного Синода Патриарх РПЦ. Подробнее о структуре РПЦ см. Приложение № 1.

    Решения Поместного и Архиерейского Соборов  и Священного Синода в сфере взаимоотношений  с государством призваны содействовать  решению важнейших внутриполитических проблем. В случае кризисных ситуаций высшие органы церкви, руководствуясь доктриной невмешательства в политико-правовые причины разногласий, призваны способствовать примирению противоборствующих сторон. Таким образом, РПЦ выполняет роль духовного арбитра во внутригосударственных конфликтах.

 

2.2. Государства мусульманской  правовой системы

     Главной особенностью данной правовой системы  является её тесная взаимосвязь с  исламской религией.

     Ислам является одной из трех мировых религий  наряду с христианством и буддизмом. Численность последователей ислама более 1 млрд. человек. Подавляющее большинство мусульман живут в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Индонезия, Ливия, Алжир, Нигерия, ОАЭ). Однако мусульманские общины имеются на всех континентах. В России большинство мусульман проживают в регионах Северного Кавказа, Поволжья и Приуралья, Сибири.

     Фактически  мусульманское право — часть  шариата, представляющего собой  важнейший компонент мусульманской религии.

     Шариат (дословный перевод с арабского  — «прямой путь») понимается в  исламской литературе как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через пророка. Некоторые исследователи  отождествляют шариат с мусульманским правом, однако, большинство различают эти понятия. Дело в том, что в шариат входят все  обращенные к людям предписания Корана и сунны, а к мусульманскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны и истолкованы доктриной и отвечают принципам права. Согласно этой точке зрения шариат подразделяется на три основные части — религиозную догматику, исламскую этику и так называемые практические нормы. Последние делятся на культовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей и нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские взаимоотношения. Правовые взаимоотношения входят именно в эту, последнюю группу.

     Мусульманскому  праву, как и любой правовой системе, свойственна специфика взаимосвязи трех основных проявлений права — норм, правосознания и поведения. Для мусульманской правовой  системы характерна особая близость этих элементов между собой при центральной роли правосознания (как элемента, наиболее подверженного воздействию религии).

Происхождение и развитие системы

     Становление ислама, а, следовательно, шариата и  мусульманского права, связано с  деятельностью пророка Мухаммеда (570-632 гг. н.э.). В своих публичных  проповедях Мухаммед формулировал основные нормы поведения верующих в Аллаха, среди них были и юридически значимые нормы. После смерти пророка его ближайшие сподвижники (халифы Абу-Бакр, Осман, Омар и Али) продолжили нормотворческую деятельность на основе Корана и сунны.

     В VIII - X вв. главная роль в развитии мусульманского права принадлежала судьям — кади, на основе толкования Корана восполнявших правовые пробелы. В этот период зарождаются основные ветви (толки) ислама.

     К концу X века мусульманское право  стабилизируется и канонизируется. Судьи уже не имеют права выносить решения по своему усмотрению при отсутствии нужной нормы в Коране и других источниках.

     К XIII веку в связи с расхождением толков ислама мусульманское право  утрачивает целостность, становится полидоктринальным.

     Дальнейшее  развитие все же шло по пути интеграции права разных исламских стран, выработки единых для всех мусульманских правовых школ принципов.

     В XIX веке в результате расширения контактов  мусульманских стран со странами романо-германской правовой системы  происходит становление законодательства как самостоятельного источника права в исламских странах. В последствии некоторые страны пошли по пути дальнейшей рецепции европейского права, в других же, где доминируют исламско - фундаменталистические позиции, «классическое» мусульманское право играет доминирующую роль.

     Источники

     Главным источником мусульманского права является Коран — священная книга мусульман. Коран представляет собой объединение 114 сур (глав), более 4 тысяч стихотворных фрагментов, не связанных концептуально  между собой.

     Эти тексты датируются периодом с 610 по 632 гг. и являются речами и проповедями Мухаммеда, произнесенными им в разное время по разным поводам и лишь впоследствии собранными в одно произведение. Лишь незначительную часть предписаний Корана можно отнести к правовым, в связи с этим он не стал для мусульманского права системным юридическим документом, подобно кодексу или конституции, однако для мусульманских юристов он остается самым авторитетным источником права.

     Второй  источник — сунна — собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Мухаммеда. Как и Коран, сунна содержит мало юридических норм, в связи с доминированием в ней религиозно-нравственных положений. В сунне представлены конкретные случаи, ситуации из жизни Мухаммеда, поэтому её юридические предписания не имеют обобщенного характера.

     Коран и сунна часто именуются в  исламской литературе «корнями фикха». Термин «фикх» обозначает глубинный  источник мусульманского права —  религиозно-правовую доктрину. Именно доктрина определяет логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их взаимосвязь.

     Схематично  связь религии, доктрины и права  в исламе можно представить следующим  образом: Коран и сунна, т.е. религиозные  предписания, составляют содержание и  источник шариата, который, в свою очередь является основой доктрины.

     На  фикхе и его корнях (Коране и  сунне) базируются два других источника  мусульманского права — иджма  и кияс.

     Иджма представляет собой разработанные  мусульманскими правоведами (муджтахидами) рациональное толкование норм Корана и сунны. Процесс их толкования получил название иджтихада.

     Кияс  — это рассуждение по аналогии. Он становится легитимным благодаря  Корану и сунне. Однако рассматривать  кияс можно лишь как способ толкования и применения права, т.к. в отличие  от юристов общего права исламские юристы не создают правовых норм.

     Структура мусульманского права

     Структура мусульманского права имеет свои существенные особенности. Отсутствует  деление на публичное и частное  право или на общее право и  право справедливости. Здесь существуют принципы структурного объединения норм:

     - в соответствии с основными  толками ислама (суннитские и  не суннитские)

     - отраслевой принцип (муамалат  —  гражданское право; систар  — международное право и т.д.)

     Исключительно важное место в исламе занимают дозволенные, порицаемые и неодобряемые законами  шариата установки. Эти установки имеются в самых разных сферах жизни мусульманина. Так, есть пищевые запреты: запрещено употреблять в пищу кровь, мертвечину, алкогольные напитки, свинину. Есть запреты на использование золотой и серебряной посуды, на некоторые виды золотых украшений, шелковые и золототканные одежды и т.п. Эти запреты связаны с исламской доктриной, порицающей чрезмерное увлечение земными благами и богатством.

     В социальной доктрине ислама имеются  предписания, касающиеся налоговой системы. Виды мусульманского налога: хумс – налоговое обложение собственности (пятая часть дохода); закят – налог, взимаемый с имущества богатых мусульман в пользу бедных; джизья – подушный налог, который платят иноверцы в мусульманских странах.

     Ислам уделяет большое внимание и семье  – основной ячейке мусульманского общества. Запреты ислама в семейно-брачных  вопросах имеют важное социально-политическое и нравственное значение. Так, мусульманка, по шариату, не имеет права выходить замуж за немусульманина, тогда как мужчина-мусульманин имеет право жениться на христианке и иудейке.

     Нормы права отличаются от европейских  — они, как правило, не являются управомочивающими  или запрещающими. В их основе лежит  обязанность, долг совершить тот или иной поступок, что обусловлено их религиозной природой.

 

      2.3. Право Индии 

  Индусское право относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и т.д. исповедует индуизм. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества - основы философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием решает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.

      Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья  не должен применять его ригористически (по всей строгости). Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примерить справедливость и власть.

Информация о работе Государство и церковь в России и за рубежом