Циклічні теорії розвитку суспільства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

Изучение циклов и волн исторического и социально-философского развития было осуществлено Дж. Вико, Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, Ф. Броделем, А. Тойнби, Н.Д. Кондратьевым и др. Теории циклического развития (исторического круговорота) многообразны по используемому авторами материалу, форме изложения, методам аргументации, видению всемирно-исторических перспектив. Если для Вико основополагающим принципом выступает единство всемирной истории, то Данилевский, наоборот, исходит из отрицания этого единства и рассматривает историю общества как совокупность различных культурно-исторических типов.

Работа содержит 1 файл

реферат єрошина.docx

— 26.98 Кб (Скачать)

 

Міністерство освіти та науки молоді та спорту України

Державний вищий навчальний заклад

 « Український державний хіміко-технологічний університет»

 

 

                                                              

                                                                

 

 

                             РЕФЕРАТ

                 Циклічні теорії розвитку суспільства

 

 

 

 

Виконав: 

 Студент гр.  5-ХТП                                                                       Єрошина О.П.                                                     

                                

 

 

Перевірив: 

Доц.каф.ХТП                                                          Московських Л.                               

 

 

 

Дніпропетровськ 2012

 

 Циклические теории 
развития общества

 

 

Раньше всех получил признание  циклический (круговой), позже - поступательный (линейный), а сейчас - спиралевидный  процесс, как самый сложный.

Изучение циклов и волн исторического и социально-философского развития было осуществлено Дж. Вико, Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, Ф. Броделем, А. Тойнби, Н.Д. Кондратьевым и др. Теории циклического развития (исторического круговорота) многообразны по используемому авторами материалу, форме изложения, методам аргументации, видению всемирно-исторических перспектив. Если для Вико основополагающим принципом выступает единство всемирной истории, то Данилевский, наоборот, исходит из отрицания этого единства и рассматривает историю общества как совокупность различных культурно-исторических типов.

 

Создатель теории исторического круговорота Вико (1668-1744) считал конечной причиной развития обществ-народов Бога. Каждый народ, по его учению, проходит в своем развитии четыре эпохи: божественную (государства нет), героическую (возникает аристократическое государство), человеческую (демократическое государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние. В основу цикличности развития народов Вико положил форму правления в обществе. Субъектом исторического процесса у Вико являются отдельные народы, которые проходят стадии богов (теократические правила), героев (правление аристократов), людей (демократическое правление), образующих исторический цикл.

Н. Данилевский выделяет в своей книге "Россия и Европа" следующие культурно-исторические типы (цивилизации): египетский, китайский, ассирийско-вавилонско-финикийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический, германо-романский (европейский).

Цивилизации развиваются  автономно одна от другой и проявляют свою творческую функцию в избранных областях, Для греческой цивилизации - это красота, для семитской цивилизации - религия, для римской цивилизации - закон и т.п.

 

Историю цивилизаций, по мнению Н. Данилевского, творят люди, роль которых  в этом творении различна. Так, существуют:

1) позитивные лица истории  (люди, племена, народы), создавшие  мировые цивилизации; 

2) негативные лица истории  (гунны, монголы, тюрки и т.п.), игравшие разрушительную роль  по отношению к другим цивилизациям;

3) пассивные лица истории, являющиеся этнографическим материалом для других лиц истории.

 

Каждый народ проходит в своем развитии три этапа: этнический (племенной), государственный (политический), цивилизационный (культурный). Общей  хронологии (исторической судьбы) у  перечисленных цивилизаций нет, т.е. они развиваются в основном обособленно: нет исторического  события, которое оказало бы влияние  на судьбу всего человечества.

Ни одна из восьми цивилизаций, по мнению Н. Данилевского, не может  рассматриваться как лучшая или  худшая: все они равны. Каждая цивилизация  проходит три стадии развития. Становление цивилизации - самый продолжительный период, когда народ утверждает основные черты своей цивилизации: язык, традиции, политическую самостоятельность. Процветание - самый короткий период в развитии цивилизации (400-600 лет), когда творческие силы народа (пассионарность, по

Гумилеву) находятся в  расцвете.Упадок цивилизации имеет своей причиной ослабление творческих сил народа, застой в его формах жизни, развитие цинизма, ослабление и распад. Европейская (германо-романская) цивилизация вошла в стадию упадка, а русско-славянская - в стадию становления и ожидаемого расцвета.

О. Шпенглер ("Закат Европы", 1918) определяет культуру как сферу органически-жизненного, включающую в себя людей, язык, религиозные догмы, искусство, государство, науку и т.п. Культура данного народа проходит стадии детства, юношества, зрелости, старости. Цивилизация у него - это стадия упадка, агонии и старости культуры. Она проявляется в таких чертах культуры народа, как космополитизм вместо кровных уз, научный подход вместо религиозного, массовые ценности вместо традиционных, секс вместо материнства, деньги вместо подлинных ценностей, насилие вместо согласия и т.п.

Шпенглер насчитывает  восемь высших культур (оказавших влияние  на человечество): египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую (классическую), арабскую, мексиканскую, западную (возникшую около 100 лет тому назад). Каждая культура имеет свою сущность - символ: в китайской - это Дао (путь жизни), в греко-римской - это культ чувственности и т.п. Каждая цивилизация проявляет себя в определенных областях жизнедеятельности: греческая - в красоте, китайская - в пользе, индийская - в воображении и мистицизме, германо-романская - в науке и технике.

Обстоятельной и получившей распространение в научном мире была теория цивилизаций А. Тойнби, изложенная в его 20-томном труде "Постижение истории" (1934-1961). У него единицей изучения и субъектом человеческой истории являются не народы, не культуры, не национальные государства, не человечество, а цивилизация. Последняя представляет нечто промежуточное между отдельной страной и человечеством, включает в себя несколько народов (и стран) и обладает культурно-духовной самобытностью.Таких цивилизаций А. Тойнби насчитывает 21. В каждой из них тоже одна доминирующая тема - деятельность. Например, в цивилизации эллинов - эстетика, в западной цивилизации - техника и наука и т.п.

Цивилизации возникают в  результате взаимодействия двух факторов: появления творческого меньшинства (элиты) и не совсем благоприятных  условий, "бросающих вызов" творческому  меньшинству. Цивилизация - это ответ творческого меньшинства на этот исторический вызов в форме религии, искусства, науки и техники, экономики и т.п. Стержнем цивилизаций является всегда та или иная религия, носителем которой вначале выступает творческое меньшинство, а затем и народ.

Цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка, в  основе которых лежит соответствующее  состояние ее элиты, подлинного духовного  и организационного стержня цивилизации. А. Тойнби выделяет пять живых цивилизаций:

1) христианскую (западное общество);

2) православно-христианскую (Россия, Украина, Белоруссия и другие страны);

3) исламскую (страны Северной Африки и Среднего Востока);

4) индуистскую (Индия);

5) буддистскую (Китай и другие страны).

 

Циклическое развитие (и его  понимание) может быть историческим и функциональным. Они выражаются в становлении обществ, каких-то институтов, общностей, людей и т.п., их развертывании и расцвете, а затем упадке и исчезновении. Например, становление, расцвет и упадок фашистской Германии, милитаристской Японии, Советского Союза. Таким образом, циклическое понимание общественного развития - это выделение в нем стадий (периодов) становления, расцвета и упадка, выступающих разными качественными состояниями общества.

 

В циклическом развитии обществ  можно выделить следующие основные моменты. Во-первых, специфический круговорот,повторение одних и тех же состояний. Во-вторых, чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени. В-третьих, повторение этих кругов на новой в чем-то основе. Циклический подход к развитию обществ предполагает изменение качеств обществ и внутри цикла, и между циклами-кругами.

Поэтому сводить циклическое  развитие к теории исторического  круговорота (Вико, Данилевский и  др.) нельзя. Например, циклический подход к развитию России выделяет в ней  несколько циклов: княжеский, имперский, советский. И каждый раз, завершив очередной  цикл-круг, Россия начинала новый.

 

Разрушение социального  организма не происходит бесследно: в каждом отдельном случае сохраняется  определенная связь с ним возникших  на его месте образований. Так  было на территории бывшей Римской  империи, где возник ряд самостоятельных  обществ, которые в эпоху Возрождения  и Новое время обогатили многие унаследованные достижения римской  культуры. Но в этом случае правомерно говорить уже об исторических циклах вновь образовавшихся обществ.

 

Очевидно, что циклическое  понимание общественного развития (историческая цикличность) предполагает выделение в развитии прогресса  и регресса, которые находятся  в разных отношениях на каждой ступени  цикла. Исторический цикл является единством процессов расцвета и распада социальных систем и отражает тот факт, что общество (как и все) в его формационной и цивилизационной составляющей имеет свой срок жизни.      

Становление нового сопровождается распадом старого, причем достаточно сильным. Например, ельцинский период становления  буржуазно-социалистической цивилизации: одновременно налицо становление новой  национальной идеологии, демократической  государственности, рыночной экономики, предприимчивых людей. На этаперасцвета новое одерживает победу над старым, ассимилирует его остатки, но одновременно порождает "сверхновое" в обществе, которое становится противоположностью нового, постепенно превращая его в старое. На стадии упадка это новое начинает разрушаться. И так до бесконечности или до ликвидации в целом данного общества, как нередко было в истории человечества: римляне, ацтеки, татары и т.п.

 

Помимо исторической цикличности  иногда выделяют функциональную цикличность в развитии обществ, которая включают в себя:

 

1) стабильность общества,

2) нестабильность (кризис, революция  и т.п.) общества,

3) стабильность на новой  основе.

 

Здесь имеется в виду характер функционирования социальных институтов, общностей, государств. Во время стабильного цикла воспроизводятся естественно сложившиеся социальные общности (этносы, классы, страты), устойчивые формы деятельности социальных субъектов, их традиционные роли в обществе, политические, общественные и иные институты, осуществляется саморегуляция общества.

 

Выведенная из равновесия социальная система через определенное время вновь возвращается в свое первоначальное состояние - происходит своего рода маятниковое движение. Цикл является способом существования  и сохранения общества и, особенно наглядно обнаруживается в обществах, относительно замкнутых.

Повторяемость в историческом развитии означает сходство ситуаций, противоборствующих субъектов, стоящих перед обществом задач, негативных последствий исторических действий. Историческое развитие - это последовательная временная цепь исторических событий. Повторяемость относится к историческим событиям, рассматриваемым наблюдателем с точки зрения определенной концепции и критерия. Поэтому включенность в повторяемость наблюдателя делает повторяемость субъективно-объективным процессом. При анализе повторяемости используется метод аналогий. Тойнби пишет:

 

Думается, напрашивается  вывод, что история человечества действительно временами повторяется, в значительной мере даже в тех  сферах человеческой деятельности, где желание и воля человека были ближе всего к овладению ситуацией и менее всего зависели от влияния природных циклов1.

 

Что это значит? Это значит, что потребности людей в основном неизменны и проявляются в  разных общественных и природных  ситуациях. Повторяемость потребностей (и интересов), ментальности людей является основой повторяемости человеческой истории. Это значит, что человек как главный субъект исторического процесса не меняется в своей основе, ставит в принципе одни и те же цели и задачи и стремится их реализовать, каждый раз в конечном итоге относительно безуспешно.

Важнейшими критериями относительной  достоверности той или иной теории (концепции) развития общества являются:

1) ее соответствие историческим  фактам;

2) понимание происходящего  на ее основе общественного  развития (субъекты, причины, последствия);

3) предсказание вероятных  сценариев развития общества;

4) возможность

дальнейшего развития теории, т.е. отрицания ее устаревших идей и  приобретения новых. Теория исторических циклов удовлетворяет в какой-то мере перечисленным требованиям, но некоторые важные стороны исторического  процесса упускает. Их выразила теория линейного развития.


Информация о работе Циклічні теорії розвитку суспільства