Феминология

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

В данной работе речь будет идти о роли женщины в семье. Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины.
В 2010 году управлением идеологической работы Витебского областного исполнительного комитета среди женщин Витебской области проведено социологическое исследование «Женщина в семье».

Работа содержит 1 файл

Феминология КУРСОВОЙ полный..docx

— 143.26 Кб (Скачать)

       ВВЕДЕНИЕ 
 

       В данной работе речь будет идти о  роли женщины в семье.  Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей  воздействуют на институт семьи и  положение в ней женщины.

       В 2010 году управлением идеологической работы Витебского областного исполнительного  комитета среди женщин Витебской  области  проведено социологическое  исследование «Женщина в семье».

       Среди вопросов, заданных респондентам, были вопросы, связанные с оценкой  социального самочувствия женщин, материального  положения. Целый ряд вопросов связан с таким негативным явлением, как  проявление насилия в семье.

       Каждая  третья женщина из опрошенных состоит  в браке более 24 лет. От года до 23 лет – почти каждая вторая. Большинство  семей имеют только одного ребенка (в городах – 45% и 40% – в сельской местности), 39 % – двоих детей, трое детей у 3% городских семей и 9 % семей в сельской местности. Нет  детей у каждой восьмой женщины, состоящей в браке.

       Результаты  исследования показали, что более 60% опрошенных женщин оценивают свое материальное положение, как нормальное. 11% полагают, что они обладают достаточно хорошим  уровнем дохода. Только  21 % респондентов относят себя к малообеспеченным. Не всегда благополучно складываются и семейные отношения. Как «очень хорошие» и «скорее хорошие» их характеризуют 68 % (в городах – 71 % и 61 % – в сельской местности). Не довольны отношениями в семье 17 % принявших участие в опросе. Так считают 14 % женщин в городах и 25 % в сельской местности.

       Особое  внимание организаторы социологического исследования уделили такому тревожному и опасному явлению, как семейное насилие.

       Примерно  четверть всех женщин испытывают по отношению  к себе физическое насилие в браке, причем в сельской местности насилие  распространено в большей степени, чем в городах (в городах – 21 % и 35 % – в сельской местности).

       Чаще  всего насилие проявляется в  виде морального, психологического насилия (13 %). Бесконечные угрозы, оскорбления  и запреты испытывают около 20 %  женщин, проживающих на селе, и 11 % в  городе.

       На  второе место, по ответам  участников опроса, поставлена финансовая зависимость (9 %). Физическое насилие занимает третью строчку (7 %). Больше всего издевательства с применением силы испытывают на себе женщины в сельской местности (11 %) и 5 % в городе.

       О домашнем насилии среди друзей и  знакомых слышали почти 30 % женщин. Наиболее осведомлены о таких фактах респонденты, проживающие на селе (36 %).

       К сожалению, не всегда женщины, подвергающиеся насилию, обращаются за помощью. Только 13 %  испытавших насилие,  искали защиту (город – 12 %, село – 16 %). Но, даже после их обращения ситуация зачастую не улучшается. Только

       4 % опрошенных ответили, что им помогли, 6 % считают, что ситуация осталась прежней и ухудшилась она для 1 %.

       Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является развод. Так считают 2 % женщин.

       Положение семьи, уровень ее благополучия и  стабильности являются важнейшими социальными  индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности  социально-экономических преобразований последнего десятилетия негативно  повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи.

       На  данный момент в Республике Беларусь, по данным статистических исследований, распадается 1,5% браков, в Витебской области, по данным переписи населения 2009 года, на тысячу человек соответствующего пола и состояния в браке приходится до 173 разведенных и до 155 разошедшихся, подавляющее большинство заявлений о расторжении брака (83%) было подано женщинами, основными причинами расторжения семейных отношений указывались: финансовая несостоятельность, психологическое давление со стороны супруга, частые семейные ссоры, физическое насилие.  

       С каждым годом возрастает трудовая занятость  женщин, в Витебской области из 589357 занятого в труде населения женщины составляют 49,48%, а в масштабах Республики Беларусь данный показатель составляет 49,66%, полученные статистические данные позволяют прогнозировать увеличение данного процентного показателя в течение ближайших 10 лет до 53,48% [21].

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ 

       
    1. ИСТОРИЯ БРАКА И СЕМЬИ
 
 

       Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течении  всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а так же определений, встречающихся в научной  литературе.

       Так, в терминах общей теории систем, разработанной Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи». Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое».

       Другой  взгляд на семью отражен в высказывании А.Захарова: «В социальной психологии существует понятие «первичная группа». Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников. Такой первичной группой является семья – единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей».

       Согласно  определению Н.Я.Соловьева, «семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

       А.Г.Харчев дает определение семье, основанное на категориях семейных отношений: «…семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

       А.И.Антонов определяет семью «как основанную на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

       Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть немало специфического. Доказано, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А.Г.Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности».

       По  мнению А.Г.Харчева, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. [18,c.72]

       В истории человечества сменилось  немало форм организации отношений  между полами, как правило, соответствующих  определенному уровню социально-экономического развития общества.

       По  существу семья представляет систему  отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве  и имеющую исторически определённую организацию. Её основные признаки: а) брачные или кровно родственные  связи между всеми её членами, б) совместное проживание в одном  помещение, в) общий совместный бюджет. Юридическая сторона, юридическое  оформление здесь не выступает непременным  условием. Да и другие признаки не так  уж четки: сколько времени нужно  проживать совместно - одну неделю или  несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д.

       Кратко  рассмотрим историческую эволюцию форм брака и семьи.

       Первобытные люди, как и их обезьяноподобные предки, активно включались в процесс  размножения, подчиняясь инстинктам, вероятно, сразу же после достижения половой  зрелости. Распространено мнение, что  на начальном этапе развития первобытные  люди группировались в небольшие (из 20-30 взрослых членов ) и малоустойчивые коллективы, называемые стадом или ордой, причем внутри каждого из таких стад бытовали неупорядоченные половые отношения, или промискуитет.

       Существует  и другая точка зрения, согласно которой первобытное человеческое стадо унаследовало от предшествовавших ему объединений обезьян так  называемую гаремную семью со свойственной ей регламентацией половой жизни. История  собственно человеческого общества приурочивается к стадии становления  родового строя, появления коллективов, связанных происхождением от одного предка. Полагают, что из-за неустойчивости в то время брачных связей и  трудности установления отцовства  наибольшее распространение вначале  получил счет родства по материнской  линии (материнский род), который позже сменился патрилинейным родством (отцовским родом). Наряду с однолинейным счетом родства (только по матери или отцу) важным признаком рода был обычай экзогамии, т.е. запрещения брачно-половых связей между мужчинами и женщинами, являющимися членами одного рода. Происхождение этой регламентации половых связей полностью не выяснено; гипотеза о том, что оно было введено для предотвращения вредного последствия браков между родственниками (инбридинга) в настоящее время отклоняется как надуманная.

       Вместе  с появлением в первобытном обществе родовой организации возникает  брак и семья - особые социальные институты, призванные регулировать отношения  между полами, между родителями и  детьми и т.д.

       Первой  формой брака обычно считается дуально-родовой  групповой брак, при котором все  мужчины одного рода являлись потенциальными мужьями всех жен другого рода. Как показали этнографические наблюдения над аборигенами Австралии и некоторыми другими отставшими в своём развитии родоплеменными общностями, такой брак чаще всего конкретно проявлялся в существовании парных семей - более или менее длительного, сравнительно легко заключаемого и легко расторжимого союза одного мужчины с одной женщиной, причем оба супруга сохраняли право на связь с «дополнительными» женами или мужьями, состоящими или не состоящими в парных семьях. Парная семья, хотя и обладала некоторыми хозяйственными функциями, еще не являлась отдельной экономической ячейкой; муж и жена сохраняли тесные связи со своими родами, а иногда и оставались жить со своими сородичами, встречаясь друг с другом лишь для половых сношений (дети в этом случае обычно оставались в роду матери). В ходе дальнейшего развития общества групповой брак стал ограничиваться более узким кругом лиц, например только братьями основного мужа и сёстрами основной жены, а затем и вообще исчез, сохранившись лишь в некоторых, иногда искаженных пережиточных формах (известное, например, у некоторых народов право гостья на жену или дочь хозяина и т.п.).

       Период  разложения общинно-родового строя  и становления классового общества, низшей социальной и хозяйственной  ячейкой которого стала семья, ознаменовался  изменением и форм брака. Парная семья  сменяется более прочной моногамной семьёй. Возросшая хозяйственная  роль мужчины - земледельца и скотовода - приводит к утверждению его главенства в семье (патриархат). Прежде распространённый у многих народов матрилокальный или дислокальный брак почти полностью  вытесняется патрилокальным, точнее, виролокалным (от латинского «vir» - муж). Мужчина обычно возмещает семье невесты её экономическую ценность выкупом; в раннеклассовом обществе получает некоторое распространение и традиция похищения будущей жены (умыкание). Начальной и широко распространённой формой моногамной семьи была большая семья, известная также как патриархальная семья и больше-семейная община. Она состояла обычно из 3-4 поколений ближайших родственников по отцу (например, одного или нескольких братьев с их детьми, внуками и правнуками), которые жили вместе и вели общее хозяйство; постепенно такая семья уступает место малой семье, обычно состоящей из брачной пары и их детей. [5,c.98]

Информация о работе Феминология