Феминология

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

В данной работе речь будет идти о роли женщины в семье. Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины.
В 2010 году управлением идеологической работы Витебского областного исполнительного комитета среди женщин Витебской области проведено социологическое исследование «Женщина в семье».

Работа содержит 1 файл

Феминология КУРСОВОЙ полный..docx

— 143.26 Кб (Скачать)

       Укрепление  патриархата, приобретение жены за выкуп  привело к ухудшению общественного  и семейного положения женщины. Жена должна была беспрекословно подчиняться  мужу и всем старшим членам его  семьи; если женщина хотела вернуться  в родительский дом, то её родственники должны были отдать полученный за неё  выкуп. Развод стал поэтому очень редким явлением; даже после смерти мужа женщина продолжала оставаться в как бы купившей её семье, а нередко и должна была вступить в брак с одним из братьев мужа (обычай левирата). Дети безоговорочно принадлежали отцу. Патриархальный порядок наследования требовал бесспорности факта отцовства, поэтому супружеская неверность семьи стала сурово наказываться, нередко смертью , в то время как муж продолжал пользоваться некоторой половой свободой. Новые формы брачно - семейных отношений освещались религией, закреплялись в законодательствах раннеклассовых государств.

       Кроме моногамного брака, в раннеклассовом обществе получил распространение  брак полигамный (точнее полигинный), когда  мужчина состоял в брачно-половых  отношениях с несколькими женщинами. Корни этой формы брака тянутся  в родо-племенную эпоху. Такие браки допускались в подавляющем большинстве известных науке племенных обществ; считалось вполне естественным, что сильный воин или ловкий охотник имеет нескольких жен, которых он может содержать. Однако в период господства парной семьи такие браки вряд ли имели широкое распространение и, очевидно, представляли собой своего рода привилегию племенной верхушки. Полигамные браки относительно редки среди племён охотников и рыболовов; процент их повышается с переходом к земледелию и скотоводству и особенно значителен у племён, сочетавших земледелие со скотоводством.

       В Северной Америке полигамные браки  были распространены несколько больше, чем в Южной, однако ряд народов  и в Северной

       Америке придерживались парной (позже моногамной) семьи. Сравнительно редкой была полигамия  и у племенных обществ Азии, зато в Африке она встречалась  очень часто и нередко принимала  чудовищные формы: некоторые вожди  крупных племенных союзов и правители  раннеклассовых африканских государств имели по несколько сот жен; несколько  десятков жен считалось довольно обычным явлением. Подсчитано, что  в

       Африке  полигамия встречалась у 86 % земледельческих  и 76% скотоводческих народов, вне Африке - соответственно у 30 и 57% народов.

       У многих народов полигамия сохранилась  и при переходе к классовому обществу. В Древнем Египте и Вавилоне она  встречалась, правда, очень редко, но у древних евреев, как свидетельствует Библия, напротив - довольно часто, хотя у них преобладали моногамные браки. В Индии многоженство было допущено еще в древности Риг-Ведой и, по-видимому, считалось обычным; еще в XIX в.

       Около 5% индусов жили в полигамном браке; примерно такое же распространение  имело многоженство и у буддистов. Христианство вначале не запрещало  полигамию, еще в раннем средневековье  некоторые короли и князья, в частности  род Меровингов, имели по 2 жены. Однако впоследствии почти все церкви и  секты резко осудили многоженство; лишь отдельные секты (анабаптисты  и особенно мормоны), опираясь на Библию, проповедовали полигамию, но даже у  мормонов в полигамном браке состояло лишь около 7% мужчин. По существу, единственной из мировых религий, последовательно  поддерживающей полигамию, является ислам; Коран разрешил мусульманину иметь  до 4 законных жен, не считая наложниц-рабынь, число которых у отдельных  богатых мусульман измерялось десятками  и даже сотнями. Впрочем, и среди  мусульман полигамия, видимо, никогда  не была господствующей формой брака.

       Одной из причин полигамии является диспропорция полов - значительное численное преобладание женщин, связанное потерями мужчин в межплеменных и прочих войнах; иногда мужчины покорённого народа подвергались почти полному истреблению, а женщины становились женами и наложницами победителей. Характерно, что в Африке еще в середине XIX в. Среди большинства народов преобладали женщины; у баганда и некоторых других племён банту, а также в ряде районов Мадагаскара на каждого мужчину приходилось по 3-4 женщины. Сильная убыль мужчин иногда заставляла прибегать к полигамии и более развитые народы. Показательно в этом отношении, что в 1650 г., вскоре после окончания Тридцатилетней войны, унёсшей многих мужчин, окружной совет Нюрнберга принял резолюцию, позволяющую мужчинам иметь по 2 жены. Важной причиной полигамии являлась бездетность первой жены, а у народов с патриархальными традициями - рождение ею только девочек. Так, у бахайя (Южная Африка) в случае бесплодия жены её семья должна была дать в жены младшую сестры или другую близкую родственницу первой жены, причем и первая жена обычно оставалась в хозяйстве мужа. Немаловажную роль играло стремление мужчин увеличить удовольствие от половых сношений, особенно если первая жена была старше мужа или быстро старела от тяжелой работы, болезней и т.п. Большое, а часто и главное значение имели социально-экономические стимулы полигамии, так как у многих народов женщины выполняли основные трудоёмкие работы в поле и в домашнем хозяйстве, а число жен нередко являлось своего рода показателем социального положения или ранга мужчины.

       Можно считать установленным, что полигамия  оказывает в целом отрицательное  влияние на репродуктивность из-за уменьшения частоты половых сношений; половая активность мужчины, имеющего несколько жен, обычно повышается, однако она не может возрастать пропорционально  их числу. Следует также учесть, что  полигамные браки сильнее распространены среди мужчин среднего и пожилого возраста, чем среди более активных в половом отношении молодых  мужчин. Всё это усугубляется неравномерным  вниманием мужа к своим женам; даже среди мусульман мужья часто  уклоняются от предписанного исламом  равного внимания к женам и  проводят ночи преимущественно с  одной, любимой женой. Ограничение брачно-половых отношений, в частности послеродовое воздержание, в полигамных браках, как правило, значительно длиннее, чем в моногамных. Всё это удлиняет интервал между очередными зачатиями.

       Справедливости  ради следует сказать и о некоторых  положительных сторонах полигамии. Многоженство, особенно в случаях, когда за жену требуется выкуп, обычно по силам лишь состоятельным мужчинам, поэтому полигамные семьи обычно более Зажиточны, женщины в них меньше загружены работой, чем в моногамных (нередко первая жена сама просит, чтобы муж взял вторую жену), что благоприятно сказывается на их здоровье и может положительно влиять на репродуктивность. Иногда в полигамных браках частота половых сношений даже возрастает по сравнению с моногамными.

       Третья  форма брака - полиандрия (многомужество) - по сравнению с полигинией представляет собой гораздо более редкое явление. Известны случаи полиандрии у некоторых индейских племён Северной Америки, среди эскимосов и на Маркизских островах. Область сравнительно широкого бытования полиандрии - Тибет, Гималаи и некоторые районы Южной Индии. При полиандрии, все мужья являлись кровными братьями; если у женщины имелись сёстры, то они нередко становились также женами братьев; в этом случае полиандрия приобретала форму группового брака. В жилище женщина, как правило, имела отдельную спальню и посещалась мужьями в установленную ночь; дети обычно принадлежали старшему мужу-брату.

       К причинам полиандрии следует отнести прежде всего нехватку женщин, обусловленную пренебрежительным отношением к девочкам, и связанной с этим их повышенной смертностью.

       Влияние полиандрии на репродуктивность не изучено, но можно предположить, что оно  скорее отрицательное, нежели положительное. Во всяком случае нет никаких данных о том, что в районах распространения полиандрии рождаемость выше.

       В ХХ в. и особенно с середины столетия распространённость полигамии сильно уменьшилась; в Египте, например, к 1960 г. она охватывала менее 3% семей. В некоторых мусульманских странах (Пакистане, Турции и др.) полигамия ограничена специальными законами и существует главным образом в скрытых формах. Полиандрия также почти всюду уступила место моногамии и встречается лишь как пережиток. Известную роль в этом отношении сыграло законодательное запрещение умерщвления новорожденных девочек, что привело к смягчению прежней диспропорции полов.

       В Европе и других развитых в социально-экономическом  отношении регионах мира дальнейшая эволюция моногамной семьи шла по пути замены патриархального брака  таким брачным союзом, в котором  женщина становится уже равноправным членом семьи. Этот процесс развернулся  в эпоху капитализма преимущественно  в пролетарских семьях, в связи  со все большим втягиванием женщин в общественное производство; постепенно он захватил и другие слои общества, отразившись в законах об имущественном равноправии женщин, о представлении им избирательных прав и т.п. Однако эта новая, так называемая эгалитарная, форма брака и семьи, идущая на смену патриархальным семейно-брачным отношениям, смогла полностью оформиться и утвердиться лишь в социалистических странах.

       Семья - это сплав 3 любовей: супружеской, родительской и детской. Любовь не отделима от долга, верности, самодисциплины , общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения, гордости друг за друга.

       Хорошая семья - один из важнейших компонентов  человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, всё  же ведущее место в нём принадлежит  морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но ёмки по содержанию.

       Вот основные из них: взаимная любовь между  супругами; признание равенства  между супругами, недопустимость подчинения одного из них другому или попыток  командования другим; забота и чуткость в отношениях между супругами  и всеми членами семьи; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; тактичности и разрешении встречающихся в семье противоречий; взаимопомощи во всех видах деятельности, в том числе в бытовом труде.

       Требования  взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов - основа, от которой зависит  решение многочисленных больших  и малых вопросов, ежедневно возникающих  в семье и проявляющихся в  столкновении различных интересов, мнений, позиций и т.д. и т.п.

       Равенство между супругами как основа их взаимного уважения и дружбы зависит  не только от убеждения его справедливости. Это требование часто подвергается испытаниям, особенно в случаях большого разрыва в уровне духовного, политического  и нравственного развития супругов и различия их общественного положения. Вот почему равенство в семье  требует участия обоих супругов в общественно-полезном труде, в  общественной деятельности и домашнем труде, потому, что только равное участи создаёт благоприятные условия  для такого же равного развития обоих  супругов, для их духовной близости.

       Особую  важность представляет моральная обязанность  по воспитанию детей. Выполнение семьёй функций воспитания детей может  успешно осуществляться, если в семье  устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважения к труду. Именно в семье закладываются  генетические, биологические, основы здоровья, а также привычки, навыки, установки  по отношению к своему здоровью. Занимается человек физкультурой или  не занимается, любит быть в свободное  время в лесу, на природе или  не любит, подвижный образ жизни  ведёт или малоподвижный и  т.д. - всё это обычно начинается с  семьи.

       Разумеется, благотворительно на человека влияет лишь здоровая, благополучная семья, создание которой, как правило, требует  значительных усилий и определённых качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение.

       Каков же тип семьи существует в современном  обществе? В современных условиях семью характеризует: во-первых, социально- классовый признак - семья рабочего (фермера, кооператора, арендатора), представителя интеллектуального труда; во-вторых, - городская, сельская (по типу поселения); в-третьих, однонациональная , многонациональная (по национальному признаку); в-четвёртых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребёнка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская семья и т.д.); в-пятых, по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.д.)

       Если  первых три типа семьи характеризуются довольно просто, то два последних имеют много различий.

       Большинство семей проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.

Информация о работе Феминология