Феминология

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

В данной работе речь будет идти о роли женщины в семье. Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины.
В 2010 году управлением идеологической работы Витебского областного исполнительного комитета среди женщин Витебской области проведено социологическое исследование «Женщина в семье».

Работа содержит 1 файл

Феминология КУРСОВОЙ полный..docx

— 143.26 Кб (Скачать)
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       Проблемы  семьи в Республике Беларусь относятся к числу ключевых в отечественном обществоведении. Семья - один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и др. Собственно, семья - это краеугольный камень человеческой жизни. Поэтому вполне естественно, что семья является объектом пристального внимания представителей различных отраслей знания: философии, социологии, демографии, психологии, культурологии, истории.    

       В процессе этого изучения выявляется неоднозначная трактовка проблем  семьи. Одни авторы утверждают, что  институт семьи обнаруживает явные  симптомы упадка, дезинтеграции и  скоро вовсе перестанет существовать, так как потерял свое значение, другие - наоборот, считают, что никакого кризиса семьи нет, что ей якобы  ничто не угрожает, она будет существовать вечно. Между этими крайними точками  зрения существует много и других взглядов.

       Нам представляется, что ни та, ни другая крайние точки зрения не отражают реальности и не являются конструктивными. Нельзя отрицать наличия кризиса  современной семьи, также нельзя согласиться с и мнением, что  семья потеряла свое значение и скоро  отомрет. Семья - это закономерно  возникшая в процессе развития человеческого  общества форма "производства и воспроизводства" непосредственной жизни, воспитания людей, формирования их индивидуального сознания. Это исторически сложившаяся  малая социальная группа, основанная на кровном родстве, браке или  усыновлении. Члены этой группы связаны  общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Жизнь показывает, что семья не потеряла своего значения важнейшего социального института  общества. Да, современная семья  переживает трудности, налицо серьезные  проявления ее кризиса. Но эти трудности, как нам представляется, связаны  в основном с процессом обновления семьи, а не с ее отрицанием, с  освобождением семьи от отживших консервативных компонентов. Безусловно, реалии того или иного общества накладывают  серьезный отпечаток на этот процесс, отягощая его разрушительными последствиями, что наглядно демонстрирует нам  опыт нашей страны. Поэтому каждое государство призвано изучать процессы, происходящие в семейных отношениях своих стран, вырабатывать и осуществлять политику, оптимизирующую процессы обновления семьи, благоприятствующую развитию и  укреплению семейного строя.

       К сожалению, в годы так называемой «перестройки» и в последующем государство отвернулось от семьи. Семья оказалась предоставленной сама себе, что не могло не сказаться на ее положении в обществе, выполняемых функциях.

       В чем же суть проблем современной  белорусской семьи? Где, в каких ее звеньях кризис? Следует отметить, что проявления кризиса наблюдаются в самых различных ее сферах. Кризисом затронуты основы, на которых базируется современная семья, особенно экономическая, ее социальный статус, осуществляемые многообразные функции. Происходят существенные изменения в структуре семьи, ее ценностных ориентациях.

           

       Одной из основных проблем современной  семьи является падение статуса  семьи как социального института  общества, изменение её места в  ценностных ориентациях. Известно, что  в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало  существенное влияние на семейные отношения  в обществе. В годы реформ произошло  резкое снижение этого статуса. В  системе социальных институтов семья  оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в  виду, что начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального  успеха. Правы Ю.Г Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов, которые пишут, что "неравноправное положение института семьи среди других социальных институтов привело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличению престижа одиночно - холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье) в разных стратах и слоях общества". Эти тенденции особенно усилились в 90-е годы, когда "обзаведение семьёй с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия". С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов. [2 c.135]

       Серьёзной проблемой семьи стало снижение её роли в выполнении репродуктивной функции. В годы реформ произошло  существенное сокращение уровня рождаемости  населения. Начиная с 1997г. смертность превысила рождаемость.

       Происходит сокращение многодетных и увеличение однодетных и неполных семей. Семьи всё больше становятся малочисленными. Так, если в 1970г. русская городская семья состояла из 3,2 чел., сельская - из 3,8, то в 2000г. эти показатели равнялись соответственно 2,5 и 3 чел.

         Всё более острой становится  проблема социализации, воспитания  детей. Социализация призвана  помочь индивиду усваивать систему  знаний, норм и ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве  полноправного члена общества. Вместе  с тем в условиях смены традиционной  многопоколенной семьи двухпоколенной с характерной для неё двухкарьерной моделью и следовательно двухзарплатностью весьма существенно сужаются функции социализации детей. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком является преимущественно эпизодическим. Воспитанием детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы. Мы - отцы и матери, - как остроумно пояснил эту ситуацию профессор Бестужев - Лада, - сдаём детей, как чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелыми, и не думает о нашем благополучии.

       Нередко в семье применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие.

       По  данным социологических опросов, проведённых  в нашей республике (2000г.), прибегают  к использованию физического  насилия родители как городских, так и сельских семей. В городе насилие применяется чаще, чем  в деревне. [20]

           

       При этом прослеживается тенденция роста  числа проявлений физического насилия, что объясняется, прежде всего, деморализацией, снижением образовательного, культурного уровня части населения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.

       Сегодня, как никогда раньше, остро стоит  задача кардинально повысить роль родителей  в воспитании детей. В отечественной  и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики  двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.

       Актуальными проблемами семьи является реализация экономической, защитной функций, функции  эмоционального удовлетворения. Как  показывают исследования, требуют серьёзного улучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовки молодёжи к семейной жизни.

       Необходимым условием оздоровления белорусской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния на семью, прежде всего подрастающее поколение средств массовой информации, особенно центрального телевидения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
 

    1. Арнольд О. Заслужи себе счастье: Книга для  женщин, написанная психологом – женщиной. – М.: ЭКСМО., 1994 – 348 с.
    2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. (Психология человеческих отношений). Люди, которые играют в игры. (Психология человеческой судьбы). -  СПб.: Речь, 1992 – 386 с.
    3. Безленкина Л.Ф. Женщины в современном общественном развитии России // Вестник социальной работы. – РГСИ. – 1993. - №2.
    4. Валеев  Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.
    5. Голофаст В.Б. Функции семьи // Семья и личность. – М., 1974.
    6. Еникеева Д. Как воспитать мужа. -  М.: ЭКСМО, 1999 – 421 с.
    7. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога/Н.Н.Ежова. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 315 с.: ил.
    8. Климов Е. А. Основы психологии: учеб.пособие / Е.А.Климов - М.: АСТ, 1997 – 356 с.
    9. Колесова А., Сучкова В. Женщина и общество: вчера, сегодня, завтра // Правозащита, 1998, №19.
    10. Кулакова О.Тесты, Тесты, Тесты. /Сост. О. Кулакова. -  М.: ЭКСМО,  1990 – 201 с.
    11. Литвинская Н.А.Женская психология / Сост. к.п.н. Н.А. Литвинская. - М.: АСТ, 1994 – 283 с.
    12. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./ Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 – Кн. 1 Общие основы психологии. – 687 с.
    13. Новикова Э. С., Языкова В. С., Янкова З. Л. Женщина. Труд. Семья (социологический очерк). М., Профиздат, 1978.
    14. О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Конвенция ООН 1979г.// Ведомости Верховного Совета СССР.— 1982.— № 25.
    15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – Спб.: Питер, 2006. -  560 с.: ил.
    16. Психология и педагогика : Учеб. пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. - УМО. - М., Новосибирск : ИНФРА-М, НГАЭиУ, 2002. - 175с.
    17. Феминология. Семьеведение. Под ред. Шинелевой Л.Т. –Изд. МГСУ «Союз» - М., 1997.
    18. Харчев Г.А., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. – М.: Наука, 1971.
    19. Шинелева Л.Т. Женщина и общество (Декларация и реальность). – М.: Политиздат, 1990.
    20. Интернет-источник Национальный статистический комитет Республики Беларусь belstat.gov.by
 
 
 
 

             

Информация о работе Феминология