Формирование профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, происходящими в воспитании современного подрастающего поколения, внедрением в социально-педагогическую практику новых подходов, отражающих тенденции развития российского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, маргинализации населения, роста правонарушений несовершеннолетних, разрушения традиционных нравственных ориентиров, снижения уровня доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта. Лишенные возможностей для полноценного проведения досуга дети часто попадают под воздействие криминогенных факторов и оказываются в группе социального риска.

Работа содержит 1 файл

doc_48.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

2. В ходе исследования  установлено, что проблема формирования профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности обусловлена социально-экономическими преобразованиями в обществе, рядом теоретико-методологических предпосылок и конкретно-практическими задачами. В своем исследовании мы уточнили понятие «профессиональная готовность социального педагога к организации детской досуговой деятельности», определили структуру и раскрыли содержание ее основных компонентов – мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и креативного. Профессиональную готовность будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности мы рассматриваем как устойчивую интегративную характеристику его личности, проявляющуюся в осознании гуманистической ценности досуговой деятельности, положительном эмоционально-ценностном отношении к ребенку, владении знаниями и умениями организации детской досуговой деятельности, наличии креативных качеств и обеспечивающую успешное решение профессиональных задач в сфере детского досуга.

3. Обоснованы критерии и показатели  уровня сформированности профессиональной  готовности социального педагога  к организации детской досуговой  деятельности. Степень проявления  каждого из выделенных показателей, взятых в совокупности, определяет творческий, репродуктивно-творческий, репродуктивный и адаптивный уровни.

4. Повышению эффективности процесса формирования профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности способствуют следующие педагогические условия: определение содержания данного вида профессиональной деятельности социального педагога; учет ведущих принципов организации детской досуговой деятельности; построение образовательного процесса на основе установления интегративных связей дисциплин курса специализации «Организации детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования», обеспечивающих единство и взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и креативного компонентов исследуемого вида готовности; содействие накоплению студентами опыта решения профессионально-творческих задач в аудиторной и внеаудиторной работе, актуализирующего их субъектную профессиональную позицию.

5. В условиях экспериментального обучения будущих социальных педагогов организации детской досуговой деятельности пропорционально развиваются все компоненты профессиональной готовности, что свидетельствует о целостности и более качественной сформированности данной интегральной характеристики. При традиционном обучении взаимосвязи между компонентами нарушаются, показатели данного вида готовности развиваются неравномерно и, несмотря на имеющуюся положительную динамику, оно в основном способствует формированию когнитивного компонента готовности и в меньшей степени оказывает значимое влияние на креативный компонент, тогда как мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты формируются в основном на репродуктивном уровне.

6. Педагогические условия, выдвинутые в начале исследования, взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. При образовании совокупности каждое педагогическое условие основывается на предыдущем, выводится из него и обеспечивает успешное функционирование последующего. В ходе реализации совокупности педагогических условий образовательная деятельность приобретает логико-содержательную, содержательно-процессуальную основу и структурированность. Совокупность форм и методов формирования профессиональной готовности к организации детской досуговой деятельности приобретает силу системообразующего фактора, объединяющего педагогические усилия субъектов данного процесса.

Все вышеизложенное позволяет  утверждать, что проблема исследования в достаточной степени решена: выделены, научно обоснованы и экспериментально проверены теоретические предпосылки и педагогические условия эффективного формирования профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности. Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили в целом выдвинутую нами гипотезу.

В результате проведенного исследования обозначились проблемы, требующие дальнейшего теоретического анализа и научно-методического  обеспечения. К таковым мы отнесли  проблему адаптации выделенных нами педагогических условий к специфике бакалаврской подготовки социальных педагогов в педагогическом вузе, а также проблему развития профессиональной готовности к организации детской досуговой деятельности социальных педагогов общеобразовательных школ, детских домов, учреждений дополнительного образования в процессе повышения их квалификации.

 

Основные положения  диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

  1. Хахлова, О.Н. Содержание профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности / О.Н. Хахлова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал. – Челябинск, 2007. – № 9. – С.148-156.
  2. Хахлова, О.Н. К вопросу профессиональной подготовки будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности / О.Н. Хахлова // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2009. – № 10. – С.199-205.
  3. Хахлова, О.Н. Подготовка студентов к организации детской досуговой деятельности / О.Н. Хахлова // Традиции и инновации в социальной педагогике: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. – С.159-161.
  4. Хахлова, О.Н. Социальный педагог как организатор летнего отдыха детей / О.Н. Хахлова // Пути повышения качества профессиональной подготовки социально-педагогических кадров: материалы Всеросс. заочной электронной науч.-практ. конф.– Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. – С. 72-76.
  5. Хахлова, О.Н. Вопросы подготовки организаторов культурно-досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования / О.Н. Хахлова // Актуальные проблемы современной культуры детства: сб. науч. материалов.– Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2006. – С.272-274.
  6. Хахлова, О.Н. О содержании работы социального педагога по организации досуга детей / О.Н. Хахлова // Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России: материалы Всеросс. науч.-практ. конф.– Бирск: Изд-во БирГСПА, 2006. – С. 194-199.
  7. Хахлова, О.Н. К вопросу о содержании деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного образования / О.Н. Хахлова // Социальная педагогика и социальная работа XXI века: проблемы и перспективы развития: материалы Всеросс. заочной науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – С. 110-113.
  8. Хахлова, О.Н. К вопросу о профессиональной подготовке педагогов учреждений дополнительного образования / О.Н. Хахлова // Актуальные проблемы социального воспитания: сб. науч. статей и материалов Всеросс. науч.-практ. конф. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2006. – С. 374-377.
  9. Хахлова, О.Н. Организация внеклассных мероприятий как форма профилактики девиантного поведения в деятельности социального педагога общеобразовательной школы / О.Н. Хахлова // Педагогические условия профилактики негативных явлений в подростково-молодежной среде: материалы Всеросс. заочной науч.-практ. конф. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 77-82.
  10. Дисциплины предметной подготовки по специальности 031300 «Социальная педагогика»: Основы профориентологии. Психолого-педагогическая диагностика. Специализация «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования»: учебные программы и методические рекомендации для студентов дистанционной формы обучения / З.М. Махмутова, А.Ф. Фазлыева, О.Н. Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 67-102.
  11. Хахлова, О.Н. К проблеме социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей / О.Н. Хахлова // Проблемы социодинамики культуры в современном обществе: материалы Междунар. науч. конф. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – С.161-165.
  12. Хахлова, О.Н. О подготовке социально-педагогических кадров для учреждений дополнительного образования детей / О.Н. Хахлова // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – С.325-330.
  13. Хахлова, О.Н. Педагогика досуга: терминологический словарь / О.Н. Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – 88с.
  14. Хахлова, О.Н. К вопросу о подготовке педагога к организации досуга детей и молодежи / О.Н. Хахлова // Социальные проблемы современной молодежи: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – С.449-451.
  15. Хахлова, О.Н. Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования: учебно-методический комплекс / О.Н.Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – 66с.
  16. Хахлова, О.Н. О содержании профессиональной деятельности социального педагога по организации досуговой деятельности детей и подростков / О.Н. Хахлова // Социальная педагогика: традиции и инновации: материалы Всеросс. конгресса социальных педагогов с междунар. участием. Ч.2. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2009. – С. 185-188.
  17. Хахлова, О.Н. Досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения в учреждениях НПО / О.Н. Хахлова // Социально-педагогическое сопровождение учащихся ССУЗов: материалы Городского науч.-метод. семинара для социальных педагогов ССУЗов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – С. 24-28.
  18. Хахлова, О.Н. Технология профессиональной подготовки будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности / О.Н. Хахлова // Культура и образование: сб. статей. Вып. 10. – Уфа: Вагант, 2009. – С.189-193.
  19. Хахлова, О.Н. Уроки детского досуга: методическое пособие для организаторов детского досуга / О.Н.Хахлова. – Уфа: Вагант, 2010. – 108с.

 




Информация о работе Формирование профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности