Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Становление нового демократического, социально ориентированного государства сопровождается изменением моральных, политических, экономических учреждений. Процесс государственных образований заключается в стремлении общества к воспитанию достойного молодого поколения будущего.
Сегодня дети и молодежь - наиболее чувствительная и уязвимая часть населения страны переходного периода. Она нуждается в постоянной защите, помощи и поддержки со стороны государства. Поддержка и защита молодежи должны основываться не на решении проблем за нее, а на предоставлении ей возможности преодолевать их собственными силами в рамках общедоступных пригодных моделей". Субъектами социальной защиты молодежи в Российской Федерации выступают социальные службы для молоди.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика социальной работы в России 5
1.1 Становление и проблемы социальной работы с молодежью 5
1.2 Методы и технологии социальной работы 7
Глава 2 Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы. 21
2.1 Масштаб проблемы домашнего насилия в семье ……….………………...20 2.2 Кризисный центр для жертв насилия в семье «Семья» г. Мос-ква……………………………………………………………………………….23
2.3 Разработка методических советов по предупреждению и преодолению насилия в семье путем разнообразия форм и методов социальной работы с семьей 27
Заключение 36
Список использованной литературы ………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СОЦИОЛОГИИ1.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием.

Основными методами изучения деятельности социального педагога и его результатов являются анализ отчетности и документации социального педагога, общих отчетных документов учреждения, практического опыта специалиста и беседы с широким кругом людей, детей и взрослых.

Собранная информация является первичной основой для выводов, замечаний и предложений. Необходим  ее глубокий и всесторонний анализ, установление причинно-следственных связей, выявление резервов повышения качества и уровня работы.

Основными направлениями  оценки эффективности работы социального  педагога являются:

- соотнесение имеющихся социально-педагогических проблем и результатов их решения;

- динамика включенности детей и взрослых в социально ценные виды деятельности;

- динамика изменения в отношении участников образовательного процесса к базовым социальным ценностям;

- динамика в социально-педагогических условиях обеспечения жизнедеятельности коллектива учреждения;

- динамика социально-психологической обстановки в социальной среде, микроклимата;

- развитие социальных инициатив детей и взрослых, появление и успешная деятельность общественных объединений;

- состояние документации социального педагога;

- профессиональный рост социального педагога.

Любая проверка должна быть, в конечном счете, элементом общественного  и управленческого регулирования  отбора и профессионального развития специалистов, препятствующего проникновению в их среду случайных и профессионально непригодных людей, имеющих разного рода противопоказания к социально-педагогической работе - правового, личностного, нравственного, медицинского характера. Вторая важнейшая задача контроля - защитить социального работника от необоснованных придирок и нареканий, поднять престиж и значимость этой деятельности, поддержать специалиста в непростых условиях становления профессии, помочь квалифицированными советами и предложениями. Социальный работник должен хорошо понимать трудности проверяющих, основанных на недостаточном массовом опыте своей профессии, и сам позаботиться о достаточно полном и качественном представлении результатов своего труда.

 

Глава 2 Формы и методы работы в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья»  г. Москвы

2.1 Масштаб проблемы домашнего насилия в семье

Московская городская  агломерация с постоянным населением является самой густонаселенной  в Центральном федеральном округе и во всей России.

И действительно, сегодня главный  город России – это огромный мегаполис. В 2002 году (по результатам переписи населения) численность населения Москвы составляла 10,4 миллиона человек, в начале января 2011г. – уже более 11,5 миллиона человек. И это только постоянно проживающее население города Москва. Временно же проживающих граждан в столице насчитывается еще около 1,5 миллиона человек.

Современной московской семье, как и многим другим   семьям выпала нелёгкая судьба: жить в сложное время. На протяжении многих лет российское общество  несёт на себе тяжелое бремя перемен - в экономике, политике, других сферах жизни. Такая ситуация сказывается на семье,  условиях её обитания и развития. Но в периоды социальной нестабильности усиливается семейное неблагополучие, и домашнее насилие становится не таким уж редким явлением и имеет социально - экономические и социально-психологические причины

Домашнее насилие в семье - это не только частная трагедия её членов, это нарушение прав человека и акт дискриминации по отношению к ним. Согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Российская Федерация обязана "принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия" и "принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин". Также Конвенция требует от государства "изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин".

Статья 16 Конвенции обязывает  государства-участников принимать "все  соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака  и семейных отношений".

Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате семейного насилия, должна осуществляться действующими во всех субъектах Российской Федерации учреждениями социального обслуживания семьи и детей. Одним из них является Кризисный Центр для жертв насилия в семье «Семья».

Насилие - это явление, которое возникает в результате деятельности человека. Насилие над женщиной в семье - это унижение человеческого достоинства женщины, которое препятствует ее свободному и активному развитию в обществе, а также воспитательные проблемы, связанные с явлением так называемой социальной эстафеты, когда дети, когда дети, которые становятся свидетелями насилия в семьи, переносят полученный негативный опыт на свою собственную жизнь.

Дети, которые испытывают жесткого обращения, переживают психическую травму, в результате которой они развиваются с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями.

В случаях, когда жертвой насилия является подросток, необходимо организовать работу с теми, кто отвечает за его воспитание - учителей и родителей с целью формирования у них мотивации к изменениям, оказание им психолого - педагогической помощи.

Родители обращаются за помощью, не из проблемами своего отношения относительно детей, и не с желанием измениться, а с жалобами на ребенка. Изучение детского опыта этих родителей обнаруживает серьезные проблемы в их собственном детстве. В большинстве случаев они также переживали моральное или физическое насилие со стороны своих родителей, и в общении со своим ребенком снова воспроизводят ситуацию своего детства не умея действовать по-другому. Вторая особенность этих родителей является прямым следствием вышеизложенного. Они не умеют быть «хорошими родителями », то есть не понимают своих детей, эмоционально отчуждены, не знают как выразить позитивные чувства, имеют бедный поведенческий репертуар. Третья особенность - родители не имеют позитивных целей воспитания ребенка, их действия не последовательные, хаотичны. Таким образом, для предупреждения насилия в семье следует учитывать следующие факторы:

- Травматический опыт родителей в детстве;

- Отсутствие четких целей как в воспитании детей, так и в отношении собственного будущего;

- Преимущество деструктивных партнеров общения в семье;

- Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия;

- Внутренне - личностные нарушения ребенка.

Улучшение реального состояния процесса семейного воспитания, предупреждения и преодоления проблемы семейного насилия в современных условиях, по моему мнению, требует разработки специальной программы психолого - педагогического просвещения родителей, которая будет способствовать полноценному функционировании семьи и предупреждению проблем во взаимоотношениях родителей и детей. С этой целью внедрена учебная программа для родителей « Гармонизация детско - родительских взаимоотношений», реализация которой ориентирована на достижение основной цели - налаживание гуманных взаимоотношений между роди-телями и детьми. Содержание ее предполагает решение следующих задач:

- Формирование у родителей  направленности на поиск оптимальных  методов воспитания;

- Творческое усвоение  психолого - педагогических знаний для того, чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей;

- Формирование способности  осознавать семейную деятельность, умение принимать наиболее эффективные решения в соотношении их с закономерностями, принципами воспитания;

- Взаимное обогащение  опытом детско - родительских взаимо-отношений.

2.2 Кризисный центр для жертв насилия в семье «Семья»  г. Москвы

Тип проекта - социальный.

Проект включает следующие компоненты:

1 . Субъектная сторона, в который направлен проект.

2 . Содержание услуги.

3 . Сфера деятельности.

4 . Ресурсы.

5 . Индикаторы жизнеспособности  проекта.

1. Субъектная сторона, в который направлен проект

1. Целевая группа / клиенты,  на которых направлен проект.

Целевой группой проекта являются женщины, которые испытывают / подвергались насилию в семье или в отношении которых существует угроза совершения насилия. Поскольку проект направлен также на предоставление экстренной помощи, предусматривает организацию круглосуточного телефона доверия то прямыми бенефициарами также будут выступать люди, находящиеся в кризисе, имеют острые эмоциональные проблемы (любой член общины).

В группу косвенных бенефицаров относятся дети, которые были свидетелями насилия в семье или испытывали его, мужчины, осуществляющих насилие в семье; родственники жертвы, молодежь, члены общины.

2. Характеристика потребности группы /клиентов, на которых направлен проект.

Нарушения, возникающие  в результате насилия над женщиной в семье со стороны мужа, имеют проявления на всех уровнях человеческого функционирования (психологического, социального, физического, поведен-ческого), и приводит к стойким личностным изменениям. Такими характерными последствиями насилия в психическом состоянии женщин выступают явление приобретенной беспомощности, формирования симптомов посттравматического стрессового расстройства, депрессия. Они проявляются при социальном взаимодействии женщины с другими людьми и оценке ее состояния при проведении вмешательства. Основными потребностями женщин, подвергающихся насилию в семье являются:

- Потребность в защите;

- Потребность в общении  и принадлежности к социальной группе;

- Потребность в любви и принятии;

- Потребность в самоуважении и уверенности в себе;

- Потребность в страховании;

- Потребность в трудоустройстве для обеспечения проживания отдельно от обидчика;

- Потребность в эмоциональной  поддержке;

- Потребность в лечении  или реабилитации;

- Потребность в уходе  за детьми;

- Потребность в самореализации.

3 . Содержание услуги

Основные услуги аудитории прямых и косвенных бенефициаров с координированные в таких направлениях деятельности:

- Обеспечение защиты от различных форм насилия;

- Предоставление кратковременного  убежища для женщин и их детей, которые оказались в угрожающей для жизни и здоровья ситуации;

- Работа с клиенткой, членами его семьи по коррекции семейных отношений;

- Психотерапевтическая и социальная работа с клиентом;

- Обучение навыков  самообороны;

- Профилактика насилия в семье;

- Работа с общественными организациями, СМИ, социальными службами и целью разъяснения опасности насилия, его истоков, способов новорожденности насильственного поведения;

- Координация деятельности  с органами здравоохранения в  плане оказания медицинской помощи тем, кто подвергся насилию, проведение программ полового воспитания;

- Взаимодействие с  правоохранительными органами с целью защиты прав женщин, подвергшихся насилию в семье, выявления случаев насилия и быстрого реагирования.

Оказание экстренной помощи жертвам насилия при острой травме или в кризисе.

Основная цель экстренного  сопровождения: оценка безопасности членов семьи, меры по обеспечению их физической и психологической безопасности, нормализация психического состояния.

Основные виды услуг.

- «Горячая линия»;

- Кризисное вмешательство;

- Индивидуальное консультирование;

- Групповое консультирование (дебрифинг, дифузирование)

- Убежище (транзитное  жилье, защитное проживания);

- Направление  (переадресация) к медицинским и правоохранительным органам.

Предоставление длительной психологической поддержки и сопровождения.

Основная цель: обеспечение  удовлетворения потребностей целевой группы в социальной, психологической, юридической помощи в случаях реальной опасности для их жизни и здоровья.

Основные виды услуг:

- Психотерапевтическое  индивидуальное и групповое консультирование (экзистенциально - гуманистический подход, психодрама, арт - терапия, когнитивно - поведенческая терапия);

- Структурная семейная психотерапия;

- Тренинги социальных навыков и умений;

Информация о работе Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы