Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Становление нового демократического, социально ориентированного государства сопровождается изменением моральных, политических, экономических учреждений. Процесс государственных образований заключается в стремлении общества к воспитанию достойного молодого поколения будущего.
Сегодня дети и молодежь - наиболее чувствительная и уязвимая часть населения страны переходного периода. Она нуждается в постоянной защите, помощи и поддержки со стороны государства. Поддержка и защита молодежи должны основываться не на решении проблем за нее, а на предоставлении ей возможности преодолевать их собственными силами в рамках общедоступных пригодных моделей". Субъектами социальной защиты молодежи в Российской Федерации выступают социальные службы для молоди.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика социальной работы в России 5
1.1 Становление и проблемы социальной работы с молодежью 5
1.2 Методы и технологии социальной работы 7
Глава 2 Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы. 21
2.1 Масштаб проблемы домашнего насилия в семье ……….………………...20 2.2 Кризисный центр для жертв насилия в семье «Семья» г. Мос-ква……………………………………………………………………………….23
2.3 Разработка методических советов по предупреждению и преодолению насилия в семье путем разнообразия форм и методов социальной работы с семьей 27
Заключение 36
Список использованной литературы ………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СОЦИОЛОГИИ1.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Группа социально-экономических  методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты  по социальной работе оказывают воздействие  на материальные и моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности  клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т. д.

Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и т.д.

Регламентирование представляет собой разработку и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штаты и др.).

Нормирование заключается  в установлении нормативов, которые  служат ориентировкой в деятельности социального педагога (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.).

Инструктирование заключается  в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий  неправомерных действий клиента, предостережений  от возможных ошибок, совете по характеру действий и т.д.

Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным  воздействием и влиянием на клиента  через механизм регуляции его  самочувствия и поведения.

В группу психолого-педагогических методов входят: убеждение, социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, использование обычаев, традиций и др.

Рассмотрим некоторые, наиболее употребляемые методы: изучение результатов деятельности клиентов, социальная терапия (индивидуальная, групповая, трудовая, дискуссионная, семейная, игровая терапия, терапия самовоспитания, психотерапия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод.

Изучение результатов  деятельности клиентов (“биографический  метод”): в широком плане - изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком - изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты руководителей учреждений, дневники, журналы и другие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, технические поделки, самодельные игрушки, наглядные пособия, кино-, видеофильмы; тематические картотеки; фотографии.

Социальная терапия (терапия, греч. - “Забота, уход, лечение”) - систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений (по И.Г Зайнышеву)8.

Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту  в решении его проблем совместно  с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса “совместного развития”, положительно влияющего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как метод “лечения”; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля и как средство коммуникации.

Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития; самоутверждения личности.

Исповедальный метод - форма  психотерапии, используемая с целью  устранения психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Предполагает общение социального работника и клиента “один на один”.

В социальной работе используются методы, характерные только для этого  вида профессиональной деятельности. К ним относят, прежде всего, метод  социального диагностирования, метод  вмешательства в кризисных случаях, метод работы в общине, метод работы на улице.

В своей книге «Социальные  диагнозы» (1917 год) Мэри Ричмонд подробно представила свой метод работы - социальный диагноз, предполагающий оценку, как личности клиента, так и его социального положения. Социальная помощь рассматривается ею как комбинация мер, результатом которых являются изменения, как самого клиента, так и социального окружения. Социальные мероприятия Мэри Ричмонд подразделяла на два взаимно дополняющих метода: косвенный метод лечения и непосредственный метод лечения. Косвенный метод состоял в воздействии на внешнюю среду человека, непосредственный - на самого клиента с целью побуждения его к активным действиям по выработке решения.

В настоящее время  к методам социального диагноза (социальной диагностики) относят (по И.Г Зайнышеву):

- зондажно-информационное обследование: сбор сведений об инфраструктуре, численности, составе и динамике местного населения и т. д.;

- социально-историческое обследование: изучение истории заселения и освоения данной территории, изменения состава местного населения, исследования его занятий и традиций;

- информационно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, писем и жалоб граждан и т.д.;

- социальное картографирование: анализ социально-пространственного распределения и динамики рождаемости и смертности населения, зависимость качества жизни от различных природных и социальных факторов9.

Метод вмешательства  в кризисных случаях (впервые применен в США в 1874 году, когда церковь вмешалась в судьбу девочки, подвергавшейся жестокому обращению в семье, и по всей стране стали образовываться общества предотвращения жестокого отношения к детям) - используется в работе с отдельными людьми, семьями и группами, находящимися в ситуации острого кризиса, вызванного или переходным периодом, или жизненным развитием.

Метод работы в общине рассматривается как социально-политическое средство удовлетворения интересов, потребностей, ожиданий граждан. При этом ставится задача добиваться, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем. Он должен принимать активное участие в солидарных действиях, направленных на решение конфликтных ситуаций. Этот метод состоит из выяснения сути и типа проблемы, анализа причин, разработки стратегии, программы, планов, привлечения необходимых ресурсов, выявления и вовлечения лидеров, развития отношений между членами общества для облегчения их усилий.

Метод работы на улицах - “открытый” метод социальной работы, ориентированный на проблемы улицы и включающий превентивные меры:

- предотвращение возникновения запущенной (маргинальной) молодежи, особенно уличных групп детей и подростков через установление “случайных” контактов с ними в периоды сборов и проведения свободного времени;

- определение потребностей и особых проблем уличных групп молодежи и форм оказания им соответствующей помощи как индивидуальной, так и групповой;

- предотвращение численного увеличения групп, способствование их распаду и направление их активности в менее агрессивное русло;

- отбор особо тяжелых подростков из уличных групп с попыткой вовлечения их в молодежные группы, находящиеся под педагогической опекой социальных работников;

- поиск помещений для уличных групп молодежи и проведение с ними различных форм досуга и экскурсий с целью ускорения прогресса их социализации или ресоциализации;

- установка контактов с наркоманами, определение их в соответствующие учреждения;

- привлечение подростков к солидарной поддержке своих сверстников, т.е. формирование из их рядов добровольных помощников социального педагога и социального работника.

Технология решения  социальных проблем проходит в три  основных этапа (по И.Г. Зайнышеву):

- теоретический этап предполагает формулирование целевой установки, определение предмета технологизации, выделение структурных элементов, выявление причинно-следственных связей и отношений, в которые включен клиент социальной работы;

- методический этап предполагает выбор источников, путей и способов получения, а также определение приемов и средств обработки и анализа информации о состоянии клиента социальной работы, с выработкой конкретных рекомендаций для преобразовательной деятельности;

- процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по проверке (апробации) выработанных рекомендаций, выявлением и устранением недостатков по использованию предложенных рекомендаций и установлением алгоритма действий в виде соответствующей технологии социальной работы10.

В отечественной литературе технологии работы социального педагога трактуются как совокупность приемов, методов и влияний, которые применяются  социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания, социальными  работниками с целью достижения успеха и обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения11.

Вопрос о классификации  технологий работы социального педагога является дискуссионным. В качестве примера приведем классификацию  по видам социальных технологий:

- правового обеспечения функционирования общества;

- политические технологии административно-властного регулирования;

- экономического функционирования общества, развития собственности;

- информационного обеспечения средствами массовой информации и компьютерной сети;

- духовно-культурного развития;

- обеспечение социального функционирования общества12.

В.А. Никитин под социально-педагогическими  технологиями понимает конкретную программу  действий социального педагога, его  сотрудничество с индивидом или  социальной группой в прогнозированных или спонтанных условиях. Автор считает, что для разработки социально-педагогических технологий необходимо учитывать такие обстоятельства как: личностные качества социального педагога, индивидуализацию и персонализацию социальных действий. К наиболее повторяемым недостаткам социально-педагогических технологий ученый относит учебный, морализаторский и прагматический их характер социальной работы13.

Если содержание деятельности социального педагога имеет цель, определенный алгоритм (логическую последовательность действий), стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов действий, то можно говорить о технологичности его работы. Следовательно, педагогическая технология - это фиксируемая система социально-проверенных и упорядоченных норм и правил, отражающих закономерности развивающегося процесса в тех или иных воспитательных формах, которым следует педагог, управляя развитием, как самого процесса, так и его участников. Технология - это некая жесткая основа (логика) процесса, следуя которой социальный педагог достигает запланированного результата.

Социальные педагоги национальной системы социальной адаптации, реабилитации, профилактики, социальной помощи и защиты “сопровождают” человека на всем его жизненном пути, особенно в детстве, во время становления и реализации профессиональной карьеры, в период утраты социальных благ, оказывают хосписную и паллиативную помощь при тяжелейших неизлечимых заболеваниях. Социальный педагог - человек особой, деликатной профессии. Именно поэтому в своей повседневной работе он широко использует весь арсенал социально-психологических, социально-медицинских и непосредственно социально-педагогических технологий.

Социальный педагог  образовательного учреждения в первую очередь человек высокой профессиональной компетентности и моральной устойчивости. В отличие от учителя у социального педагога на первом месте - не обучающая и не образовательная роль, а функция педагогического влияния на отношения людей в какой-нибудь деятельности, общении, поддержки и защиты личности. Социальный педагог призван способствовать созданию условий наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. Он помогает людям жить, обеспечивая консолидацию собственных сил и возможностей человека и всех возможностей общества применительно к конкретному человеку, развивая активность самого человека, личности как субъекта этого процесса.

Поэтому для него актуальны  традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, использование таких мощных социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого-педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблемы ребенка, а также методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, коррегирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.)

Вкрапливая педагогический компонент в содержание, технологии и методы всех видов и направлений  работы с конкретными людьми, группами людей - тем самым реализуется социально-педагогический подход в работе социального педагога, посредством которого эта работа становится личностно ориентированной.

В конечном счете вся  деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению  охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений  в социальной среде.

Информация о работе Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы