Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Становление нового демократического, социально ориентированного государства сопровождается изменением моральных, политических, экономических учреждений. Процесс государственных образований заключается в стремлении общества к воспитанию достойного молодого поколения будущего.
Сегодня дети и молодежь - наиболее чувствительная и уязвимая часть населения страны переходного периода. Она нуждается в постоянной защите, помощи и поддержки со стороны государства. Поддержка и защита молодежи должны основываться не на решении проблем за нее, а на предоставлении ей возможности преодолевать их собственными силами в рамках общедоступных пригодных моделей". Субъектами социальной защиты молодежи в Российской Федерации выступают социальные службы для молоди.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика социальной работы в России 5
1.1 Становление и проблемы социальной работы с молодежью 5
1.2 Методы и технологии социальной работы 7
Глава 2 Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы. 21
2.1 Масштаб проблемы домашнего насилия в семье ……….………………...20 2.2 Кризисный центр для жертв насилия в семье «Семья» г. Мос-ква……………………………………………………………………………….23
2.3 Разработка методических советов по предупреждению и преодолению насилия в семье путем разнообразия форм и методов социальной работы с семьей 27
Заключение 36
Список использованной литературы ………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СОЦИОЛОГИИ1.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Поскольку семья представляет собой целостную систему, поэтому проблемы диады «родители - дети» не могут быть решены с помощью психокоррекции только детей или только родителей. Причины неэффективного родительского отношения могут быть разнообразными. Психологическая коррекция позволяет исправить большинство из них. С этой целью используются родительские группы. Параллельная работа (то есть с детьми, и с родителями) позволяет повысить эффективность занятий родительской группы. Личностные проблемы обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем. Основной метод коррекции родительских отношений - когнитивно - поведенческий тренинг. Основным содержанием занятий коррекционных родительских групп является обсуждение и психодраматических воспроизведения типичных ситуаций внутри семейного общения и особенностей взаимодействия с подрастающим ребенком. Можно использовать различные вспомогательные методы психокоррекции.

Метод групповой дискуссии  повышает психолого - педагогическую грамотность  родителей их общую симпатию к ребенку и их проблем, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания.

Метод вербальной дискуссии учит культуре диалога в семье, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать мысли другого человека, в том числе и собственного ребенка.

Метод конструктивного  спора помогает сравнивать разные точки  зрения родителей на позицию детей в решении проблемных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества.

Метод игры позволяет  моделировать и воспроизводить в  контролируемых условиях семейные ситуации. Примером таких игр могут быть:

1 . «Архитектор и строитель» - «строитель» с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены любые действия руками, должен разместить в определенной последовательности кубики на большой карте. При этом каждый из присутствующих должен построить в разных ролях;

2 . «Приятные воспоминания » - необходимо вспомнить и поговорить о чем-то приятном для семьи и одного из родителей, и показать, как это было;

3 . «Неприятные воспоминания» - необходимо вспомнить и проиграть последнюю ссору родителями, а затем поговорить о чувствах, что чувствовали оба.

Метод совместных действий основан на выполнение ребенком и одним из родителей общей задачи, после чего проводится его анализ.

Специальные упражнения на развитие навыков общения. Примером таких упражнений может быть упражнение «Тренинг эффективного вербального общения, в коммуникации один из родителей - ребенок (как строить Я - сообщение)»

Были использованы задачи на основе выборов, которые осуществляются как действия. Цель таких задач - отвлечь семью от интеллектуальных обсуждений, решений, ценностей и образов, и, одновременно сориентировать ее на символическую (но также и реальную) взаимодействие, которая наглядно представляет поведение в семье.

Одной из таких задач на основе выборов является метод «семейной скульптуры», составляя « семейную скульптуру» каждый член семьи создает свой образ семьи, располагая других членов на различные дистанции. Члены семьи могут располагаться, ориентируясь не в реальные взаимоотношения, а на идеальные представления о них.

Другой тип выборов - ответы на вопросы, раскрывающие функ-ционирования семьи (например, «С кем из членов семьи вы часто...?», «С кем из членов семьи вы хотели бы...?"). Они направлены на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восс-тановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей.

Использовались лекции и беседы для родителей по вопросам семейного воспитания, дискуссии, анализ и обсуждение реальных проблем семейного воспитания.

Итак, бурное развитие общества ставит перед центрами социальной работы ответственные задачи. Действительность рождает новые потребности, новые интересы членов общества, в том числе тех, которые нуждаются в социальной помощи, социальной защиты и поддержки.

Заключение

Социальные проблемы молодежи обусловливают необходимость  решения их определенными формами  социальной и социально - педагогической работы.

Тенденции развития современной  семьи порождают много социальных проблем, в решении которых значительную роль должны сыграть социальные службы. Технологии работы в аспекте семейного насилия можно реализовывать как в социальных службах реабилитации семьи, центрах помощи семье и детям, так и в общеобразовательных учреждениях. Такие технологии могут быть разных уровней: профилактический уровень, диагностический уровень, реабилитационный уровень.

Касаясь вопроса классификации  методов социальной работы, следует отметить, что этот компонент социальной работы в специальной литературе находится лишь в стадии становления.

Практическую реализацию методов социальной работы наглядно обнаруживает такое понятие как  « форма социальной работы». Под  формой работы понимают как единичные мероприятия, так и долгосрочные виды социальной работы. Если метод выступает путем, способом достижения цели и решения задачи, то форма выступает способом организации содержания работы, наглядным определенных способов социальной работы. Благодаря формам методы наполняются конкретным содержанием социальной работы.

В решении социальных проблем социальное проектирование находит также все более широкое применение. Цель социального проектирования состоит в организации процесса, который дает начало изменениям в социальной среде. В данном случае проект Кризисный Центр для жертв насилия в семье «» направлен на достижение целей за счет улучшения качества и облегчения доступа к социальным услугам на уровне общин; развития возможностей местных общин по развитию и внедрению инициатив на местном уровне; разработки и апробации инновационных моделей социальных услуг, развития институционального потенциала местных органов исполнительной власти в планировании , внедрении социальных услуг.

Обобщение результатов  исследования позволило сформулировать ряд выводов и предложений, имеющих теоретическое и практическое значение.

1 . Выяснено, что общество должно осознать, что домашнее насилие, независимо от его формы - физическое, экономическое, сексуальное или психологическое, является самой распространенной формой нарушения прав человека. Это явление имеет большие негативные моральные и социальные последствия и является сложной проблемой, требующей своего решения.

2 . Установлено, что для улучшения положения дел в сфере борьбы с насилием в семье возникает необходимость в четкой координации действий, действенном правовом механизме, в системном внедрении информационного механизма что приблизит решения существующей проблемы - насилия в семье.

3 . Обнаружено, что анализ  работы центров социальных служб для семьи, детей и молодежи является полезным для прогнозирования динамики взаимодействия с другими государственными структурами и общественными объединениями в направлении преодоления негативных явлений.

4 . Доказано, что эффективное использование программ по преодолению насилия в семье, через механизм сотрудничества государственных учреждений и общественных объединений, возможно лишь при условии стабильного развития общества, повышения уровня жизни людей, рост их духовно - нравственного потенциала.

Итак, проблема решения насилия в семье актуальна для каждого гражданина, поскольку суть ее в нарушении прав человека и прав члена семьи в семье. К сожалению можно констатировать, что российская семья сегодня не может выполнять все присущие ей функции в полном объеме. Ее признаком стало семейное неблагополучие, получившее чрезвычайного распространения и требует профессионального вмешательства для его преодоления.

Список использованной литературы

  1. Бочарова В.Г Социальная работа: знакомство с профессией. - М., 2009.
  2. Вайнола РХ. Технологии социальной и социально-педагогической работы / / Технологии социальной работы: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.И. Капской. - М., 2010. - C. 14-21.
  3. Гитов Б.А. Социализация детей, подростков и молодежи в сфере досуга / / гуки, 2009 . - 241 с.
  4. Головатый Н.Ф. Социология : курс лекций / Николай Федорович Головатый - М.: Юристъ, 2010 . - [3 - е изд. перераб . и доклада.] . - 304 с .
  5. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью / / Гардарики . - Москва, 2009 . - 142 с .
  6. Ермаков И. Педагогика жизнетворчества: ориентиры для XXI века. - Шаги к компетентности и интеграции в общество: Наук-метод. сб. - М., 2009
  7. Зайнышев И.Г, Злобин ГЕ., Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2009.-№3.-С. 3-9.
  8. Капская А. И. Технологии социальной работы в зарубежных странах : учеб. пособие. / А. И. Капская,Л. Н. Завацкая, С. В. Грищенко. - М.: Издательский Дом « Слово», 2011 . - 248 с.
  9. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом / А. Козлов . - М., 2009, С. 56-58 .
  10. Лещук Ж.В. Модель ООН : Программа и метод . рекомендации к спецкурсу . - М., 2010 . - 160 с .
  11. Молодежная политика в Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trendpolicy.ru/molodezhnaja-politika-v-germanii.html . - Название с экрана.
  12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2009.
  13. Основы социальной работы : Учебник / Отв.ред П.Д.Павленок . - 2- е изд ., Испр . и доп . - М.: ИНФРА - М, 2009 . - 395 с . - ( Серия « Высшее образование » ), - С. 84
  14. Тетерский С.В. Введение в социальную работу : Учебное пособие . - М. : Академический Проект, 2009.- 496 с .
  15. Приходько Н.И. Технология воспитания и практической подготовки социальных педагогов // Школьные технологии. - 2010. - №3. - с. 180-185
  16. Социальная защита молодежи : Вопросы теории и практики . - М.: Изд - во АСОПиР 2009 - 174 с - С. 45
  17. Социальная педагогика: курс лекций / [М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова и др.]. - М. : Владос, 2009. - 297 с.
  18. Социальная педагогика: Учебник. - М. : Финансы, 2010. - 256 с . - С. 27.
  19. Социальная работа: Учеб. Пособие . - 2- е изд ., Перераб . и доп . - Ростов н / Д : Феникс, 2009 . - 480 с . ( Серия «Учебники, учебные пособия») - С. 237.
  20. Социальная работа: учебник / [В. А. Полищук, А. П. Бартош - Пичкар, Н.М. Горишна, Г. В. Лещук, О. Ю. Пришляк; под ред. Н.Г. Ничкало] . - М.: ОАО «ТВПК « Збруч», 2010 . - 330 с .
  21. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М., 2010.
  22. Методология и методы социально-педагогических исследований — Авт.-сост.: С.Я. Харченко, Н.С. Кратинов, А.Н. Чиж, В.А. Кратинова. - Луганск: Альма-матер, 2009. - 216 с.
  23. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 200 с.
  24. Мустаева Ф. А Основы социальной педагогики : Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений . - 2- е изд, перераб . И доп . - М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2009 . - 416 с . - ( Серия " Gaudeamus " ) - С. 235.
  25. Технологии социальной работы : Учебник под обш . ред гтроф . Е.И.Холостовой . - М.: ИНФРА - М, 2009. - 400 с . ( Серия « Высшее образование » ), - С.213 .
  26. Холостова Е.И. Социальная работа : Учеб. пособ. / Е.И. Холостова. - М. : „Дашков и Ко”, 2011. - 692 с.
  27. Шиян А. А. Руководство по социальным технологиям [Електронний ресурс] / А. А. Шиян // Режим доступу: http://soctech.narod.ru.
  28. Школьные Европейские клубы: Руководство / Подгот . и ред .. Д.Шостек; пер . С польск . А.Зельвак . - Варшава: Польский Фонд им . Р. Шумана, 2010 . - 86 с .
  29. Штихт К. прагматичное поколение в состоянии стресса - интервью с КАУСА Хурельманом [Электронный ресурс] / Кристина Штихт. - Режим доступа : http://www.goethe.de/ges/soz/dos/jug/ru1795468.htm . - Доступен от 10.11.2012 .
  30. Шульга В.В. Организационно-педагогическая деятельность социальных служб для молодежи в Российской Федерации: Дис ... на соискание наук. степени канд. пед наук 13.00.05 - социальная педагогика / Валерий Владимирович Шульга. - М., 2009. - 283 с.
  31. Merten R. Autonomie der Sozialen Arbeit . Zur Funktionsbestimmung als Disziplin und Profession / Merten R. - Beltz : Verlag Juventa, 2009. - 190 S

1 Социальная работа: Учеб . Пособие . - 2- е изд ., Перераб . и доп . - Ростов н / Д : Феникс, 2003 . - 480 с . ( Серия « Учебники, учебные пособия » . ) - С. 237.

2 Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - М. : Академический Проект, 2002 .- 496 с .

3 Технологии социальной работы : Учебник под общ . ред . проф . Е.И.Холостовой . - М: ИНФРА - М, 2002 . - 400 с . ( Серия « Высшее образование » ), - С. 135.

4 Социальная работа: Учеб . Пособие . - 2- е изд ., Перераб . и доп . - Ростов н / Д : Феникс, 2003 . - 480 с . ( Серия « Учебники, учебные пособия » . ) - С. 237.

5 Основы социальной работы: Учебник / Отв.ред П.Д.Павленок . - 2- е изд ., Испр. и доп . - М.: ИНФРА - М, 2002 . - 395 с . - ( Серия « Высшее образование »), - С. 84.

6 Основы социальной работы : Учебник / Отв.ред П.Д.Павленок . - 2- е изд ., Испр . и доп . - М.: ИНФРА - М, 2002 . - 395 с . - ( Серия « Высшее образование » ), - С. 84

7 Социальная защита молодежи : Вопросы теории и практики . - М.: Изд - во АСОПиР 1994 - 174 с - С. 45

8 Зайнышев И.Г, Злобин ГЕ., Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1994.-№3.-С. 3-9.

9 Зайнышев И.Г, Злобин ГЕ., Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1994.-№3.-С. 3-9.

10 Зайнышев И.Г, Злобин ГЕ., Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1994.-№3.-С. 3-9.

11 Бочарова В.Г Социальная работа: знакомство с профессией. - М., 1997.

12 Вайнола РХ. Технологии социальной и социально-педагогической работы / / Технологии социальной работы: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.И. Капской. - М., 2009. - C. 14-21.

13 Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

 


Информация о работе Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы