Характеристика технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение основных технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.

В соответствие с поставленной целью задачами данной работы является:

- раскрыть содержание понятия инвалидности применительно к современным условиям;

- проанализировать общее содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями;

- рассмотреть технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Дети с ограниченными возможностями как объект социальной работы 5
1.1. Содержание понятия инвалидности применительно к современным условиям 5
1.2. Понятие детей с ограниченными возможностями 7
Глава 2. Характеристика технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями 10
2.1. Принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями 10
2.2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 19
2.3. Артпедагогические методы и технологии в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

соцраб-детиинвалид.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 
 

    Технологии  социальной  работы,  являясь  весьма  разнообразными,  что  обусловлено  многообразием социального  мира,  можно  дифференцировать  на  собственно  социальные  технологии,  социально-педагогические,  социально-психологические,  социально-медицинские. При  этом  сущность данных  технологий можно  интерпретировать  как  совокупность  методов  и  воздействий  специалистов  по  социальной  работе, направленных на оказание уязвимым слоям и группам населения помощи, поддержки, защиты.  

    Поскольку  в  последнее  время педагоги и  психологи отмечают  тенденцию  увеличения  количества детей дошкольного  и школьного возраста с ограниченными  возможностями, в частности детей  с нарушениями слуха, зрения,  опорно-двигательного  аппарата,  вызванными  врожденными  или  приобретенными  дефектами, хроническими  соматическими  заболеваниями,  особую  актуальность  приобретают  социально-педагогические и социально-медицинские  технологии  социальной  работы.  Работа  с такими  детьми  имеет свою  специфику,  которая рассматривается в рамках  лечебной,  коррекционной или специальной педагогики,  где определяется система педагогических  мероприятий,  направленных  на  предупреждение,  лечение и коррекцию имеющихся нарушений.

    Социальная  реабилитация лиц с ограниченными  возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов 1 группы, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

    Отчет о мировом развитии за 2008 г., выполненный по заказу Всемирного банка и посвященный здоровью населения мира, выдвигает новые критерии оценки состояния здоровья населения и утверждает наиболее эффективные каналы вложения средств в развитие сети национального здравоохранения1. Финансовые инвестиции в охрану материнства и детства, службы планирования семьи, лечение болезней, характерных для детей и подростков, не только улучшают статистику смертности и заболеваемости, но и значительно сокращают показатель суммарных потерь лет здоровой жизни в результате предотвратимой преждевременной смерти. Ценностью становится не просто жизнь, а жизнь без болезней и вызванных ими страданий и ограничений, причем к показателям, связанным с качеством жизни. Относится и социальное функционирование и развитие (численные измерители).

    Целью настоящей работы является рассмотрение основных технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.

    В соответствие с поставленной целью  задачами данной работы является:

    - раскрыть содержание понятия  инвалидности применительно к  современным условиям;

    - проанализировать общее содержание  социальной работы с детьми с ограниченными возможностями;

    - рассмотреть технологии социальной  работы с детьми с ограниченными возможностями.

 

Глава 1. Дети с ограниченными  возможностями как  объект социальной работы

1.1. Содержание понятия инвалидности применительно к современным условиям

 
 

    Согласно  Декларации о правах инвалидов 1 группы (ООН, 1975 г.) инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.

    В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской  Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

    В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции  о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие2.

    В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН  приняла Декларацию о правах умственно  отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов 1 группы, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень.

    Особое  значение для детей-инвалидов 1 группы имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

    В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (ст. 12) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов 1 группы, являются принятые ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для людей с ограниченными возможностями.

    Итак, инвалидность следует понимать не только как физическое состояние, но и как ограничение возможностей, поскольку нарушения телосложения, функций организма или условий окружающей среды снижают активность человека и затрудняют его социальную деятельность. Причиной ограничения возможностей может стать, скажем, недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, необходимых конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку, недостаточное развитие протезно-ортопедической промышленности, неприспособленность среды обитания к специфическим нуждам лиц с ограниченными возможностями.

1.2. Понятие детей с ограниченными возможностями

 
 

    Согласно  Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

    В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида» / «инвалидности», которое было связано  с потерей трудоспособности. При  такой постановке вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны инвалидами. Таким образом, возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

    А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное  хроническими заболеванниями или паталогическими состояниями, резко ограничевающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».

    Однако, хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. Так, например, в английском языке термин «инвалид» вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к детям используется «дети с неспособностями». Избегают так же употреблять следующие наименования: слепой, глухой, заика, - заменяя их такими словосочетаниями как «человек с ослабленными слухом, зрением, речевым развитием». Всемирная Организация Здравоохранения не рекомендует так же использовать термины «идиотия», «имбецильность», «умственная неполноценность». Немецкие дефектологи в обозначении детей с ограниченными возможностями используют словосочетания «дети с нарушениями», «дети с образовательными трудностями». В белорусской дефектологии так же делаются попытки дать более адекватные определения некоторых дефектологических терминов с учетом современных требований.

    Определение инвалидности детям до 16 лет в РФ производит Медико-реабилитационная экспертная комиссия в соответствии с разделом 3 «Определение инвалидности детям» Инструкции по определению инвалидности (2008 год). В соответствии с законодательством с 1.08.1999 г. в зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка ) у ребенка с ограниченными возможностями определяется степень нарушения здоровья. Их четыре (степени):

    1 степень утраты здоровья определяется  при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;

    2 степень утраты здоровья устанавливается  при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

    3 степень утраты здоровья соответствует  2 группе инвалидности у взрослого;

    4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого).

 

Глава 2. Характеристика технологий социальной работы с  детьми с ограниченными  возможностями

2.1. Принципы и направления  работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями

 
 

    Рассмотрим  некоторые принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

    Главное, что должен учитывать социальный работник, - это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. Не только малый вес ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут стать причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития. В первую очередь проводится ранняя социально-реабилитационная работа, ее основная цель - обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки нейтрализовать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей. Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогает членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, которые более эффективно адаптируют их к особенностям ребенка. Эта работа нацелена на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития. Третья цель ранней социально-реабилитационной работы - абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка3.

Информация о работе Характеристика технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями