Характеристика технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение основных технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.

В соответствие с поставленной целью задачами данной работы является:

- раскрыть содержание понятия инвалидности применительно к современным условиям;

- проанализировать общее содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями;

- рассмотреть технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Дети с ограниченными возможностями как объект социальной работы 5
1.1. Содержание понятия инвалидности применительно к современным условиям 5
1.2. Понятие детей с ограниченными возможностями 7
Глава 2. Характеристика технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями 10
2.1. Принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями 10
2.2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 19
2.3. Артпедагогические методы и технологии в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

соцраб-детиинвалид.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    Главное, что должен учитывать социальный работник, - это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а предоставляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. Причем дети, развитие которых существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознание детей, которым лишь грозит риск нарушения развития, может быть затруднено, и характер и формы профессиональных услуг в этом случае также не представляются очевидными. Не только малый вес ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут стать причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития8.

    Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.

2.2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

 
 

    Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист - это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода или на более короткий срок - в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

    По  прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.

    Программа реабилитации - это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановления сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов9.

    Допустим, необходима программа, которая будет  включать следующие мероприятия:

  • медицинские (оздоровление, профилактика);
  • специальные (образовательные, психологические, психотерапевтические, социальные), направленные на развитие общей или точной моторики, языка и речи ребенка, его умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.

    При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с другом и с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

    После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы. Таким образом, программа реабилитации есть цикличный процесс. 

    Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.

    Установлено, что детям удаётся достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

    Однако  некоторый специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом.

    На  первый взгляд ребенок-инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В действительности же этого может не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и определенных факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.

    При всем этом важно помнить, что большинство  родителей хотят участвовать  в развитии своего ребенка.

    На  Западе социально-реабилитационная работа, предполагающая участие родителей, используется немногим более десятка лет. При этом те, кто применяет эту модель на практике, убеждаются в ее преимуществах по сравнению со старой моделью, когда специалисты все свое внимание и все усилия направляли лишь на ребенка, зачастую не проявляя интереса к мнению родителей (например, о том, чему, где и как они хотели бы учить своего ребенка).

    Работая с родителями, необходимо учитывать  разнообразие семейных стилей и стратегий. Даже супруги могут весьма отличаться друг от друга своими установками и ожиданиями. Поэтому то, что оказалось удачным в работе с одной семьей, совсем необязательно будет способствовать успешному партнерству с другой. Кроме того, не следует ожидать от семей одних и тех же, униформных эмоциональных реакций или поведения, одинакового отношения к проблемам. Нужно быть готовым слушать, наблюдать и достигать компромисса,

    Если  ребенок в состоянии принимать  участие в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации. Таким образом представления о потребностях детей расширяются за счет мнения самих детей.

    Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров, поскольку ни один из них не является более важным или значительным, чем другой.

    Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него.

    В силу опыта, образования и тренинга специалист по социальной реабилитации при установлении партнерства с родителями детей с ограниченными возможностями 1 группы должен:

  • избегать униформности и приветствовать разнообразие; слушать, наблюдать и достигать договоренности;
  • спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность, чтобы установить доверительные отношения с родителями;
  • давать необходимые объяснения;  
  • не предпринимать ничего в одиночку.

    Можно наметить пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой родителей - напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника10.

    Рассмотрим  эти тактики.

    Непосредственная  работа с конкретной семьей

    1. Социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его:

  • обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры;
  • старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
  • интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;                          интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тот достиг школьного возраста);
  • отвечает на вопросы родителей;
  • наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его.

    2. Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его:

  • специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком;
  • специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты;
  • демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.

    3. Социальный работник:

  • организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);
  • предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
  • приглашает родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка.
  • самостоятельно или с участием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;
  • организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного процесса;
  • предоставляет родителям письменный отчёт результатов тестирования или оценивания;
  • передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;
  • обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и хранятся в папке;
  • приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;
  • организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах. 

    Опосредованная  работа с конкретной семьей предусматривает следующее:

  • запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю);
  • анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом;
  • представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;
  • письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов;
  • контакты по телефону;
  • выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста;
  • выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий;
  • заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка;
  • проведение родителями на дому игр и занятий;
  • занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;
  • предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;
  • выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;
  • перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.  

Информация о работе Характеристика технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями