Характеристика технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение основных технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.

В соответствие с поставленной целью задачами данной работы является:

- раскрыть содержание понятия инвалидности применительно к современным условиям;

- проанализировать общее содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями;

- рассмотреть технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Дети с ограниченными возможностями как объект социальной работы 5
1.1. Содержание понятия инвалидности применительно к современным условиям 5
1.2. Понятие детей с ограниченными возможностями 7
Глава 2. Характеристика технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями 10
2.1. Принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями 10
2.2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 19
2.3. Артпедагогические методы и технологии в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

соцраб-детиинвалид.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    Непосредственная  работа с группой  родителей предусматривает следующее:

  • встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
  • выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;

    Опосредованная  работа с группой родителей предусматривает следующее:

  • предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;
  • рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам;
  • подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка;
  • организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или Уголке для родителей;
  • подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
  • подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, -оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов;
  • выдача родителям книг на дом или копирование для них нужных фрагментов;
  • рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и; мнения родителей об услугах;
  • подготовка видеопрограммы для родителей;
  • добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией;
  • помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей.

    Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.

    Поэтому, начиная работу с семьей, нужно  познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими  членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа - это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.

    Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка с ограниченными возможностями, полезно использовать следующие ресурсы:

  • работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных;
  • обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев;
  • организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или обсуждать неудачи, находить совместное решение проблемы;
  • использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления зданий специалистов и для рекомендации.родителям.

2.3. Артпедагогические  методы и технологии  в социальной работе  с детьми с ограниченными возможностями

 

    Под  арттерапией  подразумевается  лечение,  основанное  на  занятиях  художественным  творчеством, терапия творческим самовыражением; артпедагогика близка арттерапии и находится с ней в неразрывной связи – она предполагает воспитание и адаптацию детей в социуме при помощи занятий искусством. Суть арттерапии и  артпедагогики  заключается  в  терапевтическом  воздействии  посредством  художественного  творчества, позволяющего  человеку  выражать  свои мысли,  переживания  в  визуально-образной форме. При  этом  продукт изотворчества  истолковывается,  заключенные  в  нем  переживания («личные  смыслы»)  раскодируются,  тем самым  происходит  их  осмысление,  осознание,  обязательная  вербализация  и,  как  следствие,  освобождение  от травмирующего  переживания.  Сам  же  арттерапевтический  процесс  можно  представить  как  непрерывную трехстороннюю  коммуникацию  и взаимодействие  между основными ее  элементами  или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности11

    В  нашей  стране  арттерапия  и  артпедагогика  начинают  формироваться  только  сейчас.  Ограниченное количество  исследований  по  данной  проблеме,  недостаточное  их  освещение  в  научно-методической литературе, не дают возможности широкого практического применения методик арттерапии и артпедагогики в образовании и социальной работе, хотя потребность в этом становится все более очевидной. Быстро растущий интерес  к  разнообразным  направлениям  терапии  творчеством  объясняется  эффективностью  ее  применения  в реабилитационных  центрах,  что  обусловлено  ориентацией  арттерапии  и  артпедагогики  на  присущие  каждому человеку потенциал мыслей, чувств, самоисцеления, стремления к гармонии, творчеству. 

    Кроме  того,  арттерапия  и  артпедагогика  обладают  преимуществами  перед  другими формами  работы  с  детьми:  поскольку,  во-первых,  они  не  имеют  ограничений  в  использовании (любой  ребенок  не  зависимо  от возраста,  имеющегося  нарушения,  художественных  способностей  может  участвовать  в  такого  рода деятельности). А во – вторых, арттерапия  и артпедагогика вызывают положительные эмоции, помогают людям преодолеть  апатию,  сблизиться  с  окружающими,  стимулируют  самопознание  и  самовыражение,  мобилизуют творческий  потенциал  и  внутренние  механизмы  исцеления.  Арт-работа  не  ставит  своей  целью  создание «высокохудожественных произведений», она делает акцент на свободном самовыражении ребенка посредством любых материалов для устранения определенных проявлений его болезни, решения «внутренних» (связанных с самочувствием и настроением) и «внешних» (связанных с взаимоотношениями с окружающими) проблем.

    Поэтому  в  настоящее  время  можно  выделить  несколько  направлений  использования  искусства  в социальной  работе:  психофизиологическое (коррекция  психосоматических нарушений), психотерапевтическое (воздействие на эмоциональную сферу) и социально-педагогическое.  

    Арт-работа  включает  в  себя музыкотерпию,  изотерапию,  кинезитерапию. (от  слова -  танец,  движение), куклотерапию,  библиотерапию.  Однако  наиболее  распространена  в  работе  с  детьми  с  ограниченными возможностями изотерапия (рисование, лепка). Поскольку изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха показало, что занятия рисованием способствуют  преодолению причин,  которые порождают вторичные отклонения,  возникающие на  фоне  первичных нарушений (задержка  психического  развития,  речевые расстройства,  нарушения познавательной деятельности,  отсутствие  уверенности в себе,  нарушение общения с окружающими,  эмоциональные расстройства).

    Арттерапевтическая  и  артпедагогическая  работа  с  детьми,  имеющими  различный  характер  нарушений имеет  свою  специфику. Особую  ценность  артпедагогика  может  иметь  для детей, испытывающих  трудности  в вербализации своих переживаний из-за речевых нарушений; рисование позволит родителям таких детей лучше понять  своего  ребенка.  При этом  основной  акцент  делается  на  обговаривании выполненных рисунков, сочинении совместно с родителями сказок на основе их, разнообразных звукоподражаниях в ходе рисования.

    Интересных  результатов  добиваются  взрослые,  работая  с  детьми  с  нарушениями  опорно-двигательного аппарата. Для  данной категории детей предлагаются специальные способы рисования: рисование кистью руки, рисование  рукой  ребенка  при  помощи  взрослого;  использование  специальных  приспособлений  для фиксирования  движения  руки  ребенка  и  удержания  изобразительного  материала,  работа  с  готовыми изобразительными формами, аппликация на основе фотографий и т.д12

    Для детей имеющих нарушения зрения работа основана на осязательных ощущениях, их обыгрывании и вербализации.  Она  организуется  по  двум  направлениям:  лепка  пластическими  объемными  материалами (пластилин,  сминание  бумаги,  песок,  глина)  и  работа  с текстурой (ткань и другие  материалы,   имеющие разнофактурную поверхность). Дети  с нарушениями слуха, при условии целенаправленной и систематической работы  достигают самых поразительных результатов в изобразительной деятельности,  что  обусловлено формированием у них компенсаторных механизмов, обостряющих зрительное восприятие. 

    Ценность  арттерапии и артпедагогики заключается  в эффективном применении их в  домашних условиях, поскольку  одним  из  условий  нормального  физического  и  психомоторного  развития  ребенка является  его эмоционально-положительное общение со  взрослыми и особенно  с родителями,  чему  свидетельствует многочисленный  зарубежный и отечественный опыт. Занятия изотерапией оказывают положительное влияние не  только  на  ребенка (расширение  познаний  об  окружающем  мире,  развитие  всех  психических  функций, интенсивное развитие речи, формирование позитивного отношения к себе и окружающим) но и на всю семью, улучшая ее микроклимат, способствую познания друг друга.

    Таким образом, благодаря объединению  всех возможностей артпедагогики и  артперапии в формировании детей  с  ограниченными  возможностями  становится  целесообразным  говорить  о  применении  специальной технологии  развития  личности  ребенка,  в  основе  которой лежит процесс коррекционно-педагогического воздействия средствами  разных  видов искусств.  При этом,  арттерапия  и артпедагогика оказывают интегрирующее воздействие через все виды  занятий искусством  на  систему социальных  связей  личности  и отношений, поведенческих  стратегий;  следствием чего  является  адаптация ребенка  в коллективе  сверстников, обогащение и расширение его социальных связей (адаптация ребенка к жизни). Достижение таких результатов возможно только при сотрудничестве социальных работников и родителей, их активности, заинтересованности, оптимистичном настроение,  систематическом и раннем их применении  в  зависимости от характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии. 

 

Заключение

 
 

    Итак, основная цель социально-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями - обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.

    Проведение  ранней социально-реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.

    Третья  цель ранней социально-реабилитационной работы - абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен относится к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.

    Существуют  шесть компонентов успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому:

  • регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости, - раз в неделю, в две недели или в шесть недель);
  • подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;
  • использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
  • привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;
  • внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье);
  • организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).

    Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию  родителей к сотрудничеству.

Информация о работе Характеристика технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями