Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:48, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение основных технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
В соответствие с поставленной целью задачами данной работы является:
- раскрыть содержание понятия инвалидности применительно к современным условиям;
- проанализировать общее содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
Введение 3
Глава 1. Дети с ограниченными возможностями как объект социальной работы 5
1.1. Содержание понятия инвалидности применительно к современным условиям 5
1.2. Понятие детей с ограниченными возможностями 7
Глава 2. Характеристика технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями 10
2.1. Принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями 10
2.2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 19
2.3. Артпедагогические методы и технологии в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Непосредственная работа с группой родителей предусматривает следующее:
Опосредованная работа с группой родителей предусматривает следующее:
Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.
Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа - это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка с ограниченными возможностями, полезно использовать следующие ресурсы:
Под арттерапией подразумевается лечение, основанное на занятиях художественным творчеством, терапия творческим самовыражением; артпедагогика близка арттерапии и находится с ней в неразрывной связи – она предполагает воспитание и адаптацию детей в социуме при помощи занятий искусством. Суть арттерапии и артпедагогики заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества, позволяющего человеку выражать свои мысли, переживания в визуально-образной форме. При этом продукт изотворчества истолковывается, заключенные в нем переживания («личные смыслы») раскодируются, тем самым происходит их осмысление, осознание, обязательная вербализация и, как следствие, освобождение от травмирующего переживания. Сам же арттерапевтический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности11.
В нашей стране арттерапия и артпедагогика начинают формироваться только сейчас. Ограниченное количество исследований по данной проблеме, недостаточное их освещение в научно-методической литературе, не дают возможности широкого практического применения методик арттерапии и артпедагогики в образовании и социальной работе, хотя потребность в этом становится все более очевидной. Быстро растущий интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения в реабилитационных центрах, что обусловлено ориентацией арттерапии и артпедагогики на присущие каждому человеку потенциал мыслей, чувств, самоисцеления, стремления к гармонии, творчеству.
Кроме того, арттерапия и артпедагогика обладают преимуществами перед другими формами работы с детьми: поскольку, во-первых, они не имеют ограничений в использовании (любой ребенок не зависимо от возраста, имеющегося нарушения, художественных способностей может участвовать в такого рода деятельности). А во – вторых, арттерапия и артпедагогика вызывают положительные эмоции, помогают людям преодолеть апатию, сблизиться с окружающими, стимулируют самопознание и самовыражение, мобилизуют творческий потенциал и внутренние механизмы исцеления. Арт-работа не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений», она делает акцент на свободном самовыражении ребенка посредством любых материалов для устранения определенных проявлений его болезни, решения «внутренних» (связанных с самочувствием и настроением) и «внешних» (связанных с взаимоотношениями с окружающими) проблем.
Поэтому в настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в социальной работе: психофизиологическое (коррекция психосоматических нарушений), психотерапевтическое (воздействие на эмоциональную сферу) и социально-педагогическое.
Арт-работа включает в себя музыкотерпию, изотерапию, кинезитерапию. (от слова - танец, движение), куклотерапию, библиотерапию. Однако наиболее распространена в работе с детьми с ограниченными возможностями изотерапия (рисование, лепка). Поскольку изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха показало, что занятия рисованием способствуют преодолению причин, которые порождают вторичные отклонения, возникающие на фоне первичных нарушений (задержка психического развития, речевые расстройства, нарушения познавательной деятельности, отсутствие уверенности в себе, нарушение общения с окружающими, эмоциональные расстройства).
Арттерапевтическая и артпедагогическая работа с детьми, имеющими различный характер нарушений имеет свою специфику. Особую ценность артпедагогика может иметь для детей, испытывающих трудности в вербализации своих переживаний из-за речевых нарушений; рисование позволит родителям таких детей лучше понять своего ребенка. При этом основной акцент делается на обговаривании выполненных рисунков, сочинении совместно с родителями сказок на основе их, разнообразных звукоподражаниях в ходе рисования.
Интересных результатов добиваются взрослые, работая с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для данной категории детей предлагаются специальные способы рисования: рисование кистью руки, рисование рукой ребенка при помощи взрослого; использование специальных приспособлений для фиксирования движения руки ребенка и удержания изобразительного материала, работа с готовыми изобразительными формами, аппликация на основе фотографий и т.д12.
Для детей имеющих нарушения зрения работа основана на осязательных ощущениях, их обыгрывании и вербализации. Она организуется по двум направлениям: лепка пластическими объемными материалами (пластилин, сминание бумаги, песок, глина) и работа с текстурой (ткань и другие материалы, имеющие разнофактурную поверхность). Дети с нарушениями слуха, при условии целенаправленной и систематической работы достигают самых поразительных результатов в изобразительной деятельности, что обусловлено формированием у них компенсаторных механизмов, обостряющих зрительное восприятие.
Ценность арттерапии и артпедагогики заключается в эффективном применении их в домашних условиях, поскольку одним из условий нормального физического и психомоторного развития ребенка является его эмоционально-положительное общение со взрослыми и особенно с родителями, чему свидетельствует многочисленный зарубежный и отечественный опыт. Занятия изотерапией оказывают положительное влияние не только на ребенка (расширение познаний об окружающем мире, развитие всех психических функций, интенсивное развитие речи, формирование позитивного отношения к себе и окружающим) но и на всю семью, улучшая ее микроклимат, способствую познания друг друга.
Таким образом, благодаря объединению всех возможностей артпедагогики и артперапии в формировании детей с ограниченными возможностями становится целесообразным говорить о применении специальной технологии развития личности ребенка, в основе которой лежит процесс коррекционно-педагогического воздействия средствами разных видов искусств. При этом, арттерапия и артпедагогика оказывают интегрирующее воздействие через все виды занятий искусством на систему социальных связей личности и отношений, поведенческих стратегий; следствием чего является адаптация ребенка в коллективе сверстников, обогащение и расширение его социальных связей (адаптация ребенка к жизни). Достижение таких результатов возможно только при сотрудничестве социальных работников и родителей, их активности, заинтересованности, оптимистичном настроение, систематическом и раннем их применении в зависимости от характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии.
Итак, основная цель социально-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями - обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.
Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.
Третья цель ранней социально-реабилитационной работы - абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен относится к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.
Существуют шесть компонентов успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому:
Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.