Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 17:12, контрольная работа
Целью данной работы является изучение основных теорий мотиваций труда. Постановка такой цели обусловила ряд задач:
- проанализировать основные понятия, связанные с мотивацией в трудовой деятельности;
- дать обзор и краткие характеристики основным теориям мотивации, предлагаемых учеными;
- провести социологический опрос, связанный с темой мотивации персонала на предприятии.
Введение 3
1. Мотив, стимул, потребность как основы теории мотивации 4
2. Процессуальные и содержательные теории мотивации 7
3. Исследование мотивации персонала отдела предприятия 15
Заключение 19
Список литературы 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по курсу:
«Экономическая социология и методика
и техника конкретного социологического
исследования»
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Исследование мотивации в трудовой деятельности представляет определенный интерес с точки зрения управленческой практики и, прежде всего, в формировании деятельности кадровых служб предприятия. Взаимодействуя с персоналом, руководитель неизбежно сталкивается с проблемой эффективности выполнения трудовых обязанностей. Возникает вопрос – насколько такая эффективность в конкретном случае зависит от заинтересованности персонала. Трудовой коллектив представляет собой сложную социально-экономическую систему, включающую в себя в качестве элементов сотрудников предприятия, их личностные и социальные характеристики, их связи между собой и между другими системами. Для повышения эффективности управления представляется логичным изучение такой характеристики как мотивация к труду: зная о многообразии мотивов трудовой деятельности, учитывая их, можно планировать и реализовывать кадровую политику, определять перспективы карьерного роста для конкретных участников трудовой деятельности, формировать стратегию продвижения персонала.
Целью данной работы является изучение основных теорий мотиваций труда. Постановка такой цели обусловила ряд задач:
-
проанализировать основные
-
дать обзор и краткие
-
провести социологический опрос, связанный
с темой мотивации персонала на предприятии.
Как уже было сказано выше, эффективное управление невозможно без понимания того, чем руководствуются сотрудники, исходя из каких соображений они выполняют свои обязанности.
Мотивацию
можно определить как процесс
побуждения человека к деятельности
для достижения цели. Предполагается,
что на данный процесс оказывает влияние
такие факторы, как мотивы, потребности,
стимулы. Схематически взаимосвязь основных
понятий теории мотивации, можно проиллюстрировать
рис. 1.
Рис.
1.
Мотив – это повод, побуждение к какому-либо действию. Мотив определяет, что и как нужно делать для достижения поставленной цели. Предполагается, что формирование мотивации представляет собой несколько последовательно проходящих стадий1.
1)
Возникновение потребности (
2) Разработка стратегии и поиск путей решения (приготовить пишу или пообедать в кафе, поступить в вуз или заняться самообразованием);
3)
Определение тактики
4) Удовлетворение потребности и получение вознаграждения – материального или духовного.
Исходя из определения процесса мотивации, можно определить, что интересы и потребности являются ключевыми понятиями, источником возникновения мотива. Потребность – это внутренняя движущая сила человека, его необходимость в чем-либо. Появление потребности обусловлено взаимодействием человека с внешней средой.
Потребности невозможно осязать, об их наличии можно говорить только при анализе поведения людей, так как потребности с целью их удовлетворения «подталкивают» людей к действиям. Результатом достижения цели может быть полное, частичное или отсутствие удовлетворения потребностей. Факт удовлетворения одних потребностей стимулирует работников к увеличению своего трудового вклада в производство с целью удовлетворения других потребностей. Если разрыв между потребностями и возможностью их удовлетворения становится большим и работник не получает от своего труда соответствующую долю благ – эффективность труда уменьшается2.
Ф.Энгельс делил потребности на физические, интеллектуальные и социальные. Рассматривая эти виды потребностей, другие ученые делили каждую на более узкие группы: материальные, социально-психологические, территориальные, духовные, социальные3.
Потребности играют важнейшую роль в общем процессе мотивации трудового поведения. Когда эти потребности осознаются работниками, то их поведение выстраивается уже в свете этих осознанных интересов. В этом случае потребности принимаются конкретную форму – форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам. Под интересом в данном случае понимается выразитель направленности движения, то есть характеризует целевую функцию потребностей. Также интерес может пониматься как стремление достигнуть определенных материальных результатов, как мотивированная модель действий, качественный аспект потребностей.
Не менее важным в процессе удовлетворения потребностей является понятие стимула. Существует широко распространенное заблуждение, что стимул и мотивация, награда – это равнозначные понятия. На самом деле, само происхождение слова «стимул» показывает однобокость этой трактовки. Стимул происходит от латинского «stimulus», буквально — остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало4. Таким образом, правильнее будет говорить, что стимул – это побуждение к действию, причина действия человека. В современном понимании различаются четыре основные формулы стимулов5:
1.
Принуждение. Метод активно
2.
Материальное поощрение. Сюда
относятся стимулы в
3.
Моральное поощрение. Стимулы,
направленные на
4. Самоутверждение. Эта группа стимулов стоит особняком и может определяться как внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без определенного внешнего воздействия. Такими силами может стать, к примеру, желание написать диссертацию, спроектировать и построить мост, написать и опубликовать книгу. Подобный уровень стимула доступен только высокоразвитым личностям.
Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.
Подводя итоги, можно обозначить основные определения теории мотивации труда:
Мотивы – определенные действия, внутренние и внешние движущие силы;
Стимулы труда – побуждение к действию или причина поведения человека в процессе труда;
Потребности
– нужда в чем-то, объективно необходимом
для поддержания
В настоящее время существующие теории мотивации можно условно разделить на две группы.
Первая
группа теорий изучает такие центральные
человеческие потребности и мотивы,
как базисные (первичные) потребности
основного уровня или потребности
более высокого порядка, человеческие
потребности в поддержании
Практика показывает, что применение только процессуальных или только содержательных теорий мотивации встречается редко, гораздо чаще применяется интегративный подход, так как применение только содержательных или только процессуальных теорий связано с рядом ограничений. В части содержательных теорий представляется невозможным выявить универсальные потребности и мотивы, т.е. наиболее важные и эффективные для каждого, независимо от времени и места. Кроме того, воздействие конструктивных элементов содержательных теорий на поведение и результаты выполнения работы часто видится иллюзорным и
непрямым. Недостатком процессуальных теорий можно назвать то, что в них нет подробного изложения механизмов того, как определенные потребности и мотивы ведут к определенному поведению6.
Предлагается рассмотреть несколько наиболее известных теорий мотиваций и начать с представителей группы содержательных подходов – Маслоу, Герцебрга, Макклеланда и Альдерфера.
Пожалуй, наибольшую известность в середине XX века приобрела концепция мотивации поведения человека, разработанная Абрахамом Маслоу и получившая название теории иерархии потребностей. В качестве основы для изучения мотивации Маслоу рассматривает пять групп человеческих потребностей, которые, по его мнению, имеют иерархическую структуру: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в привязанности и принадлежности, потребности в уважении, потребности самоактуализации. Данные потребности Маслоу называет конативными (побудительными) и прямо связывает их с мотивацией. Кроме того, Маслоу относит к базовым также когнитивные (познавательные) и эстетические потребности, не встраивая их в общую иерархическую систему. Теория человеческих потребностей А. Маслоу дала весьма полезное описание мотивов трудового поведения. Сегодня она заслуженно считается классической мотивационной теорией содержательного типа. Основная критика теории А. Маслоу сводится к тому, что в ней не удалось учесть индивидуальные отличия людей и те отличия, которые обуславливаются ситуационными составляющими. Объясняя несостоятельность претензий по поводу учета индивидуальности при разработке мотивационной теории, Маслоу пишет: «Я обнаружил, что она (иерархия потребностей) является своего рода шведским столом, где люди могут выбрать то, что им по вкусу, и взять столько, сколько им хочется»7.
Развитие содержательных концепций мотивации во второй половине XX века характеризовалось признанием потребностей как главной побудительной причины человеческой активности и возрастанием роли сознания человека в формировании его поведения. Большую известность в этот период приобрела теория «существования — причастности — роста» (E-R-G) Клейтона Альдерфера. К. Альдерфер для объяснения мотивации выделяет три группы потребностей: потребности существования, причастности и роста8.
Рассматриваемые данным автором потребности по своему содержанию весьма близки к базовым потребностям Маслоу, различие же состоит в подходах к их группировке. Альдерфер также исходит из предположения, что потребности можно упорядочить в виде иерархии, однако его трактовка принципа иерархии отличается от той, которую обосновывает Маслоу. Альдерфер соглашается с Маслоу, что если потребности более низкого уровня удовлетворены, то человек стремится удовлетворить потребности более высокого уровня. Но если стремление к удовлетворению высших потребностей сталкивается с затруднениями, то, по его мнению, возрастает действие потребности более низкого уровня, на что и переключается внимание человека, т.е. происходит переключение на более конкретную потребность, что обеспечивает обратный ход сверху вниз. Таким образом, Альдерфер допускает, что процесс мотивации может развиваться в направлении как к высшим, так и к низшим потребностям.