Этнополитические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Этнополитические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.
Сравнительное изучение, этнополитических конфликтов свидетельствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнополитических конфликтов, ученые обнаружили:
1) этничность — одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты — древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;
2) этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этническую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осознанным;
3) этнополитические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений — классовые, экономические, правовые, экологические.

Содержание

Содержание
Введение
1 Сущность этнополитических конфликтов
1. 1 Происхождение, причины и особенности этнополитических конфликтов
1. 2 Этнополитические конфликты в России
2. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе
2. 1 Особенности этнополитических отношений на Северном Кавказе
2. 2 Национальная политика на Северном Кавказе
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

- в сфере укрепления безопасности и правопорядка: обеспечение действенной защиты населения Чечни и граничащих с ней дагестанских, ставропольских, ингушских сел от бандитских нападений; усиление мер по предотвращению проникновения в Чечню, Дагестан, Ингушетию и Ставрополье боевиков и оружия; перечисленным республикам временно придать особый статус до полного урегулирования ситуации;

- в этнополитической сфере: обеспечение реализации государственной национальной политики на Северном Кавказе; подписание договоров, в том числе об урегулировании отношений и сотрудничестве между Северной Осетией — Аланией и Ингушетией и др.; формирование системы коллективного рассмотрения северокавказских этнополитических проблем и выработка рекомендаций органам власти;

- в сфере межгосударственных отношений: создание государственной системы мониторинга этнополитической ситуации в регионе для выполнения функции прогнозирования и раннего предупреждения возможных конфликтов и т.д.; достижение договоренностей о приграничном сотрудничестве, совместных программах в области образования, культуры, языка, сохранения традиций и т.д.

- в духовной сфере: активная пропаганда идеи духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия с учетом традиций и обычаев кавказских народов; направление усилий на сохранение и развитие самобытных культурных традиций северокавказских и других российских народов, проживающих в регионе; оказание всемерного содействия в реализации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью, на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения, в том числе и путем создания национально-культурных автономий как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности и т.д.

- не следует тиражировать и навязывать модель действий, которая показала на практике свою несостоятельность. Так, в двухсторонние конфликты на Кавказе нередко оказывается втянутой «третья сила» — федеральный центр, на который тут же перекладывается вся ответственность за события, а участники объединяются в борьбе против «арбитра». Это порочная практика, так как за конфликты внутри субъектов Федерации должны нести ответственность их руководители и народ;

- пропагандировать новые организационно-правовые подходы (общекавказских механизмов выхода из этнополитических конфликтов, так как внутринациональный потенциал выхода уже исчерпан);

- не допустить нарастания напряженности в относительно благополучном западном секторе Кавказского региона (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Краснодарский край);

- осуществить мораторий на изменение территориальных границ субъектов Федерации. Поэтому принципиально важное значение имеет инициатива Президента России и Председателя правительства об объявлении на ближайшие 15 — 20 лет моратория на изменение территориальных границ субъектов Федерации;

- обеспечить свободное расселение и проживание граждан любой национальности на любой территории;

- активизировать работу с политическими элитами, общественностью в Центре и регионах, с религиозными деятелями основных конфессий для консолидации усилий перед угрозой экспансии религиозного экстремизма, отвергающего идеи межнационального и межконфессионального сотрудничества, строительства в России гражданского общества;

- необходимо развязать «чеченский узел»: нейтрализовать его вооруженный этап, маневрируя различными рычагами воздействия на общество и руководство, и реализовать мероприятия по стабилизации жизни в республике, что предполагает:

а) в финансовой области — выделение средств Чечне для поддержки социально значимых сфер (пенсии, здравоохранение, образование, правоохранительная система), но при оговариваемых федеральным центром условиях использования и контроля средств;

б) совместную разработку и реализацию программ восстановления и развития Чеченской Республики;

в) подключение к восстановительной работе в Чечне средств Российской Федерации и других внебюджетных средств;

г) использование потенциала полномочного представительства и создание органов власти в Чечне;

д) в сфере транспортировки нефти — обеспечение работы нефтепровода через Чечню. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Кавказ  — важнейший регион, где сегодня проходят испытание на прочность не межнациональные отношения, но и вся модель национально-государственного устройства России и система федеративных отношений. Не только России нужен Северный Кавказ и Северному Кавказу нужна Россия.

      Анализ  динамики политического процесса на Северном Кавказе позволяет выделить не только его этапы и главные  тенденции, но и зафиксировать также  неравномерный потенциал государственной  власти в политическом пространстве региона. Официальные лидеры регионального уровня (президенты, главы правительств и парламентов) нацелены большей частью на деятельность преимущественно внутри собственных республик, оппозиционеры — на развитие политических связей на межреспубликанском уровне. Именно эта тенденция потребовала активного вмешательства федерального центра.

      Содержание  этнополитического процесса в регионе  различается по группам республик  в зависимости от этнического  состава их населения. Большая внутренняя стабильность при доминировании республиканской власти фиксируется в республиках с ярко выраженным этническим большинством титульного этноса (исключая Чечню), меньшая политическая стабильность — в полиэтничных республиках, с характерной ориентацией на федеральную власть (Карачаево-Черкесия, Дагестан). Особенностью политической ситуации в этих республиках является ее трудная прогнозируемость, объясняющаяся неравновесностью действующих здесь политических сил.

      Регионально-интеграционную тенденцию на протяжении 90-х гг. более  выражено развивали преимущественно оппозиционные силы, опиравшиеся на зарубежное финансирование. Ее можно фиксировать большей частью как негативную, направленную на сепаратизм. Активизация интеграционной политики как позитивной, ориентированной на укрепление единства Северного Кавказа на пророссийской почве, наблюдается с середины 1999 г., с начала подготовки и создания Южного административного округа, учреждения региональных административно-информационных структур, направленных на создание достаточно плотной системы связей в коммуникационном пространстве региона.

      Интересы  политических субъектов не совпадают: центральная власть стремится формировать  Северный Кавказ как единый политический регион страны, местные политико-управленческие элиты проводят политику, направленную на республиканскую обособленность и выстраивание вертикального взаимодействия с центром. В этих условиях декларирование идеи кавказской интеграции со стороны радикально настроенных оппозиционных политических организаций подрывает ее позитивный потенциал.

      В качестве главного противоречия политического  процесса на региональном уровне можно  выделить борьбу сил, утверждающих современный  тип государственности, который  во всем мире характеризуется полиэтничностью  населения, защитой прав личности, а  не социальных групп, и сил, отстаивающих ценности локального общества, защитить которое призвано этнократическое государство. Однако для северокавказских республик развитие данного противоречия имеет драматический характер, связанный с полиэтничностью, достаточно высоким уровнем этнической обособленности и стремлением каждой из этногрупп к повышению своих политических позиций. В сфере этнополитических конфликтов, как и во всех других действенно правило: конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешать. Именно поэтому национальная политика государства должны быть направлена для решения назревших и предотвращения последующих этнополитических конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 

      Библиографический список 

1. Бабосов  Е. М. Конфликтология: Уч. пособие  для студентов ВУЗов,--Мн: Тетра Системс, 2000.

2. Барбашин М.Ю. К понятию этнополитического конфликта // Южнороссийское обозрение.

3. Ворожеейкин  И. Е., Кибанов А. Я., Захаров  Д. К. Конфликтология: Учебник.—М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Запрудский Ю.Г. Региональные конфликты на Северном Кавказе // Региональный политический конфликт / Отв. ред. В.Н. Коновалов. Ростов н/Д, 2003.

5. Политическая  конфликтология: Учебное пособие/  Под ред. С. Ланцова.—СПб.: Питер, 2008.—319 с.:ис.—(Серия «Учебное пособие»). ISBN 978-5-91180-681-1

6. Макеев В.В., Гулиев М.А. Политическая толерантность в межэтнических конфликтах. Монография. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России 2004.

7. Мацнев А.А., Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования //Социально-политический журнал. 1996г. №4.

8. Тишков В. А., О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. № 4.

  

Информация о работе Этнополитические конфликты