Шпаргалка по "Правам человека"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:04, шпаргалка

Описание работы

1)предмет ,метод курса «права человека»
2)Позитивистская и естественно-историческая концепция прав человека.
3. Определение понятия и содержание прав человека

Работа содержит 1 файл

права человека (экзамен).docx

— 101.07 Кб (Скачать)

1) связаны с неблагоприятными  условиями (угроза или лишение  определенных ценностей) для осуществления  собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание  и одновременно на удовлетворение  интересов противостоящей стороны  в правоотношении и общественных  интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении  объема возможностей, свободы, а  значит, и прав личности, что осуществляется  с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и  т.п., сводящих разнообразие в  поведении субъектов до определенного  "предельного" состояния; 

3. Способы ограничений  прав и свобод человека

Способы (формы) ограничения  прав и свобод могут быть различными: а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);

б) запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);

в) вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);

г) обязанность;

д) ответственность.

В современном российском праве действует правило - ограничения  прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. ПРАВО НА  УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ — право (конституционная возможность) на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям. Такое право принадлежит каждому, и его реализация связана главным образом с доступностью учреждений культуры. Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяют, что культурная Деятельность является неотъемлемым правом каждого человека; каждый имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей.

Федеральный закон от 29 декабря  1994 г. "О библиотечном деле" закрепляет право каждого гражданина независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, отношения к религии на библиотечное обслуживание. В соответствии с Основами законодательства РФ от 30 мая 1993 г. "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" (ст. 20) документы государственной части архивного фонда России и справочники к ним предоставляются для использования всем физическим и юридическим лицам. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ. Органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманизации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций (школ искусств, студий, курсов), сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства. В частности, целям создания и развития музейного фонда и музеев РФ служит Федеральный закон от 26 мая 1996 г. "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", устанавливающий запрет на ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры.

Право на участие в культурной жизни - право (конституционное возможность) для внедрения в культурных ценностей  во всех сферах культурной деятельности, доступе к публичной библиотеки, музеи, архивы и другие коллекции. Это  право принадлежит всем, и ее осуществление  в основном из-за доступности учреждений культуры. Основы законодательства России о культуре определить, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого человека, каждый человек  имеет право на доступ к культурным ценностям, доступ к публичной библиотеки, музеи, архивы, на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей.

 

21. СВОБОДА  ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТА  ЖИТЕЛЬСТВА — конституционное право каждого, кто законно пребывает на территории РФ, беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее. Местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и т. п.). Место жительства — это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. Таковым является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.).

Федеральный закон от 20 марта  2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" под жилищем понимает индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно и иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Реализация права на выбор места пребывания и жительства, свободу передвижения связана с соблюдением установленного законом порядка, а также с определенными ограничениями. Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в ст. 6 устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, не позднее 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел либо в местной администрации (в населенных пунктах, где нет органов внутренних дел). Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июня 1995 г. № 713. Федеральным законом от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" определены порядок оформления и выдачи документов российским гражданам, порядок их выезда за пределы РФ и основания ограничения этого права. Закон устанавливает также порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок их транзитного проезда через территорию РФ.

 

22. Право на публичную информацию (ст.29)

       1. Каждому  гарантируется свобода мысли  и слова. 

       2. Не  допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

       3. Никто  не может быть принужден к  выражению своих мнений и убеждений  или отказу от них. 

       4. Каждый  имеет право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом. Перечень  сведений, составляющих государственную  тайну, определяется федеральным  законом. 

       5. Гарантируется  свобода массовой информации. Цензура  запрещается.

       Часть 4 статьи конкретизирует ч.1, поскольку свобода информации, понимаемая как сообщения о фактах, убеждениях, идеях, является элементом свободы мысли и слова (В законодательстве информация также определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 20 февраля 1995г.). Здесь перечислены действия, связанные с информацией, которые могут свободно осуществляться личностью. В этой же части статьи установлено ограничение на действия с информацией, составляющей государственную тайну. Закон РФ «О государственной тайне» и Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», от 30 ноября 1995г. содержат определение сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны. Этот перечень является исчерпывающим.

       Часть  5 устанавливает свободу издательской  деятельности средств массовой  информации. Запрещается цензура.  Эти положения также закреплены  в Законе РФ «О средствах  массовой информации» от 27 декабря  1991г. Статья 3 этого Закона запрещает  цензуру как требование должностных  лиц, государственных органов,  организаций, учреждений, общественных  объединений предварительно согласовывать  с ними сообщения и материалы,  подготовленные редакциями средств  массовой информации (кроме случаев,  когда должностное лицо является  автором или интервьюируемым).

       Ограничения  свободы деятельности средств  массовой информации могут быть  введены лишь на основании  Федерального закона «О чрезвычайном  положении» от 17 мая 1991г. (см. комментарий  к ст.56).

       Чрезвычайное  положение согласно п.«а» ст.4 этого Закона устанавливается при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, межнациональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, угрозе жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов.

       В этих  условиях возможно ограничение  свободы печати и других средств  массовой информации путем введения  предварительной цензуры; допускается  временный арест печатной продукции  (ст.9 Закона).

       В настоящее  время законодательство о средствах  массовой информации интенсивно  развивается. Законом «О средствах  массовой информации» признано  право граждан, иностранцев и  лиц без гражданства на учреждение  средства массовой информации  при условии соблюдения установленных  Законом процедур. Особенностью  настоящего периода становления  свободы массовой информации  является право на их учреждение  государственными органами (или  участие последних в качестве  соучредителей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.  Право  граждан на обращения в органы  государства и муниципальных  образований

Такое право закреплено ст. 33 Конституции России: «Граждане  Российской Федерации имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения  в государственные органы и органы местного самоуправления». В этой статье Конституции речь идет о важнейшем  элементе демократически организованного  общества. Обращения граждан к  субъектам власти — главное средство реализации, защиты прав. С другой стороны, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов  власти, исправить их ошибки. Обращения  можно рассматривать и как  форму обратной связи, по каналам  которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

Принятый 16 декабря 1997 г. Свердловский областной закон «Об обращениях граждан» различает предложения, заявления, жалобы, ходатайства.

В законе использованы такие  понятия:

• предложения — обращения  граждан, направленные на улучшение  деятельности органов и должностных  лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и  других сфер деятельности общества и  государства;

• заявления — обращения  граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством  Российской Федерации и Свердловской области;

• жалобы — обращения  граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов;

• ходатайства - - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод;

• коллективные обращения  граждан - - обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.

Московский закон, кроме  того, выделяет петиции — «коллективные  обращения граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства».

 

24.Право на свободу и личную неприкосновенность.

Право самостоятельно определить свои поступки, располагать собой, своим  временем.

Право на свободу  и личную неприкосновенность

Личная неприкосновенность - одно из фундаментальных и неотчуждаемых  личных прав человека. Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при использовании  репрессивных мер. Конституционные  гарантии личной неприкосновенности заключаются, как правило, в том, что:

а) состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом;

б) задержание может быть обжаловано в суд и устанавливается  максимальный срок задержания без решения  суда;

в) арест производится лишь на основе судебного приказа или  с санкции прокурора;

г) лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его  вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением известных  процессуальных гарантий.

Право на личную неприкосновенность гарантируется ст. 22 Конституции  РФ. Согласно п. 2 этой статьи арест, заключение под стражу и содержание под стражей  допускаются только по судебному  решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Ограничения : Право на свободу и личную неприкосновенность может быть ограничено законом в связи с подозрением в совершении правонарушения, предусмотренного уголовным и административным законодательством, а также в случаях привлечения к ответственности в связи с совершением административных и уголовных правонарушений.

Информация о работе Шпаргалка по "Правам человека"