Шпаргалка по "Правам человека"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:04, шпаргалка

Описание работы

1)предмет ,метод курса «права человека»
2)Позитивистская и естественно-историческая концепция прав человека.
3. Определение понятия и содержание прав человека

Работа содержит 1 файл

права человека (экзамен).docx

— 101.07 Кб (Скачать)

Право на свободу и личную неприкосновенность может быть ограничено в связи  с применением принудительных мер  медицинского характера на основании  решения суда.

Право на свободу и личную неприкосновенность может быть ограничено на период, необходимый  для установления личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Соотношение  прав человека и прав гражданина.

 

26. Классификация  основных (конституционных) прав  и свобод человека и гражданина + их ограничение при ЧП и  ВП

Ограничение конституционных  прав и свобод в условиях чрезвычайного  положения и военного положения

Статья 55, пункт 3 Конституции  РФ:

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в  той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства.

Статья 56 Конституции РФ:

1. В условиях ЧП для  обеспечения безопасности граждан  и защиты конституционного строя  в соответствии с ФКЗ могут  устанавливаться отдельные ограничения  прав и свобод с указанием  пределов и срока их действия.

2. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (достоинство личности), 23 (часть 1 - право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени), 24 (право  на информацию о частной жизни), 28 (свобода совести, вероисповедания), 34 (часть 1 - свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности), 40 (часть 1 - право на жилище), 46 - 54 (гарантированная защита прав и свобод) Конституции РФ.

ФКЗ «О ЧП» от 30.05.2001 (в редакции  ФЗ от 07.03.2005):

Чрезвычайное положение - вводимый на всей территории РФ или  в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов  гос. власти, органов МСУ, организаций, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общ. объединений, а также возложение на них доп. обязанностей.

Введение чрезвычайного  положения - временная мера для обеспечения  безопасности граждан и защиты конст. строя РФ.

Целями введения чрезвычайного  положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его  введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ.

Меры и временные ограничения, применяемые при введении ЧП:

а) полное или частичное  приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов  исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов МСУ;

б) установление ограничений  на свободу передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также  введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с  нее;

в) усиление охраны общественного  порядка, объектов, подлежащих гос. охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений  на осуществление отдельных видов  финансово-экономической деятельности;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов 1-й необходимости;

е) запрещение или ограничение  проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также  иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и  иных способов приостановления или  прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также хим-ки и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или  повреждения в связи с чрезвычайными  обстоятельствами.

ФКЗ «О военном  положении» от 30.01.2002:

ВП - особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных  ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии. Цель введения ВП - создание условий для отражения или  предотвращения агрессии против РФ.

На основании указов Президента РФ на территории, на которой введено  военное положение, применяются  следующие меры:

1) усиление охраны общ. порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных гос. и спец. объектов;

2) введение и обеспечение  особого режима въезда на территорию, на которой введено ВП, и выезда  с нее, а также ограничение  свободы передвижения по ней;

3) приостановление деятельности  политических партий, других общественных  объединений, религиозных объединений,  ведущих пропаганду / агитацию, а  равно иную деятельность, подрывающую  в условиях военного положения  оборону и безопасность РФ;

4) изъятие в соответствии  с ФЗ необходимого для нужд  обороны имущества у организаций  и граждан с последующей выплатой  государством стоимости изъятого  имущества;

6) запрещение или ограничение  выбора места пребывания либо  места жительства;

7) запрещение или ограничение  проведения собраний, митингов и  демонстраций, шествий и пикетирования,  а также иных массовых мероприятий;  запрещение забастовок;

9) ограничение движения  транспортных средств и их  досмотр;

10) запрещение нахождения  граждан на улицах и в иных  общественных местах в определенное  время суток;

11) введение контроля за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, СМИ, использование их работы для нужд обороны;

12) введение военной цензуры  за почтовыми отправлениями и  сообщениями, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры;

14) запрещение или ограничение  выезда граждан за пределы  территории РФ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Исторические  предпосылки зарождении идеи прав человека.

Философско-теоретической  основой прав и свобод человека явились  идеи о привате человека как высшей социальной ценности общества и государства , высказанные в XYII-XYIII веках философами-просветителями Дж. Локком (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Ф.М.А.Вольтером (1694-1778). Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом. Эти философско-правовые положения юридически закреплены в нормативно-правовых актах того времени – английской Великой Хартии Вольностей 1215 г., Петиции о праве 1628 г., Хабеас Корпус Акт 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и других юридические документах. Так, в Великой хартии вольностей 1215 г., в ст. 39, которую многие ученые-юристы называют «перлом» Английской юриспруденции записано : «Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него, и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны» . Невозможно отрицать их важную роль в развитии современной юриспруденции и права.

Первые попытки воплотить эти идеи в реальность предприняты в период буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, когда на законодательном уровне были закреплены основные права и свободы человека, используемые в юридической практике и поныне. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина и гражданина , а в Америке 26 сентября того же года - Билль о правах (поправка к Конституции США) . Однако, фактически, вплоть до гигантских социальных потрясений XX века - первой

мировой войны, Октябрьской  революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Достаточно вспомнить отношение к евреям и другим некоренным национальностям в фашистской Германии и в России.

Наверное, впервые наиболее четкое понимание правового статуса  человека и гражданина было сформулировано в Американской Декларации 1776 г ., где сказано, что: "... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью".

Однако признание обществом  идей прав и свобод человека и гражданина предполагало не только некий общественный нормативный договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей ее от произвола  властей.

История человечества показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными  рамками, ибо все крупнейшие мировые  события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому вполне закономерно, что  мировое сообщество пришло к пониманию  и осознанию идеи прав и свобод человека и гражданина как важнейшей  фундаментальной юридической и  философско-правовой проблемы .

Такое изменение отношения  к проблеме прав человека во многом стало возможным благодаря учрежденной  в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса  человека и гражданина и распространение  идей о правах и свободах. Так, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН  приняла Всеобщую Декларацию прав человека [1,с.413]. Трудно переоценитьюридическон значение этого нормативно-правового акта. Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод человека. Это юридическое определение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: "Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав."

 

Сегодня Всеобщая Декларация прав человека - это основной международный  правовой акт в области прав и  свобод человека. И хотя Декларация не создает для государств правовых обязательств, тем не менее она оказывает серьезное влияние на регулирование отношений между государствами, так как на основе ее положений в настоящее время разрабатываются и заключаются все новые международные договоры. Более двадцати лет потребовалось для создания и принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [3,с.292-302] и Международного пакта о гражданских и политических правах [4,с.302-320]. Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму пакту был принят Факультативный протокол [5,с.320-323], предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц. Эти три документа вместе составляют Международный Билль о правах человека

 

 

 

 

28. права человека  в советское время

 

29. Право каждого  человека на образование.

Основы международных  стандартов права на образование  сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека н ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных н культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления   права на образование: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступ-, ность среднего, профессионально-технического и высшего об-| разования; свобода родителей выбирать школы для своих'де-| тей и обеспечивать религиозное н нравственное воспитание детей! в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица* п учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена па предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения но признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических пли иных убеждении, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения". Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Международным стандартам в  сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Принципы государственной политики Российской Федерации и государственные гарантии права граждан па образование определены также Федеральным законом от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в редакции Закона от 13 января 1996 г.), Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послеву-зовском профессиональном образовании

Информация о работе Шпаргалка по "Правам человека"