Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа
В данной работе рассмотрена тема социальной защиты: понятие и критерии оценки социальной защиты, основные направления, механизм и пути совершенствования в Республике Беларусь.
Эта тема имеет особое значение при формировании социальной стратегии и политики государства. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.
Реферат………………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………..........................4
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……………...……………….6
2. Основные направления социальной защиты…………………………………..15
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь…………….20
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……… 25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30
4.Социальная поддержка – способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.
5.Социальное обслуживание – система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально–медицинских услуг на дому, и социально–бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.
Однако условия и особенности переходного периода, когда резко усиливается поляризация доходов и положения населения, нарастает распространенность бедности, когда на фоне социальных стрессов резко ухудшается здоровье населения, требуют усиления системы социальной защиты.
6. Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения – еще одна составляющая социальной политики, кстати, еще не выделяемая в самостоятельную ни теоретически, ни практически.
Две крупнейшие социальные проблемы: 1) тенденция депопуляции населения страны в переходных условиях и 2) растущая опасность экологической катастрофы – при их соединении способны поставить историческую «точку» не только в решении задач переходного этапа, но и в самом существовании населения страны, региона и даже Земли в целом.
Главными причинами депопуляции являются снижение рождаемости с одновременным ростом смертности населения. Причем, по заключениям специалистов, последний фактор действует на 1/3 сильнее первого.
К тому же следует учесть, что каждый человек как личность, как совокупность способностей уникален. Поэтому потери населения становятся безвозвратными для страны и, как свидетельствует история, они долгим «эхом» отзываются потом на судьбе народов. Без населения, без его активной поддержки никакие переходные задачи, особенно трансформационного типа, просто неосуществимы. Это же можно сказать и об экологической безопасности. Если ее не обеспечить (если дышать людям нечем и питьевой воды нет) – социально – экономическая перестройка обречена на провал. Вот почему защита здоровья населения и обеспечение его экологической безопасности должны стать еще одной, притом важнейшей составной частью социальной политики государства в переходный период. Однако особенности переходного периода и слишком высокая цена неудач социальной политики в это время выдвигают важнейшую общую задачу – научную разработку социальной стратегии. Социальная стратегия – это внутренняя, общая и долговременная основа всей социальной политики.
Главными функциями социальной стратегии можно считать:
1. выявление главной целевой направленности социальной политики;
2. обеспечение комплексности, внутренней непротиворечивости всех звеньев социальной политики.
Чтобы социальная стратегия переходного периода была способна выполнить свои функции, она должна устойчиво опираться на ряд общих принципов, учитывающих специфику переходного периода. Основными из них можно назвать следующие:
- принцип сочетания социальной защиты, социальной поддержки и социального либерализма в связи с разной степенью социальной адаптации разных слоев населения к переходным условиям;
- принцип сочетания предпринимательской и трудовой мотивации всех слоев населения, что обеспечивается ростом престижа образованности и профессионализма, вертикальной мобильностью и, что особенно важно, соответствующей системой оплаты труда;
- принцип сочетания государственной и негосударственной общественной благотворительной деятельности, опирающейся на общие ценности человеческой солидарности, доброты и взаимопомощи;
- принцип маятниковости, при котором возможна и необходима смена приоритетов социальной политики, ее гибкая реакция на быстрые смены ситуаций в переходный период в условиях общей недостаточности финансовых средств.
Весьма непростые усилия по разработке и реализации строго выверенной социальной стратегии и социальной политики окупятся величайшей ценностью переходного этапа – социальной устойчивостью общества.[4, с. 226-229]
Социальная защита населения — основная часть социальной политики любого государства — представляет собой систему законодательных экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения. Государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, материальное благополучие.
В мировой практике выделяют два типа социальной защиты — активную и пассивную. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей — в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается прежде всего в прямой материальной поддержке.
Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные — полностью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты. В дальнейшем мы обращаемся именно к целевой социальной защите населения, предусматривающей содействие со стороны государства и общества наиболее уязвимым слоям населения. В свою очередь, в рамках такой концепции социальной защиты населения существуют два основных подхода к пониманию ее сущности:
Социальная защита населения — это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям.
Социальная защита населения — это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям граждан и их семей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.
Различие между этими подходами состоит лишь в том, что социальная помощь, включаемая ранее в систему социального обеспечения, в качестве одной из ее организационных правовых форм получает самостоятельный статус. В таком понимании социальная защита в целом выступает как социальная помощь.
Иными словами, социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.
Специфика социальной защиты населения выражается в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы, словом, — тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.
Исходя из этой специфики выделяют следующие признаки социальной защиты населения:
- объективные основания, вызывающие необходимость в применении соответствующих механизмов, направленных на поддержание или обеспечение определенного уровня жизни;
- любые способы предоставления средств к существованию;
- закрепление правил предоставления социальной защиты в социальных, в том числе правовых нормах.
Социальная защита населения строится на следующих основных принципах:
1. Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь — это нуждаемость, т. е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.
2. Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.
3. Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько ее видов.
4. Динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.
5. Ориентация на активный и опережающий тип социальной защиты населения, недопущение социального иждивенчества.
6. Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагающие прежде всего широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи; проведение органами исполнительной власти всех уровней и органами местного самоуправления консультаций граждан по вопросам социальной защиты, издание научно-популярных, информационных, статистических и иных материалов по тематике социальной защиты, а также применение других форм агитации и пропаганды, обеспечивающих доступность информации.
7. Всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.
8. Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.
9. Широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.
10. Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты населения на основе социального партнерства.
Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей такого явления, как «социальная защита населения». В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:
- субъекты социальной защиты — граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения; а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);
- формы и виды социальной защиты граждан;
- механизмы социальной защиты населения;
- органы социальной защиты населения, в том числе:
А) сеть организаций (учреждений и предприятий) социальной защиты и социального обслуживания различных организационно-правовых форм, реализующих формы и виды социальной защиты населения;
Б) органы управления социальной защиты населения;
В) органы финансирования социальной защиты граждан и прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды социального страхования;
Г) программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, представляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.
Кроме того, система предполагает целый комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере социальной защиты: идеологических, экономических, правовых, эстетических, педагогических и др.[12,с. 283-348]
В целях усиления государственной поддержки населения и разрешения выявленных вопросов в ходе мониторинга с 1 января 2010 года вступил в силу Указ предполагает следующие изменения в порядок предоставления государственной адресной социальной помощи[17]:
государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного пособия, как и прежде, назначается при критерии нуждаемости 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, только увеличен период ее назначения с 3 месяцев до 6 месяцев, совокупный доход семьи (гражданина) исчисляется не за 3 месяца, а за 12 месяцев, предшествующих обращению за государственной адресной социальной помощью;
Информация о работе Совершенствования социальной защиты Республики Беларусь