Совершенствования социальной защиты Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрена тема социальной защиты: понятие и критерии оценки социальной защиты, основные направления, механизм и пути совершенствования в Республике Беларусь.
Эта тема имеет особое значение при формировании социальной стратегии и политики государства. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………..........................4
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……………...……………….6
2. Основные направления социальной защиты…………………………………..15
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь…………….20
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь……… 25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

курсовая с доработкой.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

   так же повышен критерий нуждаемости при оказании малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, единовременного социального пособия со 120 до 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;

   введен новый вид государственной адресной социальной помощи – социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации. Данный вид помощи оказывается без учета дохода семьи  в размере стоимости технических средств социальной реабилитации инвалидам III группы, и детям в возрасте до 18 лет, не признанными  инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах реабилитации;

   введены дополнительные ограничения на предоставление ежемесячного социального пособия : т.е ГАСП не будет предоставляться гражданину, если гражданин приобрел в течение последних двенадцати месяцев перед датой обращения за назначением ежемесячного социального пособия транспортное средство за исключением многодетных семей и семей, имеющих детей-инвалидов, инвалидов I, II группы;

    и в случае, если граждане работают на условиях неполного рабочего времени, и такой режим устанавливается по их просьбе, за исключением случаев, когда наниматель обязан устанавливать неполное рабочее время в соответствии с законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды пособий 01.11.09-31.12.09 01.01.10-31.01.10 01.02.10-30.04.10 01.05.10-31.07.10 01.08.10-31.10.10 01.11.10-31.01.11
Единовременное  пособие в связи с рождением  ребенка  
 
1 250 350
 
 
1 250 350
 
 
1 276 100
 
 
1 331 150
 
 
1372 550
 
 
1 415 250
Единовременное  пособие при рождении второго  и последующих детей  
 
1 750 490
 
 
1 750 490
 
 
1 786 540
 
 
1 863 610
 
 
1 921 570
 
 
1 981 350
Единовременное  пособие женщине, ставшей на учет в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности  
 
 
 
250 070
 
 
 
 
250 070
 
 
 
 
255 220
 
 
 
 
266 230
 
 
 
 
274 510
 
 
 
 
283 050
Ежемесячные пособия на детей до 3-х лет:  
200 060
 
250 070
 
255 220
 
266 230
 
274 510
 
283 050
с надбавкой 75%1 350 110 437 620 446 640 465 900 480 390 495 340
с надбавкой 40%2 280 080 350 100 357 310 372 720 384 310 396 270
Ежемесячное пособие на детей в возрасте от 3 до 16 лет3  
75 020
 
75 020
 
76 570
 
79 870
 
82 350
 
84 920
с надбавкой 40%4 105 030 105 030 107 200 111 820 115 300 118 880
Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет  
 
162 545
 
 
162 545
 
 
165 890
 
 
173 050
 
 
178 430
 
 
183 980
Пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом  
 
 
112 530
 
 
 
112 530
 
 
 
114 850
 
 
 
119 800
 
 
 
123 530
 
 
 
127 370
 

Таблица 1.1. - Размеры государственных пособий в 2010 году 

Примечания:

    1 –  женщинам, родившим ребенка вне  брака, если сведения об отце  ребенка в книге записей актов  о рождении произведены по  указанию матери, и осуществляющим  уход за ребенком в возрасте  до полутора лет

    2 –  на детей, воспитываемых одним родителем, либо находящихся под опекой, попечительством, если другой родитель (родители) уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей-инвалидов и детей военнослужащих срочной военной службы, курсантов, детей военнообязанных, призываемых на военные и (или)специальные сборы; детей резервистов на время прохождения ими занятий или учебных сборов, к моменту призыва не работающих; женщинам, родившим ребенка вне брака, если сведения об отце ребенка в книге записей актов о рождении произведены по указанию матери, и осуществляющим уход за ребенком в возрасте от полутора до трех лет

    3 –  учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, - до их окончания; неработающих учащихся вечерних (сменных) школ, одновременно с учебой получающих профессию, а также учащихся, обучающихся за счет личных средств в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, и на курсах, работающих по режиму учреждений образования в дневное время, и не получающих стипендий, - до 18 лет)

    4 –  на детей, указанных в подпункте  3, рожденных женщинами вне брака,  если сведения об отце ребенка в книге записей актов о рождении произведены по указанию матери; воспитываемых одним родителем, либо находящихся под опекой, попечительством, если другой родитель (родители) уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и детей военнослужащих срочной военной службы, курсантов, детей военнообязанных, призываемых на военные и (или) специальные сборы; детей резервистов на время прохождения ими занятий или учебных сборов, к моменту призыва не работающих 

Период  времени Величина БПМ, руб.
с 1 ноября по 31 января 2010 250 070 рублей
с 1 февраля  по 30 апреля 2010 255 220 рублей
с 1 мая  по 31 июля 2010 266 230 рублей
с 1 августа  по 31 октября 2010 274 510 рублей
с 1 ноября по 31 января 2011 283 050 рублей
 

Таблица 1.2.-  Бюджет прожиточного минимума

  По данным таблиц можно сделать вывод, что  государственные пособия за текущий  год  в среднем выросли на 10-16%, а бюджет прожиточного минимума – на 11%, что является положительной тенденцией в проведении социальной политики в нашей стране.

2. Основные направления  социальной защиты

     Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости населения.

Непосредственная цель производства в условиях рынка - получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей. Структура социальной защиты в рыночной экономике представлена на рис. 2.1 
 
 
 

 
Социальная  защита
 
 
 

 
Социальная  поддержка

(косвенная форма)

 
Социальное  обеспечение

(прямая форма)

 
 

 

 

страхование
помощь
гарантии
льготы
 
 

 Рисунок 2.1 - Структура и формы социальной защиты населения 

   Такая система социальной защиты получает развитие и в странах с переходной к рынку экономикой. В плане обеспечения социальной защиты населения в переходной экономике делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение тем профессиям, которые пользуются спросом.

     Рыночное распределение обусловливает необходимость защиты обществом таких социально уязвимых слоев населения, как пенсионеры, инвалиды, семьи, оставшиеся без кормильца, и т. д. Для них установлена единая система государственных пенсий, обеспечивается стабильность пенсионного обеспечения и повышения его уровня по мере роста благосостояния трудящихся. Пенсии начисляются по старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае потери кормильца. Правительство постоянно корректирует минимальный размер пенсий.

     В условиях перехода к рынку в социальной защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т. д.

    В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.

    Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата работников непроизводственной сферы, денежное обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей.

Развитие рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому состоянию людей, что обусловливает развитие системы образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения наряду с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются и их платные формы. Намечается выделение средств на обеспечение населения и лечебных учреждений медикаментами и медицинской техникой, а также переход к системе медицинского страхования. Некоторые слои населения получают лекарства на бесплатных и льготных условиях.

    Рынок обусловливает потребность в получении экономического и юридического образования людьми, уже имеющими высшее гуманитарное и техническое образование. Появляется потребность в подготовке кадров с новыми стереотипами мышления, знанием иностранных языков, компьютерной техники. Здесь хотелось бы отметить, что средства, вкладываемые в развитие образования и здравоохранения, не должны облагаться налогами, равно как и средства, направляемые на благотворительные цели, — помощь детям и престарелым, инвалидам, многодетным семьям.

    Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании.

    Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов (фонда социального страхования, пенсионного фонда), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями.[14, с. 324-326]

    Однако в процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут. В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных и (или) долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества. Иными словами, формируется своего рода «страховочный пояс», который поддерживает людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не давая им опустится до уровня нищеты. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. В этом случае социальная защита населения выступает в качестве целенаправленной деятельности государства и общества по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки, а также по созданию условий для их самовыражения и самореализации.

    Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться как:

- средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав;

- государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т. е. поддержка, имеющая целевой характер.

    Объект социальной защиты — все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои — семьи с низкими доходами, инвалиды, граждане на попечении государства (престарелые, воспитанники детских домов и интернатов), жертвы социальных и межнациональных конфликтов, экологических бедствий, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь и пожилые люди.

    Наиболее рельефно сущность социальной защиты населения проявляется в ее функциях: экономической, политической, демографической и социально-реабилитационной. Экономическая функция заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам. Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения. Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Информация о работе Совершенствования социальной защиты Республики Беларусь