Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:03, курсовая работа
Актуальность темы. Процесс обновления российского общества
привел к значительным изменениям во всех сферах жизнедеятель-
ности в нашей стране. Вместе с тем он породил много новых, неред-
ко острых и неоднозначных проблем. С одной стороны, появились
новые формы собственности, типы предприятий, профессий, виды
деятельности, значительно расширились возможности проявления
инициативы, а с другой - усиливается социальное неравенство.
По квалификации
работ более половины временно занятых
выпол-
няют малоквалифицированную физическую
работу, где во всех от-
раслях хозяйства нерегулярные работники,
как правило, выполняют
менее сложные виды труда, а работающие
по контракту заняты тру-
дом, требующим специального образования
и профессиональной
подготовки.
Временная занятость
безработной молодежи может быть
обеспече-
на путем привлечения безработных граждан
к выполнению общест-
венных работ - общедоступных видов трудовой
деятельности не
требующих профессиональной подготовки.
В целях реализации ре-
шений по организации
и проведению общественных работ
службы
занятости: анализируют состояние рынка
труда и состав безработ-
ных граждан; выявляют спрос и предложение
на участие в общест-
венных работах; осуществляют сбор информации
о возможностях
организации на предприятиях города общественных
работ, опреде-
ляют совместно с ними виды, объемы и сроки
выполнения работ, по-
рядок их финансирования, условия и формы
оплаты труда, а также
согласовывают требования, предъявляемые
к работникам; содейст-
вуют гражданам, желающим участвовать
в общественных работах, в
выборе вида деятельности, исходя из их
возрастных, физических и
иных возможностей; заключают с предприятиями
договора о совме-
стной деятельности по организации и проведению
общественных ра-
бот. Участие граждан в общественных работах
допускается только
на основе их добровольного согласия при
соблюдении норм трудо-
вого законодательства.
Кроме органов
государственной службы занятости населенияусо-
действие молодежи в трудоустройстве
оказывают специализирован-
ные негосударственные молодежные службы
трудоустройства (бир-
жи, штабы и т. д.).
Весьма
удачным направлением социальной политики
занятости
молодежи является идеология квотирования,
но приходится при-
знать, что принятые нормативные документы
по вопросам квотиро-
вания слабо помогают в решении проблемы
занятости молодежи. С
одной стороны, тяжелое положение большинства
предприятий не по-
зволяет им выполнить установленную квоту,
с другой стороны мо-
лодые люди не соглашаются трудоустраиваться
на предприятия из-за
низкого уровня заработной платы и длительных
задержек ее выпла-
ты.28
28
Т. Н. Никитина. Проблемы занятости молодежи
и опыт их решения на региональном уровне
// Актуальные
| проблемы теории и технологии
социальной работы. Материалы научной
конференции. - М.: Социально-
[ технологический институт
МГУС, 2000.-С. 142-144.
Значительная
роль в решении проблем молодежи
в области труда
принадлежит законодательству о труде
молодежи, содержащему до-
полнительные гарантии по обеспечению
занятости, охране труда, а
также правовые нормы, направленные на
обеспечение процесса пе-
рехода молодежи от учебы к трудовой деятельности.
Федеральной
целевой программой «Молодежь России
(1998-
2000)», утвержденной Постановлением Правительства
Российской
Федерации от 18 июня 1997 года,29 предусмотрена
необходимость
дальнейшего развития нормативно-правовой
базы, в том числе и на
региональном уровне, для финансовой поддержки
молодежи при по-
лучении образования, поддержки деловой
активности молодежи,
формирования системы органов (информационно-справочных
служб
по трудоустройству и переквалификации,
молодежных бирж труда,
центров занятости), занимающихся вопросами
устройства молодежи
как на постоянную, так и временную работу,
включая обеспечение
работой в свободное от учебы время и в
форме вторичной занятости.
В настоящее
время в Российской Федерации
действует целевая
контрактная подготовка специалистов
с высшем и средним профес-
сиональным образованием, Положение о
которой утверждено поста-
новлением Правительства РФ от!9 сентября
1995 года № 942.30
Согласно
названному положению, контингент обучающихся
в рам-
ках целевой контрактной подготовки специалистов
формируется на
добровольной основе из числа лиц, обучающихся
за счет средств
федерального бюджета, путем заключения
контрактов между студен-
том и учебным заведением.
Целевая
контрактная подготовка специалистов
реализуется на ос-
нове заключения студентом контракта
с конкретным работодателем
по предложению, которое делается руководителем
учебного заведе-
29 Собрание
действующего законодательства Российской
Федерации.-1997.- № 26. - ст. 3050.
30 Собрание действующего законодательства Российской Федерации. - 1995.-№ 39. - ст. 3777.
ния. Работа (должность),
предлагаемая студенту в соответствии
с
контрактом, должна соответствовать уровню
и профилю его профес-
сионального образования.
В заключение
этой главы хотелось бы отметить, что
российская
молодежь характеризуется неустойчивостью
жизненных установок:
из-за этого она более мобильна при выборе
и поиске рабочего места
и в то же время не готова к самостоятельным
действиям на рынке
труда. В молодежной среде существует
разрыв между ориентацией
на высокооплачиваемую работу и своими
собственными возможно-
стями. Молодежь зачастую выступает неконкурентоспособной
группой трудовых ресурсов, поскольку
у нее не достаточная подго-
товка и квалификация, а так же не велик
профессиональный и соци-
альный опыт. В условиях безработицы и
общего дефицита мест
предпочтение отдается более опытным
специалистам.
Что касается
системы образования и
ки, то сегодняшнее нестабильное положение
в этой области - резу-
льтат крайне низкого уровня финансирования.
Накопившиеся
проблемы подготовки и переподготовки
специали-
стов и их дальнейшего трудоустройства
можно решить лишь в ком-
плексе.
Комплексными
и целенаправленными мерами можно
поддержать
систему образования и снять напряжение
на молодежном рынке тру-
да.
Раздел 3. Обеспечение гарантий в сфере трудоустройства
молодежи.
3.1
Основные направления
государственной молодежной
политики.
Государственная
молодежная политика-деятельность государства,
направленная на решение специфических
проблем молодежи. В за-
висимости от того, что признается проблемами
молодежи в данном
обществе, как определяются границы и
задачи государственного ре-
гулирования социальных процессов, на
сколько дифференциация
общества по возрастному признаку отражает
культурную традицию
и соответствует сложившимся в данном
обществе ценностям и нор-
мам, государственная молодежная политика
существенно различает-
ся и по концепции, и по применяемым на
практике методам ее осу-
ществления.
В «Основных
направлениях...» государственная молодежная
поли-
тика определяется как «деятельность
государства, направленная на
создание правовых, экономических и организационных
условий и
гарантий для самореализации личности
молодого человека и разви-
тия молодежных объединений, движений
и инициатив». В соответст-
вии с этим подходом выделяются девять
основных направлений дея-
тельности: обеспечение соблюдения прав
молодежи; обеспечение га-
рантий в сфере труда и занятости; государственная
поддержка моло-
дой семьи; гарантированное предоставление
социальных услуг; под-
держка талантливой молодежи; формирование
условий, направлен-
ных на физическое и духовное развитие
молодежи; поддержка дея-
тельности молодежных и детских объединений;
содействие между-
народным молодежным обменам. Дальнейшее
развитие законода-
тельства, регулирующего права и законные
интересы молодых граж-
дан от!4 доЗО лет, молодых семей, молодежных
и детских общест-
венных объединений, шло на базе «Основных
направлений...». В
1995 году, например,
были приняты федеральные
нии изменений и дополнений в Кодекс законов
о труде Российской
Федерации», «О государственной поддержке
молодых и детских об-
щественных объединений», Семейный кодекс
Российской Федерации
и еще около 20 законов, где отражены отдельные
аспекты государст-
венной молодежной политики.
Соответственно
построена и федеральная
России (1994).31
Государственная
молодежная политика выражает в отношении
к
молодому поколению стратегическую линию
государства на обеспе-
чение социально-экономического, политического
и культурного раз-
вития России, на формирование у молодых
граждан патриотизма и
уважение к истории и культуре отечества,
к другим народам, на со-
блюдение прав человека.
Объектами государственной молодежной политики являются:
граждане
Российской Федерации (включая иностранных
граж-
дан и лиц без гражданства) в возрасте
от 14 до 30 лет,
молодые семьи (семья
впервые три года после заключения
бра-
ка), в случае рождения детей без ограничения
продолжительности
брака, а так же не полные семьи с детьми,
в которых мать или отец
не достигли 30-летнего возраста,
молодежные объединения.
К
субъектам государственной молодежной
политики относятся
государственные органы и их должностные
лица, молодежные объе-
динения и ассоциации, а так же сами молодые
граждане.
Государственная
молодежная политика в Российской Федерации
основывается на следующих принципах:
31
В. А. Луков / Государственная молодежная
политика // Российская энциклопедия социальной
работы. Том.
1.-1997.-С. 103-108.
сочетание
государственных, общественных интересов
и прав
личности в формировании и реализации
государственной молодежной политики;
привлечения
молодых граждан к
формировании и реализации государственной
политики, программ,
касающихся молодежи и общества в целом
(принцип участия);
обеспечения
правовой и социальной защищенности
молодых
граждан, необходимой для восполнения
обусловленного возрастом
ограничения их социального статуса
(принцип социальной
компенсации);
предоставления
молодому гражданину гарантированного
госу-
дарством минимума социальных услуг по
обучению, воспитанию,
духовному и физическому развитию, охране
здоровья, профессио-
нальной подготовке и трудоустройству,
объем, виды, и качество ко-
торых, должны обеспечивать необходимое
развитие личности и под-
готовку к самостоятельной жизни (принцип
гарантий);
приоритета
общественных инициатив по сравнению
с соответ-
ствующей деятельностью государственных
органов и учреждений
при финансировании мероприятий и программ,
касающихся молоде-
жи (принцип субсидиарности).
Основными
целями государственной молодежной
политики явля-
ются:
содействие
социальному, культурному, духовному
и физиче-
скому развитию молодежи;
недопущение
дискриминации молодых граждан
по мотивам
возраста;
создание условий для полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
расширение
возможностей молодого человека в выборе
своего
жизненного пути, достижении личного успеха;
реализация
инновационного потенциала молодежи в
интересах
общественного развития и развития самой
молодежи.
Формирование
и реализацию государственной молодежной
поли-
тики признан, осуществлять созданный
25 мая 1999 года Государст-
венный комитет Российской Федерации
по молодежной политике.
Целью
программы является создание правовых,
экономических и
организационных механизмов осуществления
государственной мо-
лодежной политики. В этой связи предусматривается
решение сле-
дующих задач:
обеспечение
молодежи информацией о ее правах
и возможно-
стях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
создание
условий для самостоятельной, эффективной
деятель-
ности молодежи в сфере образования, занятости
и предприниматель-
ства;
содействие
решению жилищной проблемы, поддержка
молодой
семьи и социально ущемленных категорий
молодежи;
внедрение
постоянно действующей системы
поддержки дея-
тельности детских и молодежных организаций
и их программ.