Технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Процесс обновления российского общества
привел к значительным изменениям во всех сферах жизнедеятель-
ности в нашей стране. Вместе с тем он породил много новых, неред-
ко острых и неоднозначных проблем. С одной стороны, появились
новые формы собственности, типы предприятий, профессий, виды
деятельности, значительно расширились возможности проявления
инициативы, а с другой - усиливается социальное неравенство.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

  По квалификации работ более половины временно занятых  выпол- 
няют малоквалифицированную физическую работу, где во всех от- 
раслях хозяйства нерегулярные работники, как правило, выполняют 
менее сложные виды труда, а работающие по контракту заняты тру- 
дом, требующим специального образования и профессиональной 
подготовки.

 Временная занятость  безработной молодежи может быть обеспече- 
на путем привлечения безработных граждан к выполнению общест- 
венных работ - общедоступных видов трудовой деятельности не 
требующих профессиональной подготовки. В целях реализации ре-

 

 

шений по организации  и проведению общественных работ  службы 
занятости: анализируют состояние рынка труда и состав безработ- 
ных граждан; выявляют спрос и предложение на участие в общест- 
венных работах; осуществляют сбор информации о возможностях 
организации на предприятиях города общественных работ, опреде- 
ляют совместно с ними виды, объемы и сроки выполнения работ, по- 
рядок их финансирования, условия и формы оплаты труда, а также 
согласовывают требования, предъявляемые к работникам; содейст- 
вуют гражданам, желающим участвовать в общественных работах, в 
выборе вида деятельности, исходя из их возрастных, физических и 
иных возможностей; заключают с предприятиями договора о совме- 
стной деятельности по организации и проведению общественных ра- 
бот. Участие граждан в общественных работах допускается только 
на основе их добровольного согласия при соблюдении норм трудо- 
вого законодательства.

  Кроме органов  государственной службы занятости населенияусо- 
действие молодежи в трудоустройстве оказывают специализирован- 
ные негосударственные молодежные службы трудоустройства (бир- 
жи, штабы и т. д.).

  Весьма  удачным направлением социальной политики занятости 
молодежи является идеология квотирования, но приходится при- 
знать, что принятые нормативные документы по вопросам квотиро- 
вания слабо помогают в решении проблемы занятости молодежи. С 
одной стороны, тяжелое положение большинства предприятий не по- 
зволяет им выполнить установленную квоту, с другой стороны мо- 
лодые люди не соглашаются трудоустраиваться на предприятия из-за 
низкого уровня заработной платы и длительных задержек ее выпла-

ты.28

 
  28 Т. Н. Никитина. Проблемы занятости молодежи и опыт их решения на региональном уровне // Актуальные 
|     проблемы теории и технологии социальной работы. Материалы научной конференции. - М.: Социально- 
[     технологический институт МГУС, 2000.-С. 142-144.

 

  

  Значительная  роль в решении проблем молодежи в области труда 
принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащему до- 
полнительные гарантии по обеспечению занятости, охране труда, а 
также правовые нормы, направленные на обеспечение процесса пе- 
рехода молодежи от учебы к трудовой деятельности.

  Федеральной целевой программой «Молодежь России (1998- 
2000)», утвержденной Постановлением Правительства Российской 
Федерации от 18 июня 1997 года,29 предусмотрена необходимость 
дальнейшего развития нормативно-правовой базы, в том числе и на 
региональном уровне, для финансовой поддержки молодежи при по- 
лучении образования, поддержки деловой активности молодежи, 
формирования системы органов (информационно-справочных служб 
по трудоустройству и переквалификации, молодежных бирж труда, 
центров занятости), занимающихся вопросами устройства молодежи 
как на постоянную, так и временную работу, включая обеспечение 
работой в свободное от учебы время и в форме вторичной занятости.

  В настоящее  время в Российской Федерации  действует целевая 
контрактная подготовка специалистов с высшем и средним профес- 
сиональным образованием, Положение о которой утверждено поста- 
новлением Правительства РФ от!9 сентября 1995 года № 942.30

  Согласно  названному положению, контингент обучающихся  в рам- 
ках целевой контрактной подготовки специалистов формируется на 
добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств 
федерального бюджета, путем заключения контрактов между студен- 
том и учебным заведением.

 Целевая контрактная подготовка специалистов реализуется на ос- 
нове заключения студентом контракта с конкретным работодателем 
по предложению, которое делается руководителем учебного заведе-

 
29 Собрание действующего законодательства Российской Федерации.-1997.- № 26. - ст. 3050.

30 Собрание действующего законодательства Российской Федерации. - 1995.-№ 39. - ст. 3777.

 

ния. Работа (должность), предлагаемая студенту в соответствии с 
контрактом, должна соответствовать уровню и профилю его профес- 
сионального образования.

  В заключение этой главы хотелось бы отметить, что  российская 
молодежь характеризуется неустойчивостью жизненных установок: 
из-за этого она более мобильна при выборе и поиске рабочего места 
и в то же время не готова к самостоятельным действиям на рынке 
труда. В молодежной среде существует разрыв между ориентацией 
на высокооплачиваемую работу и своими собственными возможно- 
стями. Молодежь зачастую выступает неконкурентоспособной 
группой трудовых ресурсов, поскольку у нее не достаточная подго- 
товка и квалификация, а так же не велик профессиональный и соци- 
альный опыт. В условиях безработицы и общего дефицита мест 
предпочтение отдается более опытным специалистам.

  Что касается системы образования и профессиональной подготов- 
ки, то сегодняшнее нестабильное положение в этой области - резу- 
льтат крайне низкого уровня финансирования.

  Накопившиеся  проблемы подготовки и переподготовки специали- 
стов и их дальнейшего трудоустройства можно решить лишь в ком- 
плексе.

  Комплексными  и целенаправленными мерами можно  поддержать 
систему образования и снять напряжение на молодежном рынке тру- 
да.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел 3. Обеспечение гарантий в сфере трудоустройства

          молодежи.

      3.1 Основные направления государственной молодежной 
      политики.

  Государственная молодежная политика-деятельность государства, 
направленная на решение специфических проблем молодежи. В за- 
висимости от того, что признается проблемами молодежи в данном 
обществе, как определяются границы и задачи государственного ре- 
гулирования социальных процессов, на сколько дифференциация 
общества по возрастному признаку отражает культурную традицию 
и соответствует сложившимся в данном обществе ценностям и нор- 
мам, государственная молодежная политика существенно различает- 
ся и по концепции, и по применяемым на практике методам ее осу- 
ществления.

  В «Основных  направлениях...» государственная молодежная поли- 
тика определяется как «деятельность государства, направленная на 
создание правовых, экономических и организационных условий и 
гарантий для самореализации личности молодого человека и разви- 
тия молодежных объединений, движений и инициатив». В соответст- 
вии с этим подходом выделяются девять основных направлений дея- 
тельности: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение га- 
рантий в сфере труда и занятости; государственная поддержка моло- 
дой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; под- 
держка талантливой молодежи; формирование условий, направлен- 
ных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка дея- 
тельности молодежных и детских объединений; содействие между- 
народным молодежным обменам. Дальнейшее развитие законода- 
тельства, регулирующего права и законные интересы молодых граж- 
дан от!4 доЗО лет, молодых семей, молодежных и детских общест- 
венных объединений, шло на базе «Основных направлений...». В

 

  

1995 году, например, были приняты федеральные законы  «О внесе- 
нии изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской 
Федерации», «О государственной поддержке молодых и детских об- 
щественных объединений», Семейный кодекс Российской Федерации 
и еще около 20 законов, где отражены отдельные аспекты государст- 
венной молодежной политики.

  Соответственно  построена и федеральная программа  «Молодежь 
России (1994).31

  Государственная молодежная политика выражает в отношении  к 
молодому поколению стратегическую линию государства на обеспе- 
чение социально-экономического, политического и культурного раз- 
вития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и 
уважение к истории и культуре отечества, к другим народам, на со- 
блюдение прав человека.

Объектами государственной молодежной политики являются:

      граждане  Российской Федерации (включая иностранных граж- 
дан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет,

молодые семьи (семья  впервые три года после заключения бра- 
ка), в случае рождения детей без ограничения продолжительности 
брака, а так же не полные семьи с детьми, в которых мать или отец 
не достигли 30-летнего возраста, 
молодежные объединения.

  К субъектам государственной молодежной политики  относятся 
государственные органы и их должностные лица, молодежные объе- 
динения и ассоциации, а так же сами молодые граждане.

  Государственная молодежная политика в Российской Федерации 
основывается на следующих принципах:

 
 
 
 
31 В. А. Луков / Государственная молодежная политика // Российская энциклопедия социальной работы. Том. 
1.-1997.-С. 103-108.

 

      сочетание государственных, общественных интересов и прав 
личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

      привлечения молодых граждан к негосударственному участию в 
формировании и реализации государственной политики, программ, 
касающихся молодежи и общества в целом (принцип участия);

      обеспечения правовой и социальной защищенности молодых 
граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом 
ограничения их социального статуса (принцип социальной компенсации);

      предоставления  молодому гражданину гарантированного госу- 
дарством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, 
духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессио- 
нальной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество ко- 
торых, должны обеспечивать необходимое развитие личности и под- 
готовку к самостоятельной жизни (принцип гарантий);

      приоритета  общественных инициатив по сравнению  с соответ- 
ствующей деятельностью государственных органов и учреждений 
при финансировании мероприятий и программ, касающихся молоде- 
жи (принцип субсидиарности).

  Основными целями государственной молодежной политики явля- 
ются:

      содействие  социальному, культурному, духовному  и физиче- 
скому развитию молодежи;

      недопущение дискриминации молодых граждан  по мотивам 
возраста;

      создание  условий для полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

     расширение  возможностей молодого человека в выборе своего 
жизненного пути, достижении личного успеха;

 

     

     реализация  инновационного потенциала молодежи в  интересах 
общественного развития и развития самой молодежи.

  Формирование  и реализацию государственной молодежной поли- 
тики признан, осуществлять созданный 25 мая 1999 года Государст- 
венный комитет Российской Федерации по молодежной политике.

  Целью программы является создание правовых, экономических и 
организационных механизмов осуществления государственной мо- 
лодежной политики. В этой связи предусматривается решение сле- 
дующих задач:

      обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможно- 
стях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

      создание  условий для самостоятельной, эффективной  деятель- 
ности молодежи в сфере образования, занятости и предприниматель- 
ства;

      содействие  решению жилищной проблемы, поддержка молодой 
семьи и социально ущемленных категорий молодежи;

      внедрение постоянно действующей системы  поддержки дея- 
тельности детских и молодежных организаций и их программ.

Информация о работе Технология социальной работы