Технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Процесс обновления российского общества
привел к значительным изменениям во всех сферах жизнедеятель-
ности в нашей стране. Вместе с тем он породил много новых, неред-
ко острых и неоднозначных проблем. С одной стороны, появились
новые формы собственности, типы предприятий, профессий, виды
деятельности, значительно расширились возможности проявления
инициативы, а с другой - усиливается социальное неравенство.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

  Структура программы формировалась на основе статистических 
данных, результатов социологических исследований положения мо- 
лодежи в Российской Федерации и предусматривает следующие ви- 
ды подпрограмм:

1. Создание системы  информационного обеспечения молодежи.

2.   Пути  решения жилищной проблемы молодежи.

3.   Поддержка молодой семьи.

4.   Поддержка  молодежного предпринимательства.

5.   Решение  вопросов занятости молодежи.

  6.   Развитие гражданственности и  патриотизма российской моло- 
дежи.

7.   Поддержка  талантливой молодежи.

8.   Развитие  художественного творчества молодежи.

9.   Развитие  массового спорта среди детей  и молодежи.

  10. Формирование  и развитие системы социальных  служб для мо- 
лодежи.

11. Развитие системы  детского, молодежного и семейного  отдыха.

12.Международное  молодежное сотрудничество.

  13.Система подготовки и переподготовки государственных слу- 
жащих и специалистов по работе с молодежью.

  14. Государственная поддержка деятельности детских и молодеж- 
ных объединений.

15.Система контроля  за реализацией программы. 
В соответствии с постановлением Правительства Российской Фе- 
дерации от 26 февраля 1997г. №22 «О Программе социальных ре- 
форм в Российской Федерации на период 1996-2000 годов» и в целях 
дальнейшего развития реализации государственной молодежной по- 
литики в Российской Федерации, Правительство РФ утвердило феде- 
ральную целевую программу «Молодежь России 1998-2000 годы (по- 
становление Правительства РФ от 18 июня 1997г. №746).

  Основной  целью Программы являлось дальнейшее формирование и 
укрепление правовых, экономических и организационных условий 
для гражданского становления и социальной самореализации моло- 
дежи.

  В этой связи  предусматривается решение следующих  основных за- 
дач:

     формирование  законодательно-нормативной базы, разработка и 
поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных 
форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образова- 
ния, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаве- 
дения домашним хозяйством;

      формирование  системы органов, занимающихся вопросами 
временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки 
молодежного предпринимательства;

     дальнейшее  развитие системы социальных служб  и информаци- 
онного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, 
массовых видов спорта и туризма, в том числе международного;

     поддержка и развитие различных форм художественного и тех- 
нического творчества молодежи, молодежных и детских объедине- 
ний;

      формирование  условий для духовно-нравственного  воспитания, 
гражданского и патриотического становления молодежи, всесторон- 
него развития личности.

  В условиях возникшей правовой неопределенности субъекты Рос- 
сийской Федерации взяли на себя инициативу по развитию законода- 
тельного обеспечения государственной молодежной политики. Зако- 
ны о государственной молодежной политике, о государственной 
поддержке молодежи и детских общественных объединений впервые 
или в новой редакции были приняты почти в 40 российских регио- 
нах.

  Установление  гарантий в получении минимума социальных услуг 
по информационному обеспечению, образованию, трудоустройству, 
здравоохранению и организации отдыха, социальному обслужива- 
нию, поддержке в трудной жизненной ситуации, является одной из 
основ эффективной государственной молодежной политики. В 1996- 
1997гг. Президентом Российской Федерации неоднократно ставилась 
задача приступить к законодательному закреплению государствен- 
ных минимальных стандартов по основным показателям уровня жиз- 
ни, разрабатывался законопроект, однаконе удалось выработать да- 
же подходы  к решению этой актуальной задачи.

  Зафиксированные в президентской программе «Молодежь  России» 
ожидаемые конечные результаты ее реализации оказались не выпол- 
нимыми. Система предусмотренных мероприятий не может обеспе- 
чить выполнения столь масштабных задач - задач социального раз- 
вития всей России на многие десятилетия. Достичь значимых успе- 
хов не удалось и по причине отсутствия финансирования и ресурс- 
ного обеспечения.

  Значительное  сдерживающее влияние на реализацию Программы 
оказывает слабая законодательно - нормативная база государствен- 
ной молодежной политики, как на федеральном, так и на региональ-

ном уровне; отсутствие устойчивой и полностью сформированной 
системы органов по молодежной политике в субъектах Российской 
Федерации; сложности в организационном, материально - техниче- 
ском и кадровом обеспечении основных направлений президентской 
программы.

3.2    Деятельность социальных служб работающих с молодыми 
людьми.

  Впервые понятие «социальная служба для  молодежи» появилось в 
апреле 1991года в тексте Закона СССР «Об общих началах государ- 
ственной молодежной молодежной политики в СССР». С принятием 
данного законодательного акта изменилась сама концепция социаль- 
ной работы с молодежью. Главный акцент делается не на предостав- 
лении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддерж- 
ке.

  В целом  социальные службы для молодежи осуществляют свою 
деятельность по более чем 20 направлениям. Наиболее распростра- 
ненными услугами, которые оказывают социальные службы, являют- 
ся психолого-педагогическое консультирование подростков и моло- 
дежи, экстренная психологическая помощь по телефону, социальная 
реабилитация, профориентация и трудоустройство молодежи, социо- 
культурные услуги, информационная и правовая помощь молодым 
людям.

  Специфика социальной работы с молодежью заключается  в том, 
что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а в качест- 
ве субъекта социального действия, социального обновления.

  Данные  концептуальные подходы учитываются  при создании со- 
циальных служб для молодежи, которые:

      оказывают поддержку преимущественно в  связи с проблемами 
жизненного старта (следовательно, предоставляют более широкий 
комплекс услуг);

    учитывают особенности  молодежной субкультуры;

    разрабатывают и апробируют инновационные программы;

    привлекают  общественные организации.

  Анализ  деятельности комитета по осуществлению  государственной 
молодежной политики позволяет выделить следующие основные це- 
ли социальной работы с молодежью:

      создание  системы социального обслуживания молодежи как це- 
лостной государственно-общественной системы социально-психоло- 
гического сопровождения человека;

      выявление факторов, обуславливающих развития асоциального 
поведения несовершеннолетних и молодежи;

      оказание  помощи несовершеннолетним и молодежи, оказав- 
шимся в тяжелой жизненной ситуации;

     увеличение  степени самостоятельности клиентов, их способно- 
сти контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать воз- 
никающие проблемы;

создание условий, при которых человек, не смотря на физиче- 
ское увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, со- 
храняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со сто- 
роны окружающих; и как конечная цель- 
достижение такого результата, когда необходимость в помощи 
социального работника у клиента отпадает.32

  Одним из главных направлений работы с  молодежью является со- 
действие в трудоустройстве. Значительная роль в этом вопросе при- 
надлежит органам государственной службы занятости, которые обя-

 
32 В помощь организатору социальных служб работающих с молодежью (методическое пособие).- Волгоград: 
Волгоград. Институт молодежи, 1994.- 59 с.

 

заны подыскивать  безработным подходящую работу, а  в случае не- 
обходимости — помочь им в повышении квалификации, получении 
новой профессии.

Служба занятости  занимается также подбором кадров для  работода- 
телей, информированием населения и работодателей о состоянии 
рынка труда, консультированием населения по законодательству о 
занятости и труде.

3.3    Направления содействия занятости молодежи в России.

  За время  экономических реформ в России многое изменилось в 
жизни нашего общества, но, к сожалению, далеко не в лучшую сто- 
рону. Назрела объективная необходимость разработки различных 
направлений содействия занятости молодежи, являющейся трудовым 
потенциалом  общества, и в первую очередь повышения их конку- 
рентоспособности.

  В данной категории населения выделяется ряд возрастных групп, 
занимающих определенное положение на рынке труда,35 и для каж- 
дой из них разрабатывается специальная программа занятости.

  Анализируя  положение различных групп молодежи на рынке труда 
и характерные для них формы занятости, можно сделать вывод о 
том, что основными направлениями снижения безработицы и вовле- 
чения молодежи в сферу труда являются трудоустройство, профес- 
сиональная ориентация и профподготовка (переподготовка).

  Сложности, связанные с решением проблемы вовлечения молоде- 
жи в сферу труда, в настоящее время предопределяют необходи- 
мость разработки региональных программ содействия занятости. Та- 
кие программы могли бы содержать следующие разделы:

  - «Демографическая  и социально-экономическая ситуация  в регио- 
не. Анализ занятости молодежи»;

-    «Анализ  и прогноз рынка труда в  регионе»;

      «Сдерживание массового высвобождения   и стабилизация заня- 
тости. Разработка концепции активной политики занятости молоде- 
жи в регионе»;

      «Содействие в трудоустройстве, выборе профессии, профес- 
сиональном обучении. Система мероприятий по обеспечению заня-

тости безработной молодежи. Разработка региональных программ 
профессионального обучения молодежи»;

      «Создание организационно-экономического механизма  для 
осуществления тесного сотрудничества всех заинтересованных сто- 
рон (работодателей, центров занятости, учебных заведений и т.д.) 
при разработке и реализации программы занятости молодежи»;

      «Оформление правовой основы взаимодействия заинтересован- 
ных сторон при осуществлении региональной программы занято- 
сти».

  Одним из путей решения проблемы трудоустройства  молодежи 
может быть более тесное сотрудничество центров занятости с рабо- 
тодателями, получение исчерпывающей информации об имеющихся 
свободных рабочих местах. В настоящее время создаются и внедря- 
ются компьютерные программы, предусматривающие формирование 
банка данных по учету вакансий.

  Содействие  трудоустройству могло бы развиваться  по следующим 
направлениям:

-    формирование  банка данных о вакансиях по  профессиям;

      налаживание тесных контактов службы занятости  с вновь соз- 
даваемыми предприятиями;

      оповещение работодателей о состоянии рынка рабочей силы и 
населения о наличии свободных рабочих мест;

      разработка  мероприятий по сохранению рабочих  мест в период 
массовых высвобождений;

      открытие  молодежных бирж труда, проведение ярмарок  вакан- 
сий специалистов;

      субсидирование работодателей и предпринимателей, создаю- 
щих дополнительные рабочие места для молодежи;

Информация о работе Технология социальной работы