Технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Процесс обновления российского общества
привел к значительным изменениям во всех сферах жизнедеятель-
ности в нашей стране. Вместе с тем он породил много новых, неред-
ко острых и неоднозначных проблем. С одной стороны, появились
новые формы собственности, типы предприятий, профессий, виды
деятельности, значительно расширились возможности проявления
инициативы, а с другой - усиливается социальное неравенство.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

      содействие  и финансовая помощь молодым людям  в организа- 
ции собственного дела, индивидуально-трудовой деятельности;

развитие системы  квотирования рабочих мест для молодежи; 
финансовая поддержка реализации и развития программы «Мо- 
лодежная практика».36

  Содействие  трудоустройству может осуществляться и путем даль- 
нейшего развития организации временной занятости и общественных 
работ, а так же путем широкого применения  целевой контрактной 
подготовки и  трудоустройства молодых специалистов.

  Изменить  к лучшему ситуацию положения  молодежи на рынке 
труда вряд ли возможно без укрепления и развития служб занятости 
и молодежных бирж труда. Из-за недостаточного финансирования 
этих организаций некоторые программы по содействию занятости и 
трудоустройству остаются не выполненными.

  Стабилизация  ситуации на рынке труда требует  изменения подхо- 
дов к регулированию занятости в общегосударственном масштабе.

  Главная задача Российского государства-сохранение и создание 
рабочих мест. Спад производства, и как следствие, обострение си- 
туации на рынке труда в 90-е. годы послужили основной причиной 
снижения спроса на труд, усилились процессы текучести высококва- 
лифицированных кадров, трудовой миграции, высвобождения рабо- 
чей силы. Эти негативные процессы и их последствия на протяжении 
последних десяти лет по-прежнему остаются актуальными. Для пре- 
дотвращения этих неблагоприятных явлений необходимо держать в 
поле зрения, как крупные предприятия, так и малые, где процесс 
создания новых рабочих мест внешне не очень заметен, но достаточ- 
но эффективен.

  Для улучшения  положения молодежи на рынке труда  в настоящее 
время можно развернуть работу по реализации квотирования рабо- 
чих мест для молодежи и по возможности адаптировать этот вид 
трудоустройства  к реальным   условиям. Это позволит эффективно

 
36 В.В. Макаров. Занятость молодежи как особой социальной группы: Лекция. - М, 1996.-С. 14.

 

проводить работу по содействию в трудоустройстве впервые ищу- 
щих работу.

  Как известно, низкая конкурентоспособность молодых  на рынке 
труда связана, прежде всего, с качеством их профессиональной под- 
готовки, замедленной социализацией, недостаточной предприимчи- 
востью в поисках трудового заработка. В этих целях необходима ра- 
бота по социально-трудовой адаптации молодежи к условиям рынка 
труда, поэтому необходимо создание Центров социально-трудовой 
адаптации и психологической помощи молодежи.

  Многие  выпускники испытывают трудности при  трудоустройстве в 
силу своих психологических особенностей. Они занимают выжида- 
тельную позицию на рынке труда. В связи с этим в решении вопро- 
сов трудоустройства выпускников службам занятости и другим ор- 
ганизациям, занимающимся вопросами трудоустройства молодежи, 
следует обращать большое внимание на повышение их активности и 
инициативы при поисках работы.

  Для того чтобы помочь безработным гражданам  освоить новые 
«правила» игры на рынке труда, необходимо службам занятости раз- 
рабатывать и постоянно усовершенствовать программу эффективно- 
го поиска работы. В рамках такой программы можно проводить тре- 
нинги, цель которых - формирование у участников психологической 
установки на активный самостоятельный поиск работы, умение ана- 
лизировать собственные личностные ресурсы, оценивать свои силь- 
ные и слабые стороны, способствующие или мешающие трудоуст- 
ройству. Такие тренинги помогут слушателям усвоить стиль поведе- 
ния на рынке труда, технологии поиска работы (сбор информации, 
анализ объявлений о вакансиях, правила составления резюме, техни- 
ка установления контактов по телефону, составление сценария визи- 
та к работодателю, подготовка ответов на типичные вопросы и т. п.).

 

   

  Главные психологические проблемы, возникающие  у безработных 
в процессе поиска работы, связаны с трудностями делового обще- 
ния, самопрезентации и формированием достаточно ясного пред- 
ставления о работе. Наибольшие трудности при поиске работы свя- 
заны  (по оценкам самих безработных) с их личностными качества- 
ми: неуверенностью в себе, низкой самооценкой, излишней скром- 
ностью, робостью в общении с работодателем.37 Поэтому в целях по- 
вышения самооценки безработных  необходимо параллельно с про- 
граммой технологии поиска работы проводить психологические тре- 
нинги по преодолению эмоциональных барьеров, которые препятст- 
вуют процессу трудоустройства. Особенно важно использовать такие 
тренинги при работе с безработной молодежью, которая впервые 
ищет работу или не может трудоустроиться в течение длительного 
периода.

  Показатель  эффективности психологических  тренингов и занятий 
по технологии поиска работы - смена потребительской, иждивенче- 
ской позиций их участников на активную и самостоятельную пози- 
цию. Приобретенные знания могут повысить самооценку молодых 
людей, что скажется на улучшении их эмоционального состояния, 
т.е. возрастет уверенность в своих силах, станет более оптимистич- 
ное отношение к поиску работы.

  Для предупреждения молодежной безработицы необходимо прово- 
дить профориентационную работу и  социально-психологическую 
подготовку к поведению на рынке труда среди школьников. Такая 
работа в школах могла бы проводиться в форме лекций, семинаров, 
занятий совместно со службами занятости, организациями и пред- 
приятиями, занимающиеся трудоустройством молодежи.

 
 
37 Никитина Т.Н. Безработная молодежь: технология поиска работы //Социальные технологии в XXI веке: Ма- 
териалы студенческой научной конференции. - М.: Социально-технологический институт МГУС, 2000.-С. 4-7.

 

  Молодым людям требуется помощь в умении находить необходи- 
мые сведения о будущей профессии, о потребностях на рынке труда 
для сравнения полученной информации со своими возможностями. 
Именно поэтому службам занятости в своей работе с молодежью по 
сдерживанию роста молодежной безработицы большое внимание не- 
обходимо уделять профориентационной работе со школьниками.

  Ценность  работы по профконсультированию и профориентации за- 
ключается в том, что школьники получают информацию о професси- 
ях, о состоянии рынка труда, учебных заведениях, а самое главное, 
начинают задумываться о сложностях профессионального выбора.

  В профориентационной помощи нуждаются все возрастные и со- 
циальные группы населения, но особенно молодежь, которая в пер- 
вую очередь подвержена риску долгосрочной безработицы. Именно 
по этому необходимо больше внимания уделять работе с молодежью, 
прежде всего учащейся. 

  Система профессиональной ориентации молодежи могла бы ока- 
зывать такие услуги, как:

      предоставление  постоянно обновляемой информации о сферах 
деятельности, профессиях и специальностях, пользующихся спросом 
на рынке труда, о требованиях, предъявляемых к личности, об усло- 
виях и режиме труда, а так же о возможности обучения;

      профессиональное  консультирование молодежи с целью  выяв- 
ления профессиональных интересов и склонностей, трудовой моти- 
вации, психологических и психофизических особенностей, подго- 
товка и выдача рекомендаций о наиболее приемлемой сфере дея- 
тельности;

      профессиональный  отбор (с использованием профдиагностиче- 
ского собеседования с элементами тестирования) для направления на 
обучение, отбор на имеющиеся вакансии и подбор персонала по за- 
казам работодателей.

 

      

   Профессиональное  обучение является одним из важнейших  на- 
правлений активной политики содействия занятости. Оно включает в 
себя профессиональную подготовку (первоначальное обучение), пе- 
реподготовку (переобучение), повышение квалификации.

  Основное  назначение профессионального обучения - смягчать на- 
пряженность на рынке труда, способствовать увеличению спроса на 
рабочую силу и обеспечивать эффективность её предложения, содей- 
ствовать социальному равенству молодёжи с другими группами на- 
селения.

  К наиболее важным задачам политики содействия занятости в об- 
ласти профессионального обучения молодёжи относятся:

      проведение  маркетинговых исследований профессионального 
обучения с целью расширения перечня профессий, по которым оно 
могло бы проводиться;

      организация обучения предпринимательской деятельности и 
самозанятости;

      изучение  и анализ профессиональной адаптации  на предпри- 
ятиях лиц, получивших профессиональное образование по направле- 
нию службы занятости;

      исследование  проблем профподготовки и повышения квалифи- 
кации;

     разработка  предложений по совершенствованию  действующей 
системы профессионального обучения молодёжи.

  Профессиональное  обучение должно проводиться в соответствии с 
потребностью в рабочей силе и постоянно адаптироваться к требо- 
ваниям работодателей.38

  По мнению самой молодёжи, для того, что  бы быт уверенным в 
возможности получения работы необходимо:

38 В. В. Макаров. Занятость молодежи как особой социальной группы. Лекция. - М: Российский учебный центр 
Федеральной службы занятости России, 1996.-С. 14-16.

 

    1) Получить  высшее образование       49,5%

2) Обучаться  навыкам бизнеса 28%

3) Научиться  работать на компьютере   26%

4) Изучать иностранный  язык 25%

5) Получать правовую  подготовку 13%

6) Получить водительские  права 9,5%

7) Пройти военную спецподготовку       3% 39

  Из этого  видно, что молодые люди предъявляют  к себе достаточно 
высокие требования, а значит, они предъявляют и высокие требова- 
ния к своему будущему рабочему месту. Поэтому проблема моло- 
дёжной занятости - это не столько  проблема количества рабочих 
мест, сколько их качества. И для того, что бы повысить конкуренто- 
способность выпускников, учебные заведения должны координиро- 
вать свою деятельность при составлении своих учебных планов, про- 
грамм, по внедрению в учебный процесс прогрессивные формы обу- 
чения, эффективных методик.

  Улучшению качества обучения и переобучения молодёжи могли 
бы способствовать:

      развитие  сети образовательных учреждений, использующих 
прогрессивные методы обучения;

      дальнейшее  совершенствование принципов, форм и методов 
профессионального обучения;

   разработка  проекта организации стажировки выпускников выс- 
ших учебных заведений на различных предприятиях и организациях; 
совершенствование работы учебных центров. Для более успешного 
решения проблемы молодежной занятости необходимо;

     добиваться  равноценности квалифицированных  сертификатов, 
выдаваемых в школе и ПТУ;

 
 
39 А. Г. Козлов. Социальная сущность  безработицы.- М.: Социально-технологический  институт, 1999.- С. 60

 

восстановить  традиции социального заказа в школе, ВУЗах, с 
учетом нарушенных шефских связей с трудовыми коллективами; 
стандартизировать уровень знаний и умений, необходимых 
профессионалу с учётом его квалификации;

      обеспечить  правовое обеспечение скоординированного процес- 
са профподготовки и социализации молодёжи.40

  В заключение хотелось бы отметить то, что направления  социаль- 
ной политики государства в области решения проблемы занятости 
молодёжи правильны, хотя требуют существенных доработок и не- 
малых материальных вложений, а также жёсткого контроля за её 
реализацией.

  Однако  реализация предпринимаемых законов  и других норматив- 
ных правовых актов в интересах молодежи остается проблематич- 
ной. Урегулирование важных вопросов, укрепление гарантийных ме- 
ханизмов в формах права оказывается в противоречии с практикой 
правонарушения конституционных гарантий в отношении граждан, в 
том числе и молодых.

  Усилия  органов государственной власти по обеспечению гарантий 
в сфере труда и занятости молодежи остаются малоэффективными, 
предпринимаемые меры не успевают за динамично развивающимися 
социальными процессами - и негативными и позитивными. Разрыв 
между масштабом задачи и возможностями по ее разрешению слиш- 
ком значителен.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
40 Т. Н. Никитина. Безработная молодежь: технология поиска работы // Социальные технологии в XXI веке. Ма- 
териалы студенческой научной конференции.- М, 2000.- С. 4-7.
 
 
 

Информация о работе Технология социальной работы