Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:03, курсовая работа
Актуальность темы. Процесс обновления российского общества
привел к значительным изменениям во всех сферах жизнедеятель-
ности в нашей стране. Вместе с тем он породил много новых, неред-
ко острых и неоднозначных проблем. С одной стороны, появились
новые формы собственности, типы предприятий, профессий, виды
деятельности, значительно расширились возможности проявления
инициативы, а с другой - усиливается социальное неравенство.
содействие
и финансовая помощь молодым людям
в организа-
ции собственного дела, индивидуально-трудовой
деятельности;
развитие системы
квотирования рабочих мест для молодежи;
финансовая поддержка реализации и развития
программы «Мо-
лодежная практика».36
Содействие
трудоустройству может
нейшего развития организации временной
занятости и общественных
работ, а так же путем широкого применения
целевой контрактной
подготовки и трудоустройства молодых
специалистов.
Изменить
к лучшему ситуацию положения
молодежи на рынке
труда вряд ли возможно без укрепления
и развития служб занятости
и молодежных бирж труда. Из-за недостаточного
финансирования
этих организаций некоторые программы
по содействию занятости и
трудоустройству остаются не выполненными.
Стабилизация
ситуации на рынке труда требует
изменения подхо-
дов к регулированию занятости в общегосударственном
масштабе.
Главная
задача Российского государства-сохранение
и создание
рабочих мест. Спад производства, и как
следствие, обострение си-
туации на рынке труда в 90-е. годы послужили
основной причиной
снижения спроса на труд, усилились процессы
текучести высококва-
лифицированных кадров, трудовой миграции,
высвобождения рабо-
чей силы. Эти негативные процессы и их
последствия на протяжении
последних десяти лет по-прежнему остаются
актуальными. Для пре-
дотвращения этих неблагоприятных явлений
необходимо держать в
поле зрения, как крупные предприятия,
так и малые, где процесс
создания новых рабочих мест внешне не
очень заметен, но достаточ-
но эффективен.
Для улучшения
положения молодежи на рынке труда
в настоящее
время можно развернуть работу по реализации
квотирования рабо-
чих мест для молодежи и по возможности
адаптировать этот вид
трудоустройства к реальным
условиям. Это позволит эффективно
36 В.В.
Макаров. Занятость молодежи как особой
социальной группы: Лекция. - М, 1996.-С. 14.
проводить работу
по содействию в трудоустройстве впервые
ищу-
щих работу.
Как известно,
низкая конкурентоспособность молодых
на рынке
труда связана, прежде всего, с качеством
их профессиональной под-
готовки, замедленной социализацией, недостаточной
предприимчи-
востью в поисках трудового заработка.
В этих целях необходима ра-
бота по социально-трудовой адаптации
молодежи к условиям рынка
труда, поэтому необходимо создание Центров
социально-трудовой
адаптации и психологической помощи молодежи.
Многие
выпускники испытывают трудности при
трудоустройстве в
силу своих психологических особенностей.
Они занимают выжида-
тельную позицию на рынке труда. В связи
с этим в решении вопро-
сов трудоустройства выпускников службам
занятости и другим ор-
ганизациям, занимающимся вопросами трудоустройства
молодежи,
следует обращать большое внимание на
повышение их активности и
инициативы при поисках работы.
Для того
чтобы помочь безработным гражданам
освоить новые
«правила» игры на рынке труда, необходимо
службам занятости раз-
рабатывать и постоянно усовершенствовать
программу эффективно-
го поиска работы. В рамках такой программы
можно проводить тре-
нинги, цель которых - формирование у участников
психологической
установки на активный самостоятельный
поиск работы, умение ана-
лизировать собственные личностные ресурсы,
оценивать свои силь-
ные и слабые стороны, способствующие
или мешающие трудоуст-
ройству. Такие тренинги помогут слушателям
усвоить стиль поведе-
ния на рынке труда, технологии поиска
работы (сбор информации,
анализ объявлений о вакансиях, правила
составления резюме, техни-
ка установления контактов по телефону,
составление сценария визи-
та к работодателю, подготовка ответов
на типичные вопросы и т. п.).
Главные
психологические проблемы, возникающие
у безработных
в процессе поиска работы, связаны с трудностями
делового обще-
ния, самопрезентации и формированием
достаточно ясного пред-
ставления о работе. Наибольшие трудности
при поиске работы свя-
заны (по оценкам самих безработных)
с их личностными качества-
ми: неуверенностью в себе, низкой самооценкой,
излишней скром-
ностью, робостью в общении с работодателем.37
Поэтому в целях по-
вышения самооценки безработных необходимо
параллельно с про-
граммой технологии поиска работы проводить
психологические тре-
нинги по преодолению эмоциональных барьеров,
которые препятст-
вуют процессу трудоустройства. Особенно
важно использовать такие
тренинги при работе с безработной молодежью,
которая впервые
ищет работу или не может трудоустроиться
в течение длительного
периода.
Показатель
эффективности психологических
тренингов и занятий
по технологии поиска работы - смена потребительской,
иждивенче-
ской позиций их участников на активную
и самостоятельную пози-
цию. Приобретенные знания могут повысить
самооценку молодых
людей, что скажется на улучшении их эмоционального
состояния,
т.е. возрастет уверенность в своих силах,
станет более оптимистич-
ное отношение к поиску работы.
Для предупреждения
молодежной безработицы необходимо
прово-
дить профориентационную работу и
социально-психологическую
подготовку к поведению на рынке труда
среди школьников. Такая
работа в школах могла бы проводиться
в форме лекций, семинаров,
занятий совместно со службами занятости,
организациями и пред-
приятиями, занимающиеся трудоустройством
молодежи.
37
Никитина Т.Н. Безработная молодежь: технология
поиска работы //Социальные технологии
в XXI веке: Ма-
териалы студенческой научной конференции.
- М.: Социально-технологический институт
МГУС, 2000.-С. 4-7.
Молодым
людям требуется помощь в умении
находить необходи-
мые сведения о будущей профессии, о потребностях
на рынке труда
для сравнения полученной информации
со своими возможностями.
Именно поэтому службам занятости в своей
работе с молодежью по
сдерживанию роста молодежной безработицы
большое внимание не-
обходимо уделять профориентационной
работе со школьниками.
Ценность
работы по профконсультированию и профориентации
за-
ключается в том, что школьники получают
информацию о професси-
ях, о состоянии рынка труда, учебных заведениях,
а самое главное,
начинают задумываться о сложностях профессионального
выбора.
В профориентационной
помощи нуждаются все возрастные
и со-
циальные группы населения, но особенно
молодежь, которая в пер-
вую очередь подвержена риску долгосрочной
безработицы. Именно
по этому необходимо больше внимания уделять
работе с молодежью,
прежде всего учащейся.
Система
профессиональной ориентации молодежи
могла бы ока-
зывать такие услуги, как:
предоставление
постоянно обновляемой
деятельности, профессиях и специальностях,
пользующихся спросом
на рынке труда, о требованиях, предъявляемых
к личности, об усло-
виях и режиме труда, а так же о возможности
обучения;
профессиональное
консультирование молодежи с целью
выяв-
ления профессиональных интересов и склонностей,
трудовой моти-
вации, психологических и психофизических
особенностей, подго-
товка и выдача рекомендаций о наиболее
приемлемой сфере дея-
тельности;
профессиональный
отбор (с использованием профдиагностиче-
ского собеседования с элементами тестирования)
для направления на
обучение, отбор на имеющиеся вакансии
и подбор персонала по за-
казам работодателей.
Профессиональное
обучение является одним из важнейших
на-
правлений активной политики содействия
занятости. Оно включает в
себя профессиональную подготовку (первоначальное
обучение), пе-
реподготовку (переобучение), повышение
квалификации.
Основное
назначение профессионального обучения
- смягчать на-
пряженность на рынке труда, способствовать
увеличению спроса на
рабочую силу и обеспечивать эффективность
её предложения, содей-
ствовать социальному равенству молодёжи
с другими группами на-
селения.
К наиболее
важным задачам политики содействия
занятости в об-
ласти профессионального обучения молодёжи
относятся:
проведение
маркетинговых исследований профессионального
обучения с целью расширения перечня профессий,
по которым оно
могло бы проводиться;
организация
обучения предпринимательской
самозанятости;
изучение
и анализ профессиональной адаптации
на предпри-
ятиях лиц, получивших профессиональное
образование по направле-
нию службы занятости;
исследование
проблем профподготовки и повышения
квалифи-
кации;
разработка
предложений по совершенствованию
действующей
системы профессионального обучения молодёжи.
Профессиональное
обучение должно проводиться в соответствии
с
потребностью в рабочей силе и постоянно
адаптироваться к требо-
ваниям работодателей.38
По мнению
самой молодёжи, для того, что
бы быт уверенным в
возможности получения работы необходимо:
38 В. В. Макаров.
Занятость молодежи как особой социальной
группы. Лекция. - М: Российский учебный
центр
Федеральной службы занятости России,
1996.-С. 14-16.
1) Получить высшее образование 49,5%
2) Обучаться навыкам бизнеса 28%
3) Научиться работать на компьютере 26%
4) Изучать иностранный язык 25%
5) Получать правовую подготовку 13%
6) Получить водительские права 9,5%
7) Пройти военную спецподготовку 3% 39
Из этого
видно, что молодые люди предъявляют
к себе достаточно
высокие требования, а значит, они предъявляют
и высокие требова-
ния к своему будущему рабочему месту.
Поэтому проблема моло-
дёжной занятости - это не столько проблема
количества рабочих
мест, сколько их качества. И для того,
что бы повысить конкуренто-
способность выпускников, учебные заведения
должны координиро-
вать свою деятельность при составлении
своих учебных планов, про-
грамм, по внедрению в учебный процесс
прогрессивные формы обу-
чения, эффективных методик.
Улучшению
качества обучения и переобучения молодёжи
могли
бы способствовать:
развитие
сети образовательных учреждений, использующих
прогрессивные методы обучения;
дальнейшее
совершенствование принципов, форм и методов
профессионального обучения;
разработка
проекта организации стажировки
выпускников выс-
ших учебных заведений на различных предприятиях
и организациях;
совершенствование работы учебных центров.
Для более успешного
решения проблемы молодежной занятости
необходимо;
добиваться
равноценности
выдаваемых в школе и ПТУ;
39
А. Г. Козлов. Социальная сущность
безработицы.- М.: Социально-технологический
институт, 1999.- С. 60
восстановить
традиции социального заказа в школе,
ВУЗах, с
учетом нарушенных шефских связей с трудовыми
коллективами;
стандартизировать уровень знаний и умений,
необходимых
профессионалу с учётом его квалификации;
обеспечить
правовое обеспечение скоординированного
процес-
са профподготовки и социализации молодёжи.40
В заключение
хотелось бы отметить то, что направления
социаль-
ной политики государства в области решения
проблемы занятости
молодёжи правильны, хотя требуют существенных
доработок и не-
малых материальных вложений, а также
жёсткого контроля за её
реализацией.
Однако
реализация предпринимаемых законов
и других норматив-
ных правовых актов в интересах молодежи
остается проблематич-
ной. Урегулирование важных вопросов,
укрепление гарантийных ме-
ханизмов в формах права оказывается в
противоречии с практикой
правонарушения конституционных гарантий
в отношении граждан, в
том числе и молодых.
Усилия
органов государственной власти
по обеспечению гарантий
в сфере труда и занятости молодежи остаются
малоэффективными,
предпринимаемые меры не успевают за динамично
развивающимися
социальными процессами - и негативными
и позитивными. Разрыв
между масштабом задачи и возможностями
по ее разрешению слиш-
ком значителен.
40 Т. Н. Никитина.
Безработная молодежь: технология поиска
работы // Социальные технологии в XXI веке.
Ма-
териалы студенческой научной конференции.-
М, 2000.- С. 4-7.