Теория структурации Энтони Гидденса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:52, лекция

Описание работы

Английский социолог Энтони Гидденс подвергает критике как объективные теории(структурализм, функционализм), так и радикальные концепции «интерпретативной»(т.е.феноменологической) социологии, полагая, что как первые, так и вторые односторонне подходят больше к анализу социальной действительности.

Работа содержит 1 файл

Теория структурации Энтони Гидденса.docx

— 14.92 Кб (Скачать)

Теория структурации Энтони Гидденса.

Английский  социолог Энтони Гидденс подвергает критике как объективные теории(структурализм, функционализм), так и радикальные концепции «интерпретативной»(т.е.феноменологической) социологии, полагая, что как первые, так и вторые односторонне подходят больше к анализу социальной действительности.

Объективные теории, как было отмечено, фактически «выносят за скобки» социального  анализа реальных людей и их повседневные практики. Феноменологическая социология, наоборот же, придает статус именно роли субъективным отношениям в конструировании  социальной реальности.

Безусловно, социальная реальность изменчива, но эта изменчивость не означает, что у общества нет устойчивой структуры. И хотя структурные характеристики общества являются продуктом социальных действий индивидов, Гидденс в них вкладывает определенный смысл.

1.Социальная деятельность  носит повторяющийся, преемственный  характер. Она направлена на непрерывное  воспроизводство актерами условий,  которые делают эту деятельность  возможной.

2.Социальные действия  рациональны, но это особая  повседневная рациональность. Ну здесь имеется в виду в виду, что способность индивидов без суеты постоянно поддерживать необходимый для повседневной жизни уровень практического понимания (знания). Практическое знание далеко не всегда носит мотивированный характер. Его смысл в другом: в обыденном отслеживании индивидами своих действий. Такое отслеживание Гидденс называет рефлексивным мониторингом. Благодаря этому, индивиды, можно сказать «включаются» в социальный процесс.

Деятельность, основанная на практическом знании, характеризуется  рутинностью, т.е. имеет вид само-собой разумеющегося действия. Рациональность таких действий в том, что индивиды,не вникая в суть вещей, способны продолжать длить свою жизнь как непрерывный целостный процесс.

В основе рациональных действий лежат рутинные правила, шаблоны, которые  используются индивидами в повседневные жизненных ситуациях. Гидденс подчеркивает: что особенность обыденной рациональности в том, что она включает в себя сами процедуры применения правил в той или иной обыденной ситуации. В повседневной жизни люди не просто применяют санкционированные обществом правила.  Эти правила включаются в результате практики.

Люди выступают компетентными  участниками повседневной жизни. Эта  компетентность – выражается в том, что каждый знает, что ему делать в той или иной ситуации, что  должны делать  другие в качестве таких же компетентных участников.

3.В социальной практике  индивидов задействованы как  намеренные так и ненамеренные действия. Большинство действий носит ненамеренный характер и имеют непредвиденные последствия. С точки зрения Гидденса , важно не столько намерение, сколько воля людей последовательно осуществлять регулярные действия в конкретное время, в конкретном пространстве, также чтобы они были уместны.

Непредвиденные последствия  обусловлены природой социальной коммуникации  как процесса передачи значений. Гидденс справедливо указывает на то, что направленная коммуникация не играет в этом процессе доминирующую роль.

Итак, социальная реальность, По Гидденсу, производна от индивидов, от их способности самопознания, отслеживания  своих действий

Энтони Гидденс вводит понятие структуры с помощью идей структурации и дуальности. Говоря о структуре , то он имеет здесь в виду такие качества , которые структурируют , упорядочивают социальные практики во времени и пространстве.

Теперь определение, социальная структура – это виртуальный, внутренний порядок, выраженный в отпечатках в памяти, формулах , схемах и сценариях действий.

Всё конечно это не означает, что Гидденс отказывает социальной структуре в объективном статусе. Однако структурные характеристики не существуют вне процесса их постоянного воспроизводства. Т.е.они одновременно являются и средствами и продуктом повседневной жизни.

Также, Гидденс подчеркивает, что индивиды не являются автоматами, слепо копирующие шаблонные действия. «Структура не имеет существования  , независимого от знания, которым располагают агенты о том, что они делают в своей повседневной деятельности»

Эти знания, как было уже сказано  носят практический характер. Т.е. он постоянно проявляется в том, что индивиды моделируют свою повседневную жизнь.

Структурация –понятие , объясняющее механизм динамики и воспроизводства соц.порядков. Гидденс указывает на три основные составляющие  этого механизма: 1.обозначение 2.доминирование 3.легитимация (утверждение полномочия, правоспособности)

Все они взаимосвязаны  и представляют собой  проявления единого целого. Как подчеркивает Гидденс, отличить их друг от друга можно только аналитически.

Так , знаковые системы могут выполнять коммуникативные функции (обозначения), только в контексте с властными действиями (доминированием) и их нормативным закреплением (легитимацией)

Знаковые системы, нормативные  порядки, ресурсы власти, легальные  институты существуют вами по себе, но только через структурную деятельность индивидов, которая обеспечивает связь , взаимодополнение,  регулярность практик обозначения, доминирования, легитимации.

Так, социальные нормы, по Гидденсу, сами по себе не будут эффективными Важно, чтобы те , на кого эти нормы направлены, с ними считались . Поэтому необходимо поддерживать эти нормы путем «эффективной мобилизации  санкций в конкретных контекстах ситуаций»

 


Информация о работе Теория структурации Энтони Гидденса