Удовлетворенность трудом как фактор его эффективности и интегральный показатель мотивации труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать мотивацию труда для определения понятия удовлетворённость трудом.

Основываясь на данной цели, выделим следующие задачи:

1. Определить составляющие трудовой деятельности.

4. Классифицировать основные мотивы к труду.

5. Выявить механизмы динамики мотивации.

6. Рассмотреть, как взаимосвязаны между собой понятия «мотивация к

труду» и «удовлетворённость трудом».

7. Рассмотреть такие мотивации труда как: моральные потребности, социально-сравнительный мотив и потребительский мотив.

Объектом данной курсовой работы является: удовлетворённость трудом.

Содержание

Введение

1. Удовлетворенность как характеристика отношения к труду.

1.1 Составляющие трудовой деятельности, как неотъемлемая часть

работы в трудовом коллективе.

1.2 Факторы, влияющие на удовлетворённость трудом.

2. Взаимосвязь трудовых мотивов и удовлетворенности трудом.

2.1Составляющие трудовой мотивации

2.2 Классификация трудовых мотивов.





Приложения. Отношение к труду рабочих России и Германии.

Факторы, оказывающие влияние на трудовую мотивацию персонала

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социологиягии труда. Удовлетворенность трудом какинтегральный показатель мотивации труда.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Длительность (стаж) трудовой деятельности. Этот фактор обычно рассматривают как способствующий удовлетворенности, поскольку со временем происходит адаптация к неблагоприятным сторонам труда. Но на любом этапе трудовой карьеры может наблюдаться неудовлетворенность; это значит, что полная и абсолютная адаптация в определенных случаях вообще невозможна. Длительность и стаж трудовой деятельности могут и отрицательно повлиять на удовлетворенность трудом, если со временем исчерпывается содержательность, исчезают элементы новизны в работе, не реализуются какие-то ожидания.

     Этапы трудового цикла. Трудовая деятельность носит циклический характер. В процессе достижения конечного результата труда могут быть выделены начальный, средний и конечный этапы, имеющие более или менее четкие границы, которые задаются критерием готовности продукции или просто рабочим временем.

     Информированность. На любые оценочные отношения индивидов и групп влияет наличие или отсутствие «сравнительного плана». Индивид или группа воспринимают характер и условия своей трудовой деятельности путем их сравнения с характером и условиями трудовой деятельности других, т.е. в других организациях, профессиях, даже странах, для чего необходимо быть в определенной мере осведомленным. Это обстоятельство всегда учитывается в социологических исследованиях. Информированность может иметь как положительное значение, способствовать более правильной, адекватной оценке, что особенно существенно в случае низкой удовлетворенности, вызванной преувеличением трудностей и неблагоприятности своего труда, так и отрицательное, использоваться в спекулятивном плане. Изучая представления работников и трудовых групп о наличии или отсутствии лучшей работы, чем их собственная, необходимо ограничивать сравнение конкретными профессией, специальностью, занятием.

     Особенная материальная или  моральная мотивация  труда. Если работник или группа по каким-то причинам увлечены содержанием работы, придают большое значение выполняемым задачам и функциям, то им свойственно игнорировать неблагоприятные стороны характера и условий труда как нечто второстепенное. Содержательная привлекательность или осознание необходимости трудовой деятельности притупляет критичность к ее характеру и условиям. Подобное влияние на удовлетворенность трудом оказывает и заработная плата. Как и любой другой механизм поощрения и компенсации, она способна понижать критичность к характеру и условиям труда, если достаточно высока.

     Административный  режим в организации. С одной стороны, выражаемая работником или трудовой группой удовлетворенность трудом может быть простым следствием нежелания, нерасположенности критиковать администрацию. В этом случае удовлетворенность – это скрытый вариант конформизма. С другой – выражение неудовлетворенности может быть простым способом демонстрации угрозы, нагнетания требований и оказания давления на администрацию.

     Поддержание положительной оценки и самооценки. Выражение удовлетворенности трудом работником или трудовой группой может быть просто демонстрацией или внушением уверенности в себе, что помогает сохранить авторитет и улучшить настроение. Неудовлетворенность трудом может интерпретироваться со стороны как слабость, несоответствие квалификации, неспособность к выполнению каких-то задач и функций и решению каких-то проблем на рабочем месте. Проявлением фактора социальной оценки  и самооценки может быть ситуация, когда работник или трудовая группа более положительно оценивает то, что от них зависит, и менее – то, что не зависит. Наблюдения и исследования зарубежных социологов показали, что оценку «удовлетворен» люди чаще распространяют на содержание собственного труда, а оценку «неудовлетворен» - на его условия.

     Уровень ожидания. Данный фактор универсален, проявляется во всех видах социальной удовлетворенности. Она имеет два наиболее типичных и значимых варианта: а) наличие или отсутствие ожиданий (отсутствие ожиданий способно положительно влиять на удовлетворенность по сравнению с ситуацией, когда какие-то ожидания существуют); б) несоответствие ожиданий реальности (завышенные ожидания влияют на удовлетворенность отрицательно, а заниженные – положительно).

     Официальное и публичное внимание к проблемам труда. Если о проблемах труда работника или трудовой группы знают другие, администрация, признают их, выражают сочувствие, то эти проблемы переживаются легче. 

     Мнение  экспертов и общественное мнение. Далеко не всегда конкретный работник или конкретная микрогруппа формирует самостоятельно оценочное мнение о своем труде. Например, если специалисты назвали данную работу опасной, тяжелой, вредной, то и сами работники начинают считать ее таковой. Совершенно неожиданно и необъяснимо могут проявляться именно групповые одобрение или осуждение организации труда, трудового задания. Аналогичное влияние на удовлетворенность оказывают и различные слухи о проблемах и перспективах производства5.

 

                                                   

        2. Взаимосвязь трудовых мотивов и удовлетворенности трудом. 

§1. Классификация трудовых мотивов

     Применительно к труду понятие мотивов и  мотивации отражает субъективные факторы побуждения трудовой деятельности, активности в ней.

     Одно  из противоречий мотивации труда  заключается в следующем. Мотивы – это реальные факторы трудовой деятельности, т.е. трудовая деятельность реагирует на них, регулируется ими подчиняется им. В то же время они не всегда адекватно осознаются самим человеком. Социологические исследования позволяют убедится в том, что не все люди как работники способны анализировать и выражать в точных суждениях свое отношение к труду, точно сформулировать ответы на различные вопросы о том, почему они работают, работают лучше или хуже, в чем причина их хорошей или плохой работы. Немногие способны выразить свое отношение к труду единым, обобщающим философским понятием, к которому они пришли сами в процессе собственной трудовой деятельности, которое могут назвать собственным трудовым «опытом».

     Различные аспекты мотивации труда имеют  различный индекс осознанности и выражаемости вообще или для данной социальной категории людей. Однако всегда есть такие аспекты, которые доступны и близки большинству6.

     До  недавнего времени одной из популярных мотиваций к данному виду трудовой деятельности являлось преемственность  поколений, когда в семье было целое поколение врачей, преподавателей или, например, инженеров. Такое явление и сейчас имеет место, но в реалиях современности оно идёт на спад, что возможно связано с утратой престижа и так называемого «удешевления» труда, и то же время с появлением новых высокооплачиваемых профессий. Очень часто можно столкнуться с тем, что человек трудится совершенно в противоположной той сфере, в которой бы хотел.

     Современное общество формирует заказы на специалистов той или иной профессии. И человеку ничего не остаётся кроме как подстраиваться под этот социальный заказ.

     В социологической науке существует давняя традиция деления потребностей на первичные и вторичные. К первичным относятся естественные и материальные, ко вторичным – социальные и моральные потребности. В соответствии с этим различают первичные и вторичные мотивы.

     Соотношение между ними сложно, имеет свои варианты, что является поводом к возникновению  разных теорий и прикладных методов  социальной технологии. Во-первых, если первичные потребности весомее вторичных, то только первоначальное удовлетворение первичных придает вторичным силу мотивов активности. Во-вторых, если первичные и вторичные потребности равноценны, одинаково весомы, то только их одновременная реализация дает эффективные и приемлемые мотивы к труду. В-третьих, если в полной мере по каким-то причинам отсутствуют возможность и условия реализации первичных потребностей, то их мотивационные функции переносятся на вторичные, поскольку вне мотивов деятельность вообще невозможна. В четвертых, в реальном механизме мотивации трудовой деятельности первичные и вторичные  потребности часто трудноразличимы, смешаны, совпадают друг с другом. В пятых, вторичные весомее первичных. Существуют случаи, когда материальное не может заменить и компенсировать моральное. Кроме того, материальный стимул значительно преломляется через моральную природу человека7.

     Данное  положение может быть спорным, потому как трудящийся это не просто машина с определёнными функциями, это  прежде всего человек, у которого есть материальные и духовные потребности. Невозможно удовлетворять одни и совсем забыть о других. Если человек будет трудиться только во имя духовных ценностей и не получать никакой материальной компенсации, то как же он сможет существовать, питаться, кормить семью? В идеале труд человека должен сочетать, а вовсе не делить потребности, сливать их воедино, чтобы их удовлетворение могло благотворно воздействовать на все аспекты жизни. 

     В контексте вышесказанного интересно  рассмотреть исследование, проведённое на предприятиях Удмуртской области, основной целью которого было выяснение особенностей отношения рабочих к своей профессии, их ориентации на образовательную и трудовую активность, оценки личного образовательного и трудового потенциала. Как известно, непривлекательность рабочих профессий вызвана не только низким уровнем зарплаты в большинстве групп, но и неблагоприятными условиями труда, отсутствием технологических инноваций и т.д.

     Самооценка  некоторых характеристик  труда рабочих  в целом и по ряду отраслей (средний балл по 5-балльной системе)

Характеристика Средний балл по всем отраслям Топливная Строительство Машиностроение  и металлообработка
Санитарно-гигиенические  условия 2,9 3,2 2,4 2,9
Физическая  напряжённость труда 3,9 3,9 4,2 3,7
Умственная  напряжённость труда 3,2 4,1 3,1 3,2
Заработная  плата 2,8 3,7 3,3 2,5
Возможность карьерного роста 2,3 2,9 2,4 1,9
Уровень ответственности труда 3,9 4,6 3,8 3,9
Отношения с коллективом 4,3 4,5 4,4 4,2
Отношения с руководством 3,7 4,0 4,0 3,5
Престижность  работы 2,9 4,1 3,5 2,5
 

     Анализ  данных исследования позволил сделать  вывод, что мотивация выбора рабочей профессии довольно разнообразна. Мотивы существенно варьируют в зависимости от возраста, стажа, отрасли, профессиональных ориентаций работника. Однако, в целом, и это характерно практически для всех групп рабочих, заработная плата играет определяющую роль при выборе профессии (26,6%). Затем следуют престиж профессии (21%), влияние друзей (18,7%), неудача при поступлении в вуз, техникум (17,7%), признание временного характера работы (16,4%), стремление попробовать силы, развить способности (13,1%), продолжение семейной традиции (6,3%), призвание (5,3%)8.

     Целесообразно различать такие виды мотивов  к труду, как доминирующие и фоновые. В реальной деятельности одного и того же субъекта функционирует целая совокупность мотивов. Только вместе они дают достаточный, сильный мотивационный эффект. В то же время совокупность мотивов деятельности одного и того же субъекта представляет собой иерархию, в которой одни мотивы превосходят другие по значимости, актуальности. Человек сосредоточен на выборе, стремится видеть «главное», поэтому какие-то мотивы являются лишь фоном, хотя в действительности они также существенны.

     Еще один вид мотивов – так называемые ранговые. Общая логика данного вида заключается в следующем: мотив определяется соотношением удовлетворенных и неудовлетворенных потребностей, т.е. уже достигнутым и еще желаемым. Мотивы к труду в значительной мере формируются по ранговому принципу. В качестве рангов здесь в основном выступают социально-экономическое положение, условия труда и должностной статус.

     На  социологическом уровне можно изучать  различные мотивационные сдвиги в отношении людей к труду  в моменты ранговых перемещений, в случаях повышения оплаты, продвижения в должности, улучшения условий труда, положительного изменения содержания работы.

     Наконец, следует различать такие виды мотивов, как реальные, демонстративные и защитные. Реальные мотивы – это действительные причины, побуждающие к активности. Демонстративные провозглашаются в качестве таковых, называются официально, публично. Человек может объяснять свое трудовое поведение неадекватно реальным мотивам. Демонстративные мотивы основываются на общепринятых ценностях. Защитные мотивы – это разного рода самовнушения. Если трудовая деятельность осуществляется вынужденно, а достаточная и положительная мотивация отсутствуют, то она компенсируется воображением9.

Информация о работе Удовлетворенность трудом как фактор его эффективности и интегральный показатель мотивации труда