Удовлетворенность трудом как фактор его эффективности и интегральный показатель мотивации труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать мотивацию труда для определения понятия удовлетворённость трудом.

Основываясь на данной цели, выделим следующие задачи:

1. Определить составляющие трудовой деятельности.

4. Классифицировать основные мотивы к труду.

5. Выявить механизмы динамики мотивации.

6. Рассмотреть, как взаимосвязаны между собой понятия «мотивация к

труду» и «удовлетворённость трудом».

7. Рассмотреть такие мотивации труда как: моральные потребности, социально-сравнительный мотив и потребительский мотив.

Объектом данной курсовой работы является: удовлетворённость трудом.

Содержание

Введение

1. Удовлетворенность как характеристика отношения к труду.

1.1 Составляющие трудовой деятельности, как неотъемлемая часть

работы в трудовом коллективе.

1.2 Факторы, влияющие на удовлетворённость трудом.

2. Взаимосвязь трудовых мотивов и удовлетворенности трудом.

2.1Составляющие трудовой мотивации

2.2 Классификация трудовых мотивов.





Приложения. Отношение к труду рабочих России и Германии.

Факторы, оказывающие влияние на трудовую мотивацию персонала

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социологиягии труда. Удовлетворенность трудом какинтегральный показатель мотивации труда.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки РФ

                                        Тульский государственный университет

     Кафедра социологии и политологии 
 

     Курсовая работа по дисциплине

     «Социология труда»

     Удовлетворенность трудом как фактор его эффективности  и 

     интегральный показатель мотивации труда. 
 
 
 
 

     Студентка гр.820491 Мартыненко У.П.

                                     Научный руководитель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Тула 2011 
                                                                          
Содержание 

     Введение

        1. Удовлетворенность как характеристика отношения к труду.

      1.1 Составляющие трудовой деятельности, как неотъемлемая часть

      работы в трудовом коллективе.

      1.2 Факторы, влияющие на удовлетворённость трудом.

          2. Взаимосвязь трудовых мотивов и удовлетворенности трудом.

      2.1Составляющие трудовой мотивации

          2.2 Классификация трудовых мотивов.

          

       

Приложения. Отношение к труду рабочих России и Германии.

Факторы, оказывающие влияние на трудовую мотивацию персонала

     Заключение

          Список литературы

 

                                                   Введение

     Выбранная тема курсовой работы никогда не потеряет своей научной притягательности, т.к. вряд ли в ближайшее время отпадет необходимость в квалифицированном, качественном и результативном труде. Еще долгое время экономистов, социологов и просто рабочую администрацию будут волновать вопросы стимулирования труда и  удовлетворенность им.

     Труд  был и всегда будет «трудным», т.е. преимущественно вынужденным и не совсем приятным занятием. Это, прежде всего, связано с тем, что образовательный и культурный уровень людей постоянно повышается, а характер, условия и организация труда совершенствуются медленно в плане их привлекательности для человека. Единственно разумное и реальное – компенсировать тяготы труда качеством внерабочей жизни, ценностями быта, досуга, культуры.

     Удовлетворенность трудом является актуальной проблемой. Ее разрешение и возможно, и необходимо. Не достигнуты пределы гуманизации труда на основе технического, организационного, эстетического и социального совершенствования его характера и условий. Существенному повышению удовлетворенностью трудом могут способствовать и такие институты, как регулирование профессиональных ориентаций, трудовое воспитание и образование, социально-психологические службы по практической адаптации к труду, правовая работа в области трудовых отношений.

     Цель  данной курсовой работы: исследовать мотивацию труда для определения понятия удовлетворённость трудом.

    Основываясь на данной цели, выделим следующие  задачи:

    1. Определить составляющие трудовой деятельности.

    4. Классифицировать основные мотивы  к труду.

    5. Выявить механизмы динамики мотивации.

    6. Рассмотреть, как взаимосвязаны между собой понятия «мотивация к

    труду» и «удовлетворённость трудом».

    7. Рассмотреть такие мотивации  труда как: моральные потребности, социально-сравнительный мотив и потребительский мотив.

    Объектом данной курсовой работы является: удовлетворённость трудом.

    Предметом – структура мотиваций людей к труду.

     В данной курсовой работе применены  системный, сравнительный, исторический методы научного исследования. 
 

 

                                                       ГЛАВА 1

     Удовлетворенность как характеристика отношения к труду 

§1. Составляющие трудовой деятельность, как неотъемлемая часть

работы в трудовом коллективе

         Удовлетворенность трудом можно считать одним из критериев поведения сотрудника в организации с точки зрения его эффективности: если степень удовлетворенности трудом у сотрудника низкая, то и его поведение в организации будет неэффективным. То есть существует прямо пропорциональная зависимость между такими категориями, как удовлетворенность трудом и эффективность организационного поведения сотрудника: чем ниже степень удовлетворенности трудом, тем менее эффективно его поведение в организации.

     Существует  целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении.

  1. В результате изучения оценочных отношений людей к благополучию в быту, социально-экономической системе, социальному климату установлено, что работа и карьера имеют для них наибольшее значение наряду с такими ценностями, как здоровье, личная жизнь, полноценный досуг, часто занимая в этом рейтинге первую позицию. Одним словом, удовлетворенность есть, прежде всего, социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивидов и групп, населения, нации1. Это ярко видно именно в современной действительности. Условия капиталистического общества диктуют свои условия: если хочешь хорошо зарабатывать, обеспечивать свою семью, иметь возможность развиваться, то и трудиться надо соответствующе. Вот поэтому во многих проведённых социологических исследованиях труд, работа, профессия – одни из лидирующих показателей жизни человека, потому как современные люди, в большинстве своём, не представляют своего благополучного будущего без умений трудится.
  2. Удовлетворенность трудом имеет функционально-производственную значимость. Она влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательств в отношении других людей. В сложных видах деятельности данная зависимость вероятнее, чем в простых. С длительностью и опытом работы влияние удовлетворенности на функциональные показатели деятельности может снижаться. Это влияние зависит также и от волевых качеств работника, его способности не подчиняться настроению в процессе работы. Отношение к труду может основываться на самооценке своих деловых качеств и показателей. При этом самоудовлетворенность и самонеудовлетворенность могут положительно и отрицательно влиять на работу в зависимости от конкретного случая.
  3. Забота работодателя об удовлетворенности людей их трудом определяет некоторые существенные типы управленческого поведения, трудовых отношений вообще.
  4. Удовлетворительные с точки зрения работника характер и условия труда – это важнейший фактор авторитета руководителя. Для работников та администрация лучше, которая способна сделать лучшим их труд2.

     В труде человек себя реализовывает. История человечества не знает лучшего способа самореализации. А в трудовом коллективе человек реализуется не только как работник, умеющий выполнять важные для предприятия функции и задачи, но и как помощник, и даже друг. Давно известно, что климат внутри трудового коллектива, а также отношения с начальством играют весьма не последнюю роль, как для самого работника, так и для всего предприятия. Разумные и дальновидные руководители стараются не только создать собственный образ «босса», но и сплотить своих подчинённых в единую команду с общими целями. 

  1. Удовлетворенность трудом часто является индикатором текучести кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвращению.
  2. В зависимости от удовлетворенности трудом повышаются или понижаются требования и притязания работников, в том числе и в отношении вознаграждения за работу (удовлетворенность может снижать критичность в отношении оплаты труда).
  3. Удовлетворенность трудом является универсальным критерием объяснения, интерпретации самых разных поступков отдельных работников и трудовых групп. Она определяет способ, стиль, манеру общения администрации с трудовым коллективом. Иначе говоря, различается поведение удовлетворенных и неудовлетворенных людей, различается также управление удовлетворенными и неудовлетворенными людьми3.

     Ответственный работник всегда стремиться к собственному профессиональному росту, но очень часто в рамках одного предприятия это не возможно. Для этого может быть множество причин, например, нежелание руководителя вводить нововведения или отсутствии поощрений работников. Естественно следствием этого может быть ухудшение дисциплины, нежелание выполнять монотонную работу или вовсе смена места работы. 
 

1.2 Факторы, влияющие на удовлетворённость трудом

     В различных видах труда существуют и выражаются свои особенно проблемные и особенно благоприятные аспекты работы, своя психология восприятия и оценки этих аспектов, своя мера субъективного фактора удовлетворенности им.

     В качестве уровневых типов можно различать общую и частную удовлетворенность трудом, т.е. трудом в целом и его отдельными аспектами. Существует несколько типов соотношения между ними: а) общая удовлетворенность возникает в результате значительного перевеса сумм положительных и отрицательных факторов друг над другом; б) один из положительных или отрицательных факторов оказывается настолько значительным, что определяет общую удовлетворенность; в) возникает относительное равновесие между положительными или отрицательными факторами, и общая неудовлетворенность оказывается неопределенной (при этом сравниваются либо суммы факторов, либо единичные факторы).

       Отчего зависит удовлетворенность  трудом? Ответ на этот вопрос  необходим как с точки зрения правильного объяснения, интерпретации многих явлений, так и с точки зрения их эффективного регулирования. Существует целый ряд факторов, формирующих оценочное отношение людей к их трудовой деятельности или существенно влияющих на него.

     Объективные характеристики трудовой деятельности. Уровень удовлетворенности трудом напрямую зависит от особенностей характера и условий труда. Индивидуальные особенности людей не имеют в данном случае существенного значения, поскольку в определенных границах существуют общие для всех критерии приемлемости – неприемлемости

     Субъективные  особенности восприятия и переживания. Во-первых, в результате исследований и наблюдений было замечено, что существуют самые непредсказуемые и неожиданные особенности отношения разных людей к одним и тем же аспектам условий и характера деятельности, в том числе и трудовой. В практике их почти невозможно учесть. Во-вторых, все люди как работники различаются уровнем притязаний и критичности. В-третьих, и в обыденном сознании, и в науке уровень удовлетворенности трудом связывают о степенью его сложности. Схема мышления следующая: сложный труд обладает большим творческим содержанием, нежели простой, поэтому вероятность удовлетворенности здесь выше. В конечном итоге все решает фактор творческого воображения.

     В четвертых, всем людям присущи разные творческие способности4

     В связи с вышесказанным необходимо отметить, что большую роль также  может играть масштаб предприятия. Нельзя с точностью сказать, что  большое предприятие важнее и  эффективнее малого, так как и  у первого и у второго есть свои достоинства и недостатки. Если взять, например, такую немаловажную сторону как отношения с руководством, то, например, на малом предприятии руководитель имеет большую возможность общения со своим подчинёнными, а следовательно при нахождение индивидуального подхода к каждому. Но с другой стороны такой поиск «угождения каждому» не всегда применим в коллективе, так как может возникнуть ситуация так называемой ревности, выделения «любимчиков», а следствием этого могут выступить конфликты на личной почве. В большом же предприятии такая вероятность меньше, хотя ничего нельзя в полной мере утверждать, для каждого случая имеют место исключения.

     Квалификация  и образование. С точки зрения удовлетворенности трудом  стоит обратить внимание на две следующие ситуации. Если образование и квалификация выше требований содержания труда, то это, естественно, определяет неинтересность, монотонность или же, наоборот, легкость выполнения задач и функций. Если же образование и квалификация ниже требований содержания труда, то это создает сложности и увеличивает тяжесть или же, наоборот, стимулирует творчество и развитие работника.

Информация о работе Удовлетворенность трудом как фактор его эффективности и интегральный показатель мотивации труда