Автор: Сабира Енокаева, 03 Декабря 2010 в 21:10, дипломная работа
Объектом исследования учащиеся средней общеобразовательной школы № 5 г. Карачаевска и  СОШ с. Верхняя Теберда.
Предмет исследования: адаптационные механизмы организма детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.
Цель дипломной работы – изучение и исследование адаптации при физических нагрузках детей и подростков. 
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
1.	Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам.
2.	Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке в усло-виях среднегорья.
3.	Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.
4.	Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников.
5.	Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.
ВВЕДЕНИЕ	2
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ	2
1.1. Проблема адаптации детей к физическим нагрузкам	2
1.2. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям	2
1.3. Теоретические основы физиологических адаптаций в горных условиях	2
1.4. Тренированность как специфическая форма адаптации к физическим нагрузкам. Возрастные особенности развития тренированности	2
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ	2
2.1. Задачи исследования	2
2.3. Результаты исследования.	2
2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия»	2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	2
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ	2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	2
ПРИЛОЖЕНИЯ	2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего 
профессионального образования 
 
«Карачаево-Черкесский государственный университет
им. У.Д. 
Алиева» 
Факультет физической культуры
Кафедра 
теоретических основ физической 
культуры 
Дипломная 
работа 
 
Адаптация 
детей к физическим 
нагрузкам в условиях 
среднегорья 
 
| Автор:
   Студент 5 курса дневного отделения Батчаев 
  Мурат Умарович  ______________________________ (подпись)  | 
  Работа 
  допущена к защите
   Завкафедрой теоретических основ физической культуры доц. 
  Джанкезов Х.Б.  ______________________________ (подпись)   | 
| Научный 
  руководитель:
   Ст. преп. Енокаева 
  С.С.  ______________________________                                 | 
    Дата защиты «___» ________________ 2010 г.  | 
| Рецензент:
   д.п.н., проф. Эбзеев 
  М.М.  ______________________________                                 | 
    Оценка _____________  | 
Карачаевск – 2010 г.
 
Оглавление 
 
Здоровье народа среди основных жизненных приоритетов одна из наименее защищенных сторон жизни россиян. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья детей.
60 % учащихся страдают хроническими простудными заболеваниями, более 20 % - заболеваниями сердечно-сосудистой системы, почти столько же страдают миопией, около 30 % - нарушениями обмена веществ (преимущественно ожирением), 60% имеют деформации опорно-двигательного аппарата [13].
Не секрет, что в настоящее время в учебных заведениях возрастает распространенность табакокурения, наркомании, алкоголизации учащихся. Особой группой риска является именно подростковый возраст.
Снижается физическая подготовленность детей. Значительная часть учащихся неспособна выполнить минимальные нормативы. Все большее число юношей – выпускников школы непригодны к службе в Вооруженных силах.
Актуальность темы характеризуется существенными изменениями социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений, которые оказали влияние на преобразование современной школы. Качественное обновление содержание педагогического образования направлено на развитие и самоопределение будущего учителя гуманистической ориентации.
Одной из задач ее является воспитание здорового поколения обеспечиваемое через привитие каждому ребенку основных понятий о здоровом образе жизни и правильном поведении в условиях возможного риска для жизни человека в быту и меняющейся экологической (природной) среде.
Требования Государственного образовательного стандарта к уровню знаний педагогов включают:
Статистикой доказано, что люди спортивного склада, тренирующиеся или регулярно занимающиеся физической культурой, обращаются за медицинской помощью или консультативным лечением в среднем в 4 раза реже и болеют в 2 раза реже, чем люди, спонтанно (по настроению) занимающиеся, и в 3 раза реже, чем не занимающиеся ею вовсе на протяжении всей активной жизни.
     Адаптация 
– это физиологическое 
Адаптацией можно управлять, то есть способствовать повышению выносливости своего организма – эту цель должны ставить перед собой педагоги. Наиболее эффективным средством повышения сопротивляемости организма болезням и неблагоприятным влиянием среды являются регулярные занятия физической культурой и закаливанием.
Карачаево-Черкесская Республика отличается особыми горными климатическими условиями (высота над уровнем моря по республике колеблется от 500 до 2500 м над уровнем моря). Основное население республики проживает на среднегорье от 1000 до 3000 м. над уровнем моря.
Принимая во внимание все вышеуказанное, темой дипломной работы выбрана проблема адаптации детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.
Объектом исследования учащиеся средней общеобразовательной школы № 5 г. Карачаевска и СОШ с. Верхняя Теберда.
Предмет исследования: адаптационные механизмы организма детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.
Цель дипломной работы – изучение и исследование адаптации при физических нагрузках детей и подростков.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза исследования: Предполагается, что изучение проблемы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам даст учителю и тренеру индивидуальный подход к занимающимся.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
Теоретическая значимость:
Практическая значимость: проведенное исследование и анализ работы посодействует начинающим учителям и тренерам, а также будущим специалистам.
Теоретические и методологические основы исследования. Данная работа основана на методической литературе таких авторов как Л.П. Ильиной; Дж. К. Уилмора; Д.Л. Костилла; Н.К. Шамаева; Н.А. Агаджанян, А.П. Петрова; В.П. Казначеева; Н.Р. Деряпа; В.Г. Кривошапкина и др.
Также был собран и использован практический материал на базе средних общеобразовательных школ №5 г. Карачаевска и с. Верхняя Теберда.
Методы исследования:
Структура дипломной работы: состоит из введения, 2 глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованной литературы, приложения.
 
Проблема адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам рассматривается в учебнике Дж. Х. Уилмара и Д.Л. Костилла «Физиологии спорта и двигательной активности». В учебнике освещена роль нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и респираторной систем в регуляции обменных процессов. Рассмотрено влияние факторов окружающей среды на двигательную активность, изложены пути оптимизации мышечной деятельности спортсмена. Проанализировано воздействие различных объемов тренировочных занятий и питания на двигательную активность. Изменение уровня мышечной деятельности, обусловленные процессом старения и способы поддержания адекватного уровня физической подготовленности с помощью физической активности. Подробно рассмотрены реакции организма на двигательную активность.
Автор Ильина Л.П. в учебно-методическом комплексе Основы здорового образа жизни приводит тезисы ЗОЖ, и программу и материалы по изучению курса. «Основы здорового образа жизни и профилактика болезней» – одна из валеологических дисциплин для подготовки педагогов. Любовь к физкультуре к спорту движению закладывается с детства. Нужно поощрять «подталкивать» и направлять стремление к занятиям физкультурой, чтобы зарожденная в виде инстинкта радость в движении, сохранялась на всю жизнь. Закаливание, тренировка, укрепление повышение функциональных возможностей человека с первых шагов дает возможность воспитать цельную личность с устойчивой нервной системой физически крепкую, адаптированную к различным невзгодам, взлетам и падениям, которые могут встретиться на жизненном пути.
Серия книг «Адаптация человека в различных климато-географических и производственных условиях» под редакцией В.П.Казначеева, Н.Р. Деряна и др., содержит ряд материалов по общим и частным вопросам адаптации. В работах освещены генетические, социально-гигиенические, психологические, биоклиматические аспекты адаптации человека. А также включают материалы, посвященные разработке критериев оценки состояния различных систем организма на разных этапах адаптации. Сборник тезисов докладов содержит разнообразные материалы, посвященные механизмам и критериям адаптации к факторам среды в различных климато-геграфических условиях. Включены также многочисленные сообщения о дезадаптационных нарушениях организма и о вопросах прогнозирования профилактики.
В учебнике авторов Жилова Ю.Д., Куценко Г.И., Назаровой Е.Н. «Основы медико-биологических знаний» изложены современные сведения о гигиене и возрастной физиологии, о здоровом образе жизни, о факторах. Формирующих и разрушающих здоровье детей и подростков. Подробно излагаются правила безопасного поведения учащихся в социальной природной и техногенной средах и оказании первой медицинской помощи.
В учебнике автора Чумакова Б.Н. Валеология подробно анализируются данные по социальной медицине, физиологии, двигательной активности, питанию, психо-гигиене. Рассматриваются вопросы интимных отношений, культуры общения в быту.
     Первое 
соприкосновение организма с 
измененными условиями или 
Информация о работе Адаптация детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья