Анатомия и физиология органов чувств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:18, реферат

Описание работы

Анализаторами называют системы, которые состоят из рецепторов, проводящих путей и центров в коре больших полушарий. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и другой. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов. Рецепторы строго специализированы. Каждая их группа способна воспринимать и переводить на понятный нервной системе язык сигналов, то есть нервных импульсов, только определенный набор раздражений. Путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности (например, только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрения и слуха.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..стр.3
Зрительный анализатор ………………..………………………..…….стр.3-5
Слуховой анализатор…………………………………………………....стр.5-7
Органы равновесия и кожно-мышечной чувствительности………..стр.8-9
Орган обоняния………………………………………………................стр.9-10
Орган вкуса………………………………………………………………стр.10
Список литературы………………………………………………………..стр.11

Работа содержит 1 файл

реферат физра.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛЖСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

(филиал)

ГОУ ВПО  «Волгоградский государственный университет» 
 
 
 
 

Экономический факультет

Кафедра «Физической культуры» 
 
 
 
 
 

Реферат на тему :

«Анатомия и физиология органов чувств» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  Студентка

                  группы  МЭ-091

                  Белявская Е.А 

                  Проверила: Павлова. А.А

                                    Егорова А.Ф 
                   

Волжский 2011

                                     ОГЛАВЛЕНИЕ: 

Введение…………………………………………………………………..стр.3

     Зрительный  анализатор ………………..………………………..…….стр.3-5

     Слуховой  анализатор…………………………………………………....стр.5-7

   Органы  равновесия и  кожно-мышечной чувствительности………..стр.8-9

     Орган обоняния………………………………………………................стр.9-10

     Орган  вкуса………………………………………………………………стр.10

     Список литературы………………………………………………………..стр.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          

 
 

                                          

                                                   Введение

    Анализаторами называют системы,  которые состоят  из рецепторов, проводящих путей и  центров в коре больших полушарий. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей  информации: зрительной, слуховой, вкусовой и другой. Возбуждения, возникающие  в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу – электрохимические  сигналы в форме потока нервных  импульсов. Рецепторы строго специализированы. Каждая их группа способна воспринимать и переводить на понятный нервной  системе язык сигналов, то есть нервных импульсов, только определенный набор раздражений. Путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах –  формирование образов, полученных от органов  чувств одной модальности (например, только от зрения, или только от слуха  или осязания). Наконец, в третичных  зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов  чувств разных модальностей, например от зрения и слуха.

        

                             Зрительный  анализатор                     

    Значение  зрения. Через зрительный анализатор  человек получает основное количество  информации. Окружающие нас предметы  и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения. Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения. Значит, в познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино отличает воспитанного человека. 

    Строение  глаза. Глаза снабжены большим  числом вспомогательных приспособлений  для их защиты. Это брови, благодаря которым стекающий со лба пот не попадает в глаза. Веки и ресницы защищают глаза от пыли. Веки постоянно смыкаются и размыкаются (моргание), равномерно смачивая поверхность глаза слезной жидкостью. Слезы образуются в слезных железах, расположенных в наружной части глазницы над глазом, излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через слезный проток. Секрет слезных желез действует не только как смазывающая, но и как дезинфицирующая жидкость. Глаз имеет форму шара и поэтому называется глазным яблоком. Такая форма позволяет ему двигаться в определенных пределах в полости костного углубления - глазнице. Движение глаза достигается сокращением шести глазных мышц. Они прикреплены одним концом к стенке глазницы, другим – к глазному яблоку.  Снаружи глаз покрыт  белой плотной белочной оболочкой, которая окружает всю поверхность глазного яблока. Белочная оболочка соединяется со слизистой оболочкой, которой изнутри покрыты веки. Спереди белочная оболочка соединяется с прозрачной оболочкой - роговицей. Другая оболочка глаза - сосудистая. Она  пронизана множеством кровеносных  сосудов, снабжающих глаз кровью. Внутренняя поверхность этой оболочки содержит тонкий слой красящего вещества –  черный пигмент, который поглощает  световые лучи. Спереди, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит в  радужную оболочку, которая может  быть разного цвета в зависимости  от количества находящегося в ней  пигмента. Именно эта оболочка определяет цвет глаз. В центре радужной оболочки находится круглое отверстие - зрачок. Зрачок расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. В этом легко  убедиться самим, если наблюдать  за зрачком в зеркале и одновременно подносить к лицу и отодвигать от него какой-нибудь источник света, например лампу. Наконец, внутренняя стенка глазного яблока выстлана очень тонкой оболочкой - сетчаткой. Она имеет сложное  строение. В ней расположены клетки, очень чувствительные к свету, - зрительные рецепторы. Именно в них энергия  проникающих в глаз световых лучей  превращается в процесс нервного возбуждения. И по волокнам зрительного нерва эти нервные импульсы попадают в мозг. 

    Сетчатка  глаза имеет толщину 0,15–0,20 мм  и  состоит из нескольких  слоев нервных  клеток. Первый  слой сетчатки непосредственно  прилегает к черным пигментным клеткам. Этот слой образован зрительными  рецепторами - палочками и колбочками. В сетчатке глаза человека палочек  в десятки раз больше, чем колбочек. Палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут  воспринимать цвет. Колбочки возбуждаются медленнее и только ярким светом, они способны воспринимать цвет. Палочки  сравнительно равномерно распределены по сетчатке. Прямо напротив зрачка в сетчатке находится желтое пятно, в состав которого входит исключительно  колбочки. Поэтому наиболее отчетливо  человек различает те предметы, изображения  которых попадают прямо на желтое пятно. С помощью глазных мышц мы может управлять движением  глаз и изменять направление взора. Но всегда при рассматривании нового предмета происходит перемещение взора  так, чтобы изображение частей предмета последовательно попадало на желтое пятно.  От нервных клеток сетчатки отходят длинные отростки. В одном месте сетчатки они собираются в пучок и образуют зрительный нерв. Более миллиона его волокон передают в мозг зрительную информацию в форме слабых нервных импульсов. Место на сетчатке, откуда выходит зрительный нерв, лишено рецепторов и называется слепым пятном.

  Нарушения  зрения. Одной из важных характеристик  зрения является острота зрения. Острота зрения определяет предельную способность глаза различать мелкие детали в поле зрения. Острота зрения зависит от общей освещенности, контраста деталей изображения на определенном фоне и других причин. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения – это близорукость и дальнозоркость. Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц. Близорукость бывает врожденной и приобретенной. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных далеко от глаз, возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникать при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы отчетливые изображения предметов возникали точно на сетчатке. Дальнозоркость также бывает врожденной и приобретенной. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает как бы позади сетчатки. Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для людей пожилого возраста. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчатыми, не могут читать текст. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого объекта точно на сетчатке. 

    Нельзя  пользоваться чужими очками или подбирать  себе очки без рецепта врача. Это  ведет к дальнейшему ухудшению  зрения.

     
 
 

                                            Слуховой  анализатор

Значение  слуха. Чувство слуха – одно из главных  в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека. Глухие дети не могут научиться полноценной речи. С помощью слуха человек улавливает звуки, сигнализирующие о том, что происходит во внешнем мире, звуки окружающей нас природы – шорохи леса, пение птиц, звуки моря, а также различные музыкальные произведения. С помощью слуха восприятие мира становится ярче и богаче. 

 Ухо и его функция. Звук, или звуковая волна, - это чередующееся разрежение и сгущение воздуха, распространяющееся во все стороны от источника звука. А источником звука может быть любое колеблющееся тело. Звуковые колебания воспринимаются нашим органом слуха. Орган слуха построен очень сложно и состоит из: наружного, среднего, внутреннего уха. Наружное ухо состоит из: ушной раковины, слухового прохода. 

    Ушные  раковины многих животных могут  двигаться. Это помогает животному  улавливать, откуда раздается даже  самый тихий  звук. Ушные раковины человека также  служат для определения направления  звука, хотя они и лишены подвижности. Слуховой проход соединяет наружное ухо со следующим отделом –  средним ухом. Слуховой проход перегорожен  на внутреннем конце туго натянутой  барабанной перепонкой. Звуковая волна, ударяя в барабанную перепонку, заставляет ее колебаться, вибрировать. Частота  вибрации барабанной перепонки тем  больше, чем выше звук. Чем сильнее  звук, тем сильнее колеблется перепонка. Но если звук совсем слабый, еле слышимый, то эти колебания очень малы. Минимальная  слышимость натренированного уха находится  почто на границе тех колебаний, которые создаются беспорядочным  движением молекул воздуха. Значит, человеческое ухо – уникальный по чувствительности слуховой прибор. За барабанной перепонкой лежит заполненная  воздухом полость среднего уха. Эта  полость соединена с носоглоткой  узким проходом - слуховой трубой. При  глотании происходит обмен воздухом между глоткой и средним ухом. Изменение давления наружного воздуха, например в самолете, вызывает неприятное ощущение – «закладывание ушей». Оно объясняется прогибом барабанной перепонки из-за разницы между  атмосферным давлением и давлением  в полости среднего уха. При глотании слуховая труба открывается, и давление по обе стороны барабанной перепонки  выравнивается. В среднем ухе  расположены три маленькие, последовательно  связанные между собой косточки: молоточек, наковальня, стремя.

Молоточек, соединенный  с барабанной перепонкой, передает ее колебания сначала на наковальню, а затем усиленные  колебания передаются на стремя. В пластинке, отделяющей полость среднего уха от полости внутреннего уха, два окна, стянутые тонкими перепонками. Одно окно овальное, в него «стучится» стремя, другое - круглое. За средним ухом начинается внутреннее ухо. Оно расположено в глубине височной кости черепа. Внутреннее ухо представляет собой систему лабиринта и извитых каналов, заполненных жидкостью. В лабиринте находится орган слуха - улитка. Это спирально закрученный костный канал, имеющий у человека два с половиной оборота. Колебания перепонки овального окна передаются жидкости, заполняющей внутреннее ухо. И она, в свою очередь, начинает колебаться с той же частотой. Вибрируя, жидкость раздражает слуховые рецепторы, расположенные в улитке. Канал улитки по всей длине разделен пополам перепончатой перегородкой. Часть этой перегородки состоит из тонкой перепонки - мембраны. На ней находятся воспринимающие клетки - слуховые рецепторы. Колебания жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг. 

    Слуховое  восприятие. В головном мозге  происходит различение силы, высоты  и характера звука, его местоположения  в пространстве. Мы слышим двумя  ушами, и это имеет большое  значение для определения направления звука. Если звуковые волны приходят одновременно в оба уха, то мы воспринимаем звук посередине (спереди и сзади). Если звуковые волны чуть раньше придут в одно ухо, чем в другое, то мы воспринимаем звук либо справа, либо слева. Следует учитывать, что каждое упражнение носит универсальный характер и должно применяться с учётом тех задач, которые надо решать с помощью данного упражнения. К примеру, приседания на обеих ногах на занятиях с детьми ясельного возраста способствуют развития чувства равновесия при изменении позы. Приседания в утренней гимнастике или спортивной разминке разогревают мышцы ног, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Приседания при производственной гимнастике с лицами, занятыми трудовыми процессами с участием преимущественно рук или в сидячем положении, будут способствовать активному отдыху мышц ног, особенно разгибателей бедра. Наконец, приседания с дозированной нагрузкой при лечебной гимнастике используются при восстановлении функций мышц и суставов ног после травм или заболеваний. Внешне одинаковые по форме упражнения (те же приседания) будут оказывать различное воздействие в зависимости от характера их исполнения (быстрые или медленные приседания с отягощением или без него и т.п.). Чтобы верно ориентироваться в выборе упражнений необходимо иметь представление о качественно различных формах проявления двигательных способностей. Наиболее характерные качества это сила, выносливость и гибкость. 
 
 

Информация о работе Анатомия и физиология органов чувств