Цели и задачи физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:06, реферат

Описание работы

Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профес-сионального и послевузовского образования.

В общеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные разновидности: 1) учебный предмет «Физическая культура»; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 3) внеклассная спортивно-массовая работа;

Содержание

1.Цели и задачи физической культуры.
2.Легендарные спортсмены России.
3.Профилактика травматизма

Работа содержит 1 файл

физра.docx

— 31.40 Кб (Скачать)

Травмы средней  сложности тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней. Дети со спортивными травмами средней  тяжести также должны лечиться у  детских травматологов-ортопедов.

Легкие травмы –  это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых  учащаяся нуждаются в оказании первой врачебной помощи. Возможно сочетание  назначенного врачом лечения (сроком до 10 дней) с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.

Острые травмы возникают  в результате внезапного воздействия  того или иного травмирующего фактора.

Хронические травмы являются результатом многократного  действия одного и того же травмирующего  фактора на определенную область тела.

Существует еще  один вид травм – микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного (или  часто повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы  физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций  и структуры (длительные нагрузки на неокрепший организм детей и подростков).

Иногда выделяют очень легкие травмы (без потери спортивной трудоспособности) и очень  тяжелые травмы (приводящие к спортивной инвалидности и смертельным исходам).

Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто  встречаются в хоккее, футболе, боксе, спортивных играх, борьбе, конькобежном спорте. Повреждение мышц и сухожилий  часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой и гимнастикой. Растяжение связок – преимущество при занятиях штангой, борьбой и  легкой атлетикой и гимнастикой, спортивными играми и боксом. Переломы костей относительно часто возникают  у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов. Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей. Сотрясение мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.

По локализации  повреждений у физкультурников  и спортсменом чаще всего наблюдаются  травмы конечностей, среди них преобладают  повреждения суставов, особенно коленного  и голеностопного. При занятиях спортивной гимнастикой чаще возникают повреждения  верхней конечности (70% всех травм). Для большинства видов спорта характерны повреждения нижних конечностей, например в легкой атлетике и лыжном спорте (66%). Повреждения головы и  лица характерны для боксеров (65%), пальцев  кисти – для баскетболистов и  волейболистов (80%), локтевого сустава  для теннисистов (70%), коленного сустава  – для футболистов (48%) и т.п. Среди  спортивных травм, как правило, высокий  процент травм в средней тяжелой  степени. 

Травмы – это  для ребенка тяжелое испытание  и психологического, и физического  плана. Даже при благоприятном исходе тяжелая травма у многих детей  и подростков отбивает желание заниматься физической культурой и спортом. Кроме того, 8-10% тяжелых травм  заканчиваются потерей общей  и спортивной трудоспособности, т.е. приводят к инвалидности.

2. Неизбежны ли травмы  при занятиях физкультурой и спортом?

Подробнейший анализ большого количества травм у школьников при занятиях физкультурой и спортом  в течение 20 лет показал, что спортивный травматизм – это в определенной мере процесс управляемый. И при  организации надлежащих мер профилактики спортивные травмы можно свести к  минимуму, особенно повреждение средней тяжести и тяжелые.

Предупреждение спортивного  травматизма основано на принципах  профилактики повреждений с учетом особенностей отдельных видов спорта. Кроме общих организационно-профилактических мер обеспечения безопасности на учебно-тренировочных занятиях и  спортивных соревнованиях в отдельных видах спорта существуют меры профилактики спортивного травматизма, присущие только данному виду спорта.

2.1. Профилактика спортивного травматизма и заболеваний.

Важными задачами предупреждения спортивного травматизма являются:

знание причин возникновения  телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений;

разработка мер  по предупреждению спортивных травм. Причины  спортивных травм: - неправильная организация занятий;

недочеты и ошибки в методике проведения занятий;

неудовлетворительное  состояние мест занятий и спортивного оборудования;

нарушение правил врачебного контроля;

неблагоприятные санитарно-гигиенические  и метеорологические условия при проведении занятий.

нарушение правил врачебного контроля, который имеет большое  значение в профилактике травматизма.

Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы -состояние утомления, переутомления, перетренировка, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях.

При занятиях физическими  упражнениями и спортом возможны различные виды травм:

ссадины, потертости, раны, ушибы, растяжения, разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и разрывы хрящей;

ожоги, обморожения, тепловые и солнечные удары;

обмороки, потеря сознания и т.п.

В спортивном травматизме  отмечается преимущественно поражение  суставов - 38%, много ушибов - 31%, переломы - 9%, вывихи - 4%. В зимний период травм  больше (до 51%), чем в летний период (21,8%), а в межсезонье (в закрытых помещениях) - 27,5%.

2.2. О врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой, спортом и туризмом.

Врачебный контроль — система медицинского обеспечения  всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.

Врачебный контроль как неотъемлемая часть медицинского обеспечения населения решает задачи, связанные с оздоровительной  направленностью физкультурного движения. Целью врачебного контроля является всемерное содействие эффективности  физического воспитания народа, правильному  использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему  физическому и духовному развитию, сохранению здоровья людей.

Основными задачами врачебного контроля являются:

организация и проведение лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических  мероприятий, квалифицированное решение  вопросов соответствия физических нагрузок функциональным возможностям здоровых и лиц с отклонениями в состоянии  здоровья как в спортивном совершенствовании, так и во время занятий массовыми видами физической культуры; выявление ранних признаков заболеваний и повреждений, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом; санитарно-гигиеническое и медицинское обеспечение всех физкультурных и спортивных мероприятий.

2.3. Медицинское обслуживание  соревнований.

Организатор обязан обеспечить медицинское обслуживание соревнований.

Основные задачи медицинского обслуживания:

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в районах старта и финиша, местах питания и размещения участников;

- профилактика спортивного  травматизма;

- оказание первой  медицинской помощи участникам, эвакуация пострадавших участников.

 Соревнования  рекомендуется обеспечить машиной скорой помощи.

При проведении соревнований на сложных дистанциях по решению  главного судьи могут быть предусмотрены:

- пункты медицинской помощи на дистанции;

- индивидуальные перевязочные пакеты на КП.

О местах расположения пунктов медицинской помощи должны быть информированы служба дистанции, представители команд, участники.

2.4. Использование  лекарственных средств для ускорения восстановления спортсменов и лечения и профилактики состояний

перенапряжения различных  систем организма.

Известно, что любая  физическая нагрузка приводит в конечном счете к утомлению (комплексу защитных реакций организма различного характера, ограничивающих возникающие при выполнении работы чрезмерные функциональные и биохимические изменения). Именно задача фармакологической профилактики и лечения состояния острого утомления спортсменов является одной из важнейших для практики спорта как высших достижений, так и массового.

До настоящего времени  не существует общепризнанной единой теории утомления. Механизмы его  включают, по-видимому, биохимические, нервно-мышечные, психологически-эмоциональные  процессы. На первом плане в механизмах развивающегося утомления при физической нагрузке, безусловно, находятся, с одной стороны, накопление продуктов энергетического обмена (в первую очередь - молочной кислоты или ликтата) и фрагментов распадающихся при мышечной деятельности структурных элементов клеток (прежде всего сократительных и ферментных белков), а с другой стороны - дефицит энергетических субстратов, т.е. недостаток источников энергии для выполнения работы мышц (креатинофосфата, АТФ, глюкозы, гликогена - в зависимости от интенсивности нагрузки на первый план выходят, как известно, различные источники энергии).

Применение лекарственных  средств для лечения утомления  подразумевает ускорение восстановления работоспособности организма спортсмена в целом и различных его органов, систем, тканей и клеток в частности - посредством воздействия фармакологического препарата на отдельные звенья механизма этого интегрального процесса.

При использовании  лекарственных средств для ускорения восстановления спортсменов на первый план выходит принцип дозированного восстановления. Дело в том, что утомление носит для спортсмена и благотворительный характер. Именно утомление и вызываемые им биохимические и физиологические сдвиги способствуют повышению адаптации организма спортсмена к физической нагрузке, повышают уровень спортивной работоспособности, оказывают собственно тренирующее воздействие. Безоглядное использование восстановительных средств способствует снижению эффективности тренировок и не позволяет спортсмену достигнуть пика спортивной формы. Постоянное применение сильнодействующих восстановителей может не только снижать эффект тренировки, но и приводить к утере приобретенных навыков.

Кроме того, постоянное применение таких препаратов, как  инозин, рибоксин, эссенциале, фосфаден, может приводить к значительному снижению эффективности их приема и в конце концов наступлению полной невосприимчивости к препарату.

Одновременно с  тем, запредельное утомление (переутомление, перенапряжение) способствует срыву  адаптационных (приспособительных) возможностей организма к нагрузке и резкому  снижению спортивной работоспособности. Теория дозированного восстановления спортсмена подразумевает, что восстановительные  мероприятия у спортсменов должны быть “дозированы” как по интенсивности (не слишком много и не слишком  мало, а в меру), так и (что очень  важно) по времени, не должны проводиться  непрерывно, а лишь только в определенные периоды времени в тренировочном  процессе. Таков общий принцип, а  о подробностях будет сказано ниже.

Объективно оценить  степень утомления организма  спортсмена можно только по ряду биохимических  показателей крови, таких как  содержание молочной кислоты (лакгата), образуемой при гликолитичес-ком (анаэробном) распаде глюкозы в мышцах, концентрации пировиноградной кислоты (пирувата), фермента креатинфосфо-киназы, мочевины и некоторых других. Используемые в спортивной медицине средства восстановления и восстановительные мероприятия можно условно разделить на три группы: педагогические, психологические и медико-биологические. Однако необходимо напомнить, что это деление во многом условно и только комплексное применение перечисленных методов позволяет достигнуть эффекта в максимально короткие сроки.

Педагогические средства восстановления включают в себя: индивидуализацию процесса тренировки и построения тренировочных  циклов, адекватные интенсивность и  направленность нагрузки, рациональный режим тренировки и отдыха. Кроме  того, весьма важным является постоянный контроль и коррекция тренировочных  занятий в зависимости от функционального состояния спортсмена.

К психологическим  методам восстановления спортсмена можно отнести: психолого-педагогические методы, учитывающие индивидуальность каждого спортсмена, его эмоциональный  уровень и степень контактности, обеспечение психологической разгрузки  и полноценного отдыха, а также  специальную регуляцию психического состояния - регуляцию сна, сеансы гипноза, аутотренинг, приемы мышечной релаксации.

К медико-биологическим  методам восстановления относятся: полноценность и сбалансированность пищи, режим питания, прием дополнительных количеств витаминов, незаменимых  аминокислот и микроэлементов; факторы  физического воздействия - различные  виды мануальной терапии, использование  бани, различных ванн и физиотерапевтических процедур, а также прием естественных и фармакологических препаратов, способствующих нормализации самочувствия и физической подготовленности спортсмена.

Информация о работе Цели и задачи физической культуры