Ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:18, доклад

Описание работы

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные структуры, то ее влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.

Работа содержит 1 файл

Ценностный потенциал.docx

— 26.28 Кб (Скачать)

СОВРЕМЕННЫЙ ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И ПУТИ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ  И ЛИЧНОСТЬЮ

     Введение. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

     Не  случайно все последние годы все  чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном  социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем  не менее феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

     Физическая  культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека [1]. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке [3]. Физическая культура с присущим ,ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

     Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

     Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные структуры, то ее влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.

     Важным  аргументом в пользу значимости физической культуры для всестороннего развития человека может стать осмысление ценностного потенциала этого феномена.

     Целью данного сообщения является анализ современного ценностного потенциала физической культуры и спорта с философских  и социологических позиций.

     Ценности  физической культуры и спорта. Ценность - это понятие, которое получило широкое распространение в социологии при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Они существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, насколько осваиваются ценности данной культуры. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеют свою специфическую систему ценностей [7].

     В этой связи, говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный - и представлять механизм преобразования общественных ценностей  в личное достояние каждой личности [б].

     К общественным ценностям  физической культуры мы относим накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения - все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни [I]. Особенно важно подчеркнуть значение для общества интенционных ценностей, которые определяют значимость и престижность физической культуры и спорта среди других социальных явлений. Финансирование, правовая основа, сформированность положительного общественного мнения - вот основные показатели, характеризующие уровень значимости интенционных ценностей физической культуры в данном социуме.

     В то же время по данному показателю можно в значительной мере судить о степени цивилизованности общества, развития культуры страны в целом [2].

     Личностный  уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спор-тивной деятельностью.

     Особое  значение для личности имеет освоение мобилизационных ценностей физической культуры. Именно они помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь ух и редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии - вот тот неполный перечень ситуаций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание "запаса", своеобразного резерва для ответа на "нештатные" внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека [2].

     Валеологические ценности физической культуры в рассматриваемом аспекте так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание.

     Так, к валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

     Интегративность валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умений и навыков, физической подготовленности, работоспособности - всех этих качеств, существенно определяющих состояние здоровья человека.

     Мобилизационные ценности физической культуры также  имеют явную валеологическую направленность: самоорганизация здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды - результат освоения валеологических ценностей физической культуры.

     И, наконец, валеологические ценности физической культуры - это возможности для формирования мотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью.

     Содержание  ценностей физической культуры и  спорта во многом совпадает. Тем не менее следует учитывать их функциональное несовпадение. Физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации, а спорт - как средство и форма выявления социального признания высших способностей человека.

     Специфические ценности спорта обладают высокой интегративностью и вариативностью. В первую очередь это относится к воспитательной ценности спорта. Мы часто называем спорт "школой характера", "школой эмоций", "школой воли", "школой честной игры", утверждая таким образом эмоциональные, нравственные, эстетические ценности спорта. В русле широкого олимпийского движения возрастает ценность спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческой логике.

     Говоря  о ценностном потенциале спорта, нельзя не отметить значение накопленного в  спорте опыта познания резервных  способностей человека. Осваивая все  новые, не изведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих возможностей, спортсмены наглядно демонстрируют  реализацию этих возможностей и намечают ориентиры своих будущих рекордов. Таким образом, выполняя "пионерскую функцию" познания человеческих возможностей, спорт несет в себе одну из самых важнейших и незаменимых социальных ценностей.

     При характеристике социальной ценности спорта важно иметь в виду его немалоеэкономическое значение. Не зря сейчас развернулась такая ожесточенная борьба за право организации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований. Экономическая значимость спорта уже давно доказана. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начиная со здоровья нации и кончая финансовыми доходами от коммерческой стороны спорта.

     Содержание  ценностного потенциала физической культуры и спорта не исчерпывается  отмеченными выше характеристиками. В ходе развития общества физическая культура и спорт наряду с другими  социальными явлениями постоянно  расширяют границы своего влияния  на жизнь людей. Однако структура  современного ценностного потенциала остается относительно стабильной, что  и позволило нам сделать первую попытку его анализа и классификации.

     Инновационные подходы к освоению ценностей физической культуры в спорта. В основу современной системы освоения ценностей физической культуры и спорта необходимо заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры в последнее десятилетие.

     Рассмотрим  подробнее каждое из инновационных  направлений, определяющих содержательную и педагогическую сущность физической культуры и спорта.

     Физкультурное воспитание. Целевая направленность современных педагогических программ совершенно определенно утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей, учащихся, студентов, обосновывая тем самым философско-культурологический подход в организации учебного процесса по физическому воспитанию [4].

     Но  традиционно процесс физического  воспитания сводился к физическому  развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков занимающихся, т.е. акцент делался на биологическом, двигательном аспекте развития индивида.

     физкультурное воспитание преследует более широкие цели - воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание - это прежде всего педагогический процесс формирования физической культуры личности.

     Основными показателями физической культуры как  свойства и характеристики отдельного человека являются следующие: забота человека о поддержании в норме усовершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности); многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения; степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков [8].

     В таком случае реализовать целевую  культурологическую направленность физкультурного воспитания возможно при условии  понимания человека в единстве его  биологических и социальных качеств [5]. В этой связи философским основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека, а также осознание человеком и общес-твом культурной ценности физкультурно-спортив-ной деятельности.

     Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкуль-турно-спортивной деятельности.

     Основополагающим  принципом физического воспитания является единство интеллектуального, мировоззренческого и двигательного  компонентов.

     Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультур-но-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.

     Содержание  физкультурного воспитания включает в  себя три основных направления:

     социально-психологическое, интеллектуальное и  двигательное (телесное) воспитание.

     Сущность  социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-дея-тельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.

Информация о работе Ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью