Ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:18, доклад

Описание работы

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные структуры, то ее влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.

Работа содержит 1 файл

Ценностный потенциал.docx

— 26.28 Кб (Скачать)

     Содержание  интеллектуального  воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием [9].

     Специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач:

     формирование  физических качеств, умений и навыков  управления движениями, а также возможностей рационального использования физического  потенциала.

     Новый подход к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных изменений в организационных  структурах, учебных заведениях, более  высокой профессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов, обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведений.

     Валеологическое воспитание. В основу валео-логического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового обpaзa жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.

     Здоровье  человека - проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению  ряда ученых, сохранение здоровья всецело  зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто  и ничто не сможет помочь сохранить  здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять, как это делают сами люди. Мы с удивлением наблюдаем примеры  девиантного поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей. Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в благополучных по экономическим показателям обществах (им-то чего не хватает!).

     Решение данных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо утверждают, "не купишь в аптеке". Необходимо с детства учить ребенка внимательно, со всей осторожностью, как полную драгоценную чашу нести и без надобности не расплескивать тот потенциал, который закладывает природа в здоровье каждого человека.

     И нет особой надобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления человека. Именно физическая культура позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности. Таким образом, можно утверждать, что по силе валеологического потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере "работает" на здоровье человека.

     В связи с этим возрастает роль валеологического воспитания, ключевой проблемой которого становится процесс формирования физической культуры личности.

     Программа валеологического воспитания помимо других разделов валеологии должна содержать следующие приоритетные направления:

     - воспитание физической культуры  человека;

     - воспитание потребности и навыков  здорового стиля жизни;

     - практическое освоение оздоровительных  систем.

     Олимпийское воспитание. В содержании олимпийского воспитания, так же как и в других видах рассматриваемого нами процесса воспитания, приоритет должен отдаваться освоению ценностей физической культуры, в первую очередь в связи с познанием их исторического и гуманистического потенциалов.

     Одним из путей реализации гуманитарного  образования, проповедующего приоритет  общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование  всего содержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания -вот те человеческие ценности, которые заложены в основе физической и спортивной культур. Олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физического воспитания и спортивной подготовки философией объединяющей, как указывается в Олимпийской хартии, "в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума". Олимпизм - социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры и спорта.

     Олимпийская культура с ее мощным гумани-зирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской хартии.

     Олимпийская культура - это специфическая философия  жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциалы. В связи с этим возрастает роль олимпийского образования, содержание которого, на наш взгляд, должно определяться освоением ценностей олимпийской культуры.

     В программу олимпийского образования детей  и молодежи необходимо заложить по крайней мере три основных направления: познавательное, мотивационное, практическое:

     I направление: формирование знаний  об олимпийских играх, истории  олимпийского движения, о гуманистических  идеалах и ценностях олимпизма;

     II направление: формирование интереса  к спорту, потребности в спортивных  занятиях, стремление к достижению  спортивного результата;

     III направление: формирование умений  и навыков для практического  освоения принципов и ценностей  олимпизма путем активного участия детей и молодежи в традиционных и нетрадиционных моделях физкультурно-спортивной деятельности (спортивных соревнованиях, спартианских играх, культурно-спортивных мероприятиях).

     Трансляция  олимпийской культуры через систему  образования будет служить интеграции спорта, образования, здорового стиля  жизни и сближению людей в  духе олимпизма.

     Заключение. Проведенный в статье философ-ско-культурологический анализ ценностного потенциала физической культуры и спорта и новых путей его освоения обществом и личностью, надеемся, позволит получить представление о разных направлениях и подходах, которые формируются в современной теории и практике физической культуры.

     Специалистам, работающим в сфере физической культуры и спорта, необходимо в первую очередь  самим осознать все богатство  этих социальных явлений, а далее  нести в общественное сознание философское, а не утилитарное понимание, которое  на сегодняшний день еще господствует в обществе. Только таким путем  можно действительно поднять  авторитет и престиж занятий  физическими упражнениями и спортом, добиться подлинной массовости физкультур-но-спортивного движения и экономического расцвета отрасли "физическая культура и спорт".

Информация о работе Ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью