Древнегреческие Олимпийские Игры (V – IV век до н.э.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:51, реферат

Описание работы

Олимпийские игры - это одно из самых увлекательных и завораживающих зрелищ на планете, которого ждут с огромным нетерпением, как спортсмены, так и обычные люди.
Я думаю не для кого не секрет, что Олимпийские игры зародились в Древней Греции и являлись крупнейшим спортивным соревнованием, победа в которых считалась чрезвычайно почётной и для атлета, и для полиса, который он представлял.
С возникновением в Древней Греции состязаний в силе и ловкости, которые проводились в небольшом городе Олимпия, связано много легенд и мифов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 2


История Олимпийских игр
В Древней Греции……………………………………………………………………………… 3


Хроника Олимпийских игр…………………………………………………………………… 5


9 правил
Олимпийских игр………………………………………………………………………………. 6


Значение Олимпийских игр…………………………………………………………………… 9


Заключение………………………………………………………………………………………. 9


Список использованной литературы…………………………………………………………. 11

Работа содержит 1 файл

Реферат по физре.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Вот как выглядит хронология состязаний, которые вводили  устроители игр в Олимпии. 

1-я Олимпиада. 776 год до н.э. Бег на стадий (дромос).

14-я Олимпиада. 724 год. Двойной бег (диаулос  – два стадия – 384,54 метра).

15-я Олимпиада. 720 год. Долгий бег (долихос  – до 24 стадиев).

18-я Олимпиада. 708 год. Борьба, пентатл.

23-я Олимпиада. 688 год. Кулачный бой.

25-я Олимпиада. 680 год. Гонки квадриг.

33-я Олимпиада. 648 год. Панкратий, скачки верховых.

37-я Олимпиада. 632 год. Состязания эфебов (бег  на стадий, борьба).

38-я Олимпиада. 628 год. Состязания эфебов (пентатл).

41-я Олимпиада. 616 год. Состязания эфебов (кулачный бой).

65-я Олимпиада. 520 год. Бег гоплитов (воинов с  оружием).

93-я Олимпиада. 408 год. Гонки колесниц с парой  коней.

96-я Олимпиада. 396 год. Состязания глашатаев и  трубачей.

99-я Олимпиада. 384 год. Гонки колесниц с парой мулов.

145-я Олимпиада. 200 год. Состязания эфебов (панкратий). 

Состязания эфебов (панкратий). Этот далеко не полный хронологический  список - хороший рассказчик. И он способен дать немало интересных сведений. Например, о том, что программа древних игр формировалась ни много, ни мало - пять веков. Первое свое столетие игры были атлетическими, а с 680 года стали еще и гиппическими (или конными), когда нагами устраивать гонки на колесницах. Спустя почти полтора столетия после первых игр в Олимпию допустили наряду с мужами и эфебов — «возмужалых», хотя возраст подростков и юношей определяли «на глазок», считая таковыми всех, кто не старше 18—20-ти лет. И стоит отметить, что среди состязаний не было предназначенных для воинов (если не считать бега гоплитов).

Наконец, еще  одна информация для размышления: только после пяти столетий своего существования  игры достигли максимальной насыщенности соревновательной программы, когда  число их было доведено до двадцати, а продолжительность празднества  достигла шести дней.

Кстати, эволюция продолжительности игр также  примечательна. Изначала праздники  справляли в месяце, который открывал новый год и который западные пелопоннесцы называли иеромением. Первые полстолетия, когда в Олимпии  доминировал бег и только бег, праздники были однодневными. В классическую эпоху — в пятом веке до новой эры — игры длились пять дней. И вот как выглядели те олимпийские пятидневки день за днем.

1-й день. Церемонии  открытия игр: жертвоприношения  и клятвы атлетов и элланодиков,  бросание жребия перед состязаниями бегунов на стадий, в единоборствах и конных ристаниях перед гонками колесниц на ипподроме.

2-й день. Состязания  эфебов (бег, борьба, кулачный бой,  конные скачки), борьба для мужей.

3-й день. Состязания  мужей в беге (дромос, диаулос, долихос), кулачный бой, панкратий.

4-й день. Состязания  на ипподроме (гонки колесниц  и скачки), пентатл, гоплитодром.

5-й день. Церемонии  прощания с играми: жертвоприношения, шествия и возложение венков  на победителей, пиры олимпиоников  и паломников.

Такими были века и дни Олимпии, какими их можно  увидеть в зеркале греческой  хроники. 
 

9 правил Олимпийских  игр.

Правило №1.

«К  Играм не допускаются  варвары, рабы, преступники, осуждённые на данный период или уже  запятнавшие себя прошлыми преступлениями, святотатцы и нарушители государственных налоговых законов».

Нарушителям законов  в любом виде закрывался путь в  Олимпию. В 420 году до н.э. Алкивиаду, талантливому афинскому полководцу и другу  Сократа, было отказано в участии  на Играх в Олимпии: он обвинялся в насильственных действиях против граждан греческих городов. Иными словами, полководец пострадал из-за своих сограждан, афинян, которые к тому моменту проявили активные военные действия в отношении соседей, тоже греков. Но после трудных переговоров судьи уступили Алкивиаду, и не зря. Успех афинского военачальника на этой Олимпиаде превзошёл все ожидания, принадлежащие ему колесницы, заняли первые три почётных места.

Правило №2.

«Участники  состязаний обязаны  заранее записаться, пройти отборочный конкурс и дать клятву Зевсу».

Для участия  в Олимпийских играх важно  было заранее подать заявку в судейскую  коллегию, которая занималась предварительным  отбором всех кандидатов.

Правило №3.

«Опоздавшие на Игры атлеты не допускаются  к состязаниям, какая  бы уважительная причина у них ни была».

На 218-й Олимпиаде  был случай, когда кулачный боец Аполлоний из Александрии Египетской опоздал к началу Игр. Его не допустили  к участию в состязаниях, хотя Аполлоний клялся всеми богами, что  его вины здесь нет. Он плыл морем на корабле, как объяснял, а потому «виноват корабль и его команда, так как дул встречный ветер». Судьи, услышав клятву Аполлония, поверили ему, тем более он считался знатным бойцом, и допустили его к состязаниям. Аполлоний провёл все бои удачно, выиграл последний агон у сильного бойца Гераклида, и стал бы олимпиоником, если бы его не уличили в обмане судей и богов.

Правило №4.

«Запрещается  появление женщин на Играх и в  Альтисе на всё  время празднества».

Есть устоявшееся  мнение, что эллины запрещали своим  женщинам не только участвовать в атлетических состязаниях, но даже появляться в пределах Олимпии на всё время Игр (кроме, разумеется, главной жрицы храма Геры).

Правило №5.

«Атлеты обязаны состязаться  в обнажённом виде».

В Олимпии атлеты выступали обнажёнными, и даже их тренеры были вынуждены находиться на трибунах в таком же виде. На соревнованиях атлеты смазывали своё тело оливковым маслом, что ещё больше подчёркивало красоту обнажённого тела. Это не считалось чем-то постыдным. Обнаженное, красивое тело показывало, как упорно тренировались спортсмены. В этом не трудно убедиться, если рассматривать изображения греческих атлетов на древних вазах. В VI веке была предпринята попытка «одеть» атлетов, но это нововведение не стало популярным. Нагота вскоре приобрела статус моды в атлетике. 

Правило №6.

«Запрещается  убивать противника намеренно или  наносить ему увечные  удары, когда в  этом нет необходимости, - такое запрещается  под угрозой больших  штрафов или даже лишения почётного  титула олимпионика».

В Олимпии иногда случалась, что в состязательном азарте один участник нечаянно убивал соперника. В обычной жизненной ситуации виновного в убийстве гражданина неотвратимо ожидал смертный приговор или, в лучшем случае, изгнание из страны навечно. Олимпийский же кодекс давал возможность атлету искупить вину в непредумышленном убийстве, но для этого следовало совершить специальное очистительное жертвоприношение.

 Правило №7.

«Запрещается  предлагать противнику деньги за поражение  или послабление  в состязании, а  также подкупать или даже пытаться подкупать судей».

Впервые случай подкупа соперников обнаружился  во время 98-й Олимпиады: тогда в  таком неблаговидном поступке уличили  кулачного бойца Эвпола из Фессалии. А после скандала с Эвполом  в подобном грехе уличили и пентатлиста Каллиппа из Афин. Это неприятное событие произошло на 112-й Олимпиаде, когда атлет решил не обременять себя усилиями в честном состязании со своими более сильными соперниками, а подкупить их всех по – очереди. Все участники нечестных «сделок» были с позором исключены из списков участников Олимпиады и заплатили крупные штрафы.

Правило №8.

«Каждый участник имеет право  обратиться в Олимпийский  Сенат с протестом  на любое решение  судей, на свой страх  и за свои деньги».

Да, такая необходимость  была, поскольку не только атлеты на Играх попадались судьям для «разборок», но и судейство нередко отмечалось как несправедливое.

Правило №9.

« Все нарушители олимпийских  законов и судейских  решений строго наказываются крупными штрафами, а город, делегировавший такого атлета, обязан нести солидарную ответственность по выплате штрафов вместе со своим атлетом – нарушителем».

Известно, что  перед состязаниями все участники  заявляли о своём намерении бороться за титул олимпионика, а судьи  вносили их имена в особые списки агонов, где указывался город, откуда родом атлет, и имя отца. Так что в случае победы атлета радость переполняла сердца его сограждан и всей родни. Чувства землячества у греков очень сильно развиты, но были исключения из правил, когда некоторые участники состязаний меняли своё гражданство, когда неожиданно для земляков объявляли себя уроженцами других городов. Судьи следили за подобными «прописками» своих подопечных, высматривая нарушения, строго наказывали атлетов «за отступничество от родины».

  Значение олимпийских игр.

Олимпийские игры были объединяющим центром всего  эллинского мира, священные послы  теоры представляли в Олимпии  все греческие государства. Особо  почитали Олимпийские игры греки  из отдаленных мест, которым они  помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.).

В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады  утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н.э. историк Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам, четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.

Ко 2 веку до н.э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь в событие местного значения. В 85 году до н.э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н.э.), но через 4 года они возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н.э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.

Древние Олимпийские  игры закончились в 395 г. н.э., когда  Олимпия была уничтожена двумя сильными землетрясениями.

В 1896 г. н.э. француз  Пьер де Кубертен возродил идею древних  соревнований и организовал первые современные Олимпийские игры. В них включены многие виды древних состязаний. Например, эстафета, когда один бегун передавал факел другому. Последний бегун победившей команды зажигал огонь на алтаре. Этот обычай в измененном виде был возрожден в современных Олимпийских играх как церемония зажжения Олимпийского огня.

Заключение.

Олимпийские игры в ХХ столетии стали одним из многочисленных денежных шоу, превратившись в средство низкопробной массовой национальной пропаганды, вовремя и без сбоев поставляя  необходимую норму адреналина в застоявшуюся кровь уставшего человечества.

Но на заре своего существования Олимпийские игры имели принципиально другое значение. Это был комплекс ритуалов и спортивных состязаний, направленный на религиозное  и культурное объединение Эллады.

Подобные игры были распространены в XI-IX веках до н.э. Спорт той эпохи можно назвать аристократическим, потому что в состязаниях участвовали в основном представители знати. Состязания проводились, видимо, от случая к случаю: не существовало специального места проведения соревнований, не было системы правил, института судей. Призы выдавались всем участникам соревнований, даже если они занимали последнее место, причем победа в заезде на колесницах, в кулачном бою или борьбе оценивалась гораздо выше, чем все остальные, так как эти виды спорта считались наиболее благородными.

Информация о работе Древнегреческие Олимпийские Игры (V – IV век до н.э.)