Двигательная активность как важнейший фактор взаимодействия организма человека с внешней средой

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 04:13, реферат

Описание работы

Двигательная активность - не только особенность высокоорганизованной живой материи, но и в наиболее общей форме-форме движения материи - необходимое условие самой жизни.
Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Бездеятельность губит, и душу, и тело! Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни. Природа не прощает пренебрежение ее законами.

Содержание

1 Введение……………………………………………………………2
2 Двигательная активность………………………………………….3
Необходимость в двигательной активности…………………3
Адаптация к окружающей среде……………………………...4
Человек и экология……………………………………………7
Двигательная активность у детей и подростков…………….8
Последствия недостаточной двигательной активности…….9
Влияние двигательной активности на организм человека…10
Здоровье и адаптация………………………………………….11
Средства стимулирования двигательной активности……….11
3 Заключение…………………………………………………………13
Список использованной литературы………………………………...14

Работа содержит 1 файл

реферат 1.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

     С появлением на Земле человека разумного  получила развитие новая форма адаптации к факторам внешней среды. Принципиальным ее отличием от адаптации в животном мире явилось сознательное управление ее содержанием с помощью достижений общечеловеческой культуры. Средства физической культуры - физические упражнения, различной интенсивности, естественные силы природы, гигиенические факторы- стали важными средствами повышение адаптивных возможностей человека, совершенствование его социальной и биологической природы.

     Действие  главного фактора эволюции - естественного  отбора- с начала появления человеческого сознания, а с ним и его вещественных результатов резко сократилось, и на современном уровне развития человечества практически оказалось исчерпанным. Сама эволюция человека пошла по пути совершенствования механизмов выживания за счет прогрессивного развития мозга, сознательного отражения действительности, изыскания эффективных форм адаптации к ней. Снижению элиминирующей роли естественного отбора в обратно пропорциональной зависимости способствовали высокие темпы так называемого социального наследования. Материализация его начинается там, где создаются условия накопления культурных ценностей, созданных человеком, и передачи их последующим поколениям.

     Будучи  изолированными от общества людей в  раннем детстве, человек никак не проявляет активности, потребности в подлинно человеческом познании окружающего мира. И наоборот, чем больше он к этому побуждается специальным педагогическим руководством, тем быстрее и охотнее приобщается к ценностям общечеловеческой культуры. В связи с этим активное приобщение детей к овладению теоретическими основами спорта, физиологическими, тактико-техническими знаниями необходимо не только для спортивного роста, но и для социализации человека, формирования его личности.

     Разумеется, социальное исследование не меняет основ биологической наследственности человека: и у кроманьонца, и у нашего современника врожденные задатки закодированы в 46 хромосомах. И в обозримом, и в отдаленном будущем геном человека останется постоянным. Однако в рамках очень жесткой программы наследственности может меняться активность отдельных участков генома под воздействием  агрессивных факторов внешней среды. Об этом свидетельствуют как экспериментальные данные, так и житейский опыт. 

    2.5 Последствия  недостаточной двигательной активности. 
     

     Научно-техническая  революция ведет к уменьшению доли тяжелого труда, физических нагрузок и на производстве, и в быту, а, следовательно, снижению доли активной двигательной деятельности. Каковы же причины столь неблагоприятных последствий недостаточной двигательной активности (гипокинезии)? 

     Снижение  двигательной активности приводит к  нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности  импульсации из скелетных мышц в  центральный аппарат регуляции. На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению структур. При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая устойчивость, активность.

     Также снижается устойчивость организма  к перенагреванию, охлаждению, недостатку кислорода.

     Уже через 7-8 суток неподвижного лежания  у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон, резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция. 

     2.4Двигательная  активность у детей и подростков

     У юных спортсменов эти расстройства развиваются медленнее, но и у них в результате гиподинамии нарушается координация движений, появляются вегетативные дисфункции. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной функции. 

     2.6. Влияние двигательной активности  на организм человека. 

     Последние полмиллиона лет человек эволюционирует без изменения в своей генетической программе. Между тем условия, в которых жили наши предки, и условия, в которых живем мы, отличаются, прежде всего, требованиями к объему выполняемых движений. Мы затрачиваем несравненно меньше физических сил, чтобы обеспечить собственное существование. Нормальное функционирование сердечно- сосудистой, дыхательной, гормональной и других систем организма тысячелетиями развертывалось в условиях активной двигательной деятельности, вдруг на последнем 100-50 летнем отрезке эволюции условия жизни предлагают организму совершенно необычную при недостатке движений форму реализации сложившихся способов жизнедеятельности его органов и систем. Природа человека не прощает этого: появляются болезни гипокинезии.

     Во  время мышечной работы активизируются не только сам исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренних органов), нервная  и гуморальная регуляции. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Страдают и нервно- мышечная система, и функции внутренних органов.

     В отличие от механической системы, изнашивающейся от работы, деятельность живого организма сопровождается не только прогрессивными функциональными, но и морфологическими сдвигами. Возрастающие адаптационные процессы и резервы приводят к экономизации функционирования скелетных мышц и внутренних органов - на единицу выполняемой работы затрачивается меньше энергии, быстрее идут восстановительные процессы. 

2.7. Здоровье  и адаптация. 

     Здоровье- это полное физическое и психическое благополучие. Однако человек постоянно соприкасается с внешней средой, с различными ее воздействиями. В связи с этим его организм реагирует на различные изменения в окружающей среде. Если человек постоянно живет в условиях, резко отличающихся от обычных, так называемых экстремальных, у него наблюдаются значительные и стойкие изменения в организме. Так, для жителей крайнего Севера, примерно вдвое падает содержание сахара в крови, увеличивается количество продуктов промежуточного обмена жиров. Для жителей высокогорья характерно стойкое увеличение числа эритроцитов в крови - компенсаторная реакция на понижение кислорода в воздухе. У полярников понижен почечный барьер для витаминов группы В и С, т.е. наблюдается хронический дефицит витаминов в организме. Между тем во всех этих случаях человек совершенно здоров.

     Экстремальные факторы постоянно вносят поправки в гомеостаз, расширяя границы адаптационных  сдвигов. Так, организм- эта целостная  система, саморегулируется и самоконтролируется на уровне биологическом. 

2.8. Средства  стимулирования двигательной активности. 
 

     Вредные привычки, побочные продукты цивилизации, загрязнение окружающей среды создают  благоприятные условия для активизации  дремлющей инфекции. У людей подвижных, ведущих активный, здоровый образ жизни, этот скрытный враг остается мирным сожителем и в самых критических ситуациях, у людей ослабленных нерациональным режимам работы и отдыха, ведущих малоподвижный образ жизни в таких условиях торжествует болезнь. Разумеется, повышение общей культуры, куда, несомненно, входит и физическая культура,- это еще далеко не использованные нами резервы здоровья. В ряду средств оздоровления детей и подростков решающая роль принадлежит рациональному двигательному режиму питания и закаливания.

     Закаливание- это система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма  воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

     Приобщение  к активной двигательной деятельности нужно начинать в малом возрасте. Так как высокие способности  детей к овладеванию новыми движениями постепенно утрачиваются или одновременно с процессом взросления. С наступлением зрелости и окончанием структурной дифференцировки нервной системы овладение новыми движениями требует больше времени, умственных и физических затрат. Ребенок обладает не только большой пластичностью мозга, но и высокой податливостью (чувствительностью) к специфическим для человека способам стимулирования его развития. Это относится, в частности, к использованию внушения и самовнушения как важнейшего инструмента спортивно- физического роста и развития тренированности.

    Физиологически  оправданными являются различные средства стимулирования двигательной активности. Физические упражнения, выполняемые  с использованием тренажеров и других технических приспособлений являются высокоэффективными средствами тренировки. Несомненную роль играет высокая восприимчивость человеческого мозга к упражнениям с предметами.

     Важнейшим адаптированным свойствам человека является его способность к трудовой деятельности. Эта способность лежит и в основе адаптации к новым формам двигательной деятельности, характерной для спорта. Совершенствование человека (и человечества) посредством занятий физической культурой, спортом - важнейшее условие прогрессивного развития его умственных и физических способностей, а также выживания человечества в целом.  

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Главная социальная функция спорта - совершенствование физической и психической природы человека - в известной мере служит положительному изменению демографической структуры общества. Физическая культура добавляет не только годы к жизни, но и жизнь к годам: продолжительность активной творческой жизни увеличивается, общество получает дополнительный резерв трудоспособного населения.

    Уже в ближайшем будущем человек  резко увеличит резервы адаптации к факторам внешней среды за счет широкого использования различных средств самосовершенствования. В ряду этих средств спорт будет играть все возрастающую роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт,1991.-224с., ил.
  2. Агаджянн Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье.- М.: Физкультура и спорт, 1989.-208с., ил
  3. Анализ программ школьного физического воспитания в развитых
  4. капиталистических странах (обзорная информация)/Сост.: Бондаревский Е.Я.,
  5. Жарова Л.Б., Станиславская Е.Г. и др. - М.: ВНИИФК, 1986.
  6. 4. Анаркулов Х.Ф., 1993. Кыргызские народные подвижные игры, физические
  7. упражнения и современность: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М.:
  8. ГЦОЛИФК.
  9. 5. Арвисто М.А., 1972. Конкретно-социологическое исследование некоторых
  10. субъективных аспектов участия в спортивной деятельности: Дисс. ...канд. пед.
 
  1.  Арвисто  М.А., 1982. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности. - М.

        
 
 

Информация о работе Двигательная активность как важнейший фактор взаимодействия организма человека с внешней средой