Физическая культура для дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:54, контрольная работа

Описание работы

Очень важно понять, что под влиянием различных средств физического воспитания (гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений) укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества и создаются условия для осуществления умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Работа содержит 1 файл

ФИЗРА2 Office Word.docx

— 32.72 Кб (Скачать)

1.ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание детей  раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной  задачей общественного воспитания. Успешное решение этой задачи определяется уровнем подготовки родителей, воспитателей и медицинских работников детских  учреждений, возможностью использовать в своей работе лучший опыт физического  воспитания.

Очень важно понять, что  под влиянием различных средств  физического воспитания (гигиенических  факторов, естественных сил природы, физических упражнений) укрепляется  здоровье, улучшается физическое развитие, формируются двигательные навыки, развиваются  физические качества и создаются  условия для осуществления умственного, нравственного, эстетического и  трудового воспитания.

Для этого необходимо овладеть  методикой проведения физкультурных  занятий, утренней гимнастики, подвижных  игр и других форм работы по физическому  воспитанию дошкольников и спланировать их проведение.  Цель методики  заключается  в совершенствовании основных движений, быстроты, ловкости, согласованности  движений, умения действовать в коллективе, активности, инициативы и в укреплении здоровья.

Для успешного физического  воспитания детей дошкольного возраста необходимо максимально учитывать  особенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста позволяют научно, с точки зрения физиологических возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку  упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Исследования в области  физической культуры дошкольников

Вся работа по физическому  воспитанию проводится воспитателями  групп, которые должны иметь специальную  подготовку. План занятий воспитатель  согласует с музыкальным руководителем, чтобы сочетать музыкальное и  физическое воспитание. Во время музыкальных  занятий широко используются движения под музыку в виде игр, упражнений, плясок и т. д.; на занятиях по развитию движений упражнения также могут  проводиться под музыку (З.С.Уварова, Р.Г.Сорочек, В.П.Спирина, Г.П.Юрко;1963).

Для успешного решения  задач физического воспитания детей  дошкольного возраста необходимо максимально  учитывать особенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного  возраста позволяют научно, с точки  зрения физиологических возможностей детского организма, обосновать выбор  и дозировку упражнений, а также  методически правильно организовать занятия. Как известно, двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий  внешней среды, важная роль среди  которых принадлежит факторам физического  воспитания.

У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование  двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале  непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный  характер и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного  возраста процессы возбуждения преобладают  над торможением.

В этом возрасте быстро развиваются  и совершенствуются такие движения, как бег, ходьба, прыжки, лазание, метание  и др. Развитие основных движений у  детей дошкольного возраста исследовалось  Е. Г. Леви-Гориневской. Она делает попытки  теоретически обосновать развитие двигательных навыков и связывает его с  влиянием внешней среды. На основании  этих данных приводим показатели развития основных движений у детей дошкольного  возраста.

Ходьба. В возрасте 3--4 лет дети еще сохраняют многие черты ходьбы детей ясельного возраста. У них еще отмечается неравномерный темп, и недостаточная четкость движений, трудности при соблюдении указанного направления. Остаются такие вспомогательные движения, как боковые раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами, ноги при ходьбе полусогнуты. Согласованное движение рук и ног при ходьбе у детей 3 лет отмечается уже в 25%, к 4 годам оно отмечается более чем у половины детей. Постановка стоп остается параллельной.

В возрасте 5--6 лет координация  движений улучшается, согласованное  движение рук и ног отмечается более чем у 70% детей, увеличивается  длина шага, он становится более  равномерным. Но еще отмечается неравномерность  в темпе движения.

К 7 годам почти у 100% детей  отмечается согласованное движение рук и ног, увеличивается длина  шага и замедляется темп ходьбы, увеличивается скорость ходьбы на расстояние.

Бег. Хорошая координация движений рук и ног при беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе. Так у детей 3 лет она отмечается в 30%, а 4 лет -- у 70--75%. В возрасте 3--4 лет отрыв от почвы («полетность») во время бега наблюдается в единичных случаях (как указывает Е. Г. Леви-Гориневская). Только в возрасте 4--5 лет, особенно при наличии тренировки, «полётность» встречается в 20% случаев. В то же время приведенные автором наблюдения циклографическим методом указывают на наличие «полетности» в более раннем возрасте, когда на глаз она еще не заметна. Эти данные подтверждаются исследованиями других авторов, которые указывают на появление «полетности» в беге спустя год после начала ходьбы. К 7 годам «полетность» при беге отмечается более чем у 70% детей. К этому же возрасту более чем у 90% детей появляется хорошая согласованность движений рук и ног при беге, бег становится более равномерным. Постепенно с возрастом длина шага увеличивается, а темп становится менее частым, нарастает скованность бега.

Прыжки. К 3 годам большинство детей умеет спрыгивать с высоты 15см и подпрыгивать на месте, но отрыв ног от почвы у них небольшой. Сравнительно легко дети 3--4 лет справляются с прыжком в длину с места, двумя ногами через палку или шнур, лежащие на полу. С возрастом быстро увеличивается длина прыжка. Почти у 50% детей имеется неплохой толчок и приземление на полусогнутые ноги, у остальной части отталкивание от почвы слабое, приземляются они на всю стопу, на прямые ноги. У детей 3--4 лет, как правило, отсутствует взмах рук при прыжке. Трудности для них представляет прыжок в высоту с места. К 4 годам небольшая часть детей может прыгать на одной ноге.

В возрасте 5 лет дети уже  хорошо справляются с подпрыгиванием на одной ноге на месте и с продвижением вперед. Увеличивается длина прыжка с места, дети овладевают прыжком  в длину с разбега. В этом возрасте дети еще недостаточно используют при  прыжке взмах рук, слабо отталкиваются, иногда приземляются на всю стопу  и прямые ноги. Наибольшие трудности  представляет прыжок в высоту с разбега, при этом прыжке правильное приземление отмечается реже.

К 6-7 годам дети свободно и хорошо справляются с подпрыгиванием, прыжками на месте и с продвижением вперед на двух и одной ноге, прыжками в глубину до 50см. Им вполне доступны прыжки в длину с места и  с разбега, прыжок в высоту. Они  уже умеют правильно использовать взмах рук при отталкивании, более  чем в 70% случаев дети приземляются правильно (на полусогнутые ноги, легко).

Метание. У детей 3--4 лет еще нет настоящего навыка метания. У них отсутствует хороший замах рукой, правильный поворот туловища при метании. Легче им удается ловля мяча. При метании в даль расстояние невелико до 2--2,5 м, часто не выдерживается правильное направление броска. Дети еще хорошо не умеют подбрасывать мяч и ловить его. В метании тренированность играет особенно важную роль, в связи с чем, навык правильного метания у детей при тренировке развивается быстро. Уже у детей 5 лет в большинстве случаев имеется правильный замах рукой и поворот туловища. Метание вдаль является для детей более простой формой, чем метание в цель. Значительная разница в качестве выполнения метания и в количественных показателях наблюдается при метании правой и левой рукой (худшие показатели при метании левой рукой). В развитии этого навыка у детей более четко выявляются половые различия: лучшие показатели у мальчиков уже в 4--5 летнем возрасте, чем у девочек.

Лазание. У детей 3--4 лет еще отмечается приставной шаг при лазании, не всегда движение рук сочетается с движением ног, но при наличии соответствующей тренировки уже у детей 4 лет появляется лазанье чередующимся шагом. Дети 5 лет полностью овладевают навыком лазания переменным шагом по гимнастической стенке.

В связи с улучшением координации  движений у детей в возрасте 4--5 лет обеспечивается возможность  выполнения упражнений на равновесие. Дети хорошо справляются с ходьбой  на пятках и носках, стоянием на одной  ноге.

Ходьба и бег по уменьшенной  площади опоры (между линиями, нарисованными  на полу, по скамейке, бревну на различной  высоте). Для детей 6--7 лет доступно применение более сложных упражнений в равновесии: на месте, в движении, на уменьшенной площади опоры, с  выполнением различных упражнений и заданий.

Спортивные развлечения. В возрасте 4 лет для детей доступно катание с горки на санках, ходьба на лыжах, катание на трехколесном велосипеде, купание и игры в воде. К 5 годам при соответствующем обучении дети достаточно хорошо овладевают ходьбой на лыжах, ездой на двухколесном велосипеде, самокате, различными подготовительными упражнениями к плаванию, скользят по ледяным дорожкам. В 6--7 лет дети уже свободно катаются на двухколесном велосипеде, ходят на лыжах, катаются на коньках, плавают.

Развитие основных движений у детей происходит при самостоятельной  двигательной деятельности и в играх, а также при проведении организованных занятий физическими упражнениями. В связи с этим для педагога имеет большое значение знание уровня развития основных движений у детей  для назначения соответствующих  упражнений.

Игры. Одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста является игра. Подвижная игра должна использоваться для развития у детей основных движений, закрепления двигательных навыков, развития ловкости, быстроты, умения действовать в коллективе. Подвижные игры с детьми должны проводиться ежедневно, в свободное от занятий время, во время прогулки, а также они входят в план обязательных занятий по развитию движений и могут включаться в утреннюю гимнастику.

Характерными особенностями  игры детей младшего дошкольного  возраста является то, что коллектив  детей не разделяется на команды, простота сюжета, чередование подвижных  и спокойных моментов. С детьми младших групп в основном проводятся игры, в которых одновременно выполняются  одинаковые действия для всех детей. У детей среднего и старшего дошкольного  возраста уже применяются игры с  элементами соревнования, требующие  выполнения правил. Выбор игры и  методика ее проведения зависят от возраста, степени подготовленности детей и должны быть направлены на осуществление основных воспитательных задач.

Для выбора игры имеет значение и время года. Так, зимой применяются  игры большей подвижности и с  использованием зимних условий (бросание снежков, бег по снежному валу и т. д.). Нужно учитывать и место  проведения игры -- участок или помещение. Проведение игр на открытом воздухе  содействует закаливанию детского организма (З.С.Уварова, Р.Г.Сорочек, В.П.Спирина, Г.П.Юрко;1963).

Подвижные игры повышают эмоциональный  тонус детей, укрепляют нервную  систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают окислительные  процессы в организме, укрепляют  и тренируют мышечную систему.

Организованные  занятия физическими упражнениями (гимнастикой) являются основной формой обучения детей движениям. Эти занятия проводятся по плану в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Программой рекомендуется проводить обязательные занятия с детьми, начиная с третьего года жизни один раз в неделю. Нельзя согласиться с этим положением, так как известно, что образование определенных двигательных навыков и закрепление двигательного стереотипа требуют определенной повторности и последовательности применения раздражителей.

При развитии двигательных умений у детей такими раздражителями являются физические упражнения. В  связи с тем, что у детей  дошкольного возраста условные связи  образуются быстро, но они не прочны, одно занятие в неделю не может  обеспечить усвоения и закрепления  основных двигательных умений, даже при  использовании других форм занятий  физическими упражнениями. В связи  с этим необходима большая повторяемость  занятий.

При обучении детей дошкольного  возраста основным движениям должна учитываться характерная для  них недостаточная дифференцированность движений, неумение самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Физические упражнения для детей  дошкольного возраста должны быть динамичные и охватывать по возможности большое  число мышечных групп, в, них должны принимать участие главным образом  крупные мышцы.

Распределение нагрузки должно быть равномерным на все мышечные группы конечностей и туловища, для  этого необходимо проводить упражнения из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа. При выполнении физических упражнений необходимо приучать детей  правильно дышать. Углубленное дыхание  естественно наступает при выполнении различных упражнений, бега, прыжков  и т. д. Однако надо следить, чтобы  при выполнении упражнений дети не задерживали дыхания, правильно  сочетали вдох и выдох с движениями (З.С.Уварова, Р.Г.Сорочек, В.П.Спирина, Г.П.Юрко;1963).

В группе детей четвертого года жизни занятия проводятся со всей группой, продолжительность их 20--25 минут. При планировании должна учитываться предшествующая подготовленность детей в ясельном возрасте. Физическая нагрузка для детей этого возраста увеличивается. Вводная и подготовительная части занятий занимают 5--6 минут, продолжительность основной части 12--14 минут, заключительной--3--4 минуты.

Занятия с детьми пятого года жизни проводятся длительностью 25--30 минут. При планировании занятий  учитывается предшествующая подготовленность детей. Подготовительная часть занятий  занимает 6--8 минут, основная --15--16 минут, заключительная-- 4--5 минут. Физическая нагрузка занятий в данной возрастной группе увеличивается за счет большей  продолжительности занятия, усложнения и большего числа повторений общеразвивающих упражнений, а также усложнения материала по развитию основных движений и подвижной игры.

Информация о работе Физическая культура для дошкольников